Поддержка талантливой молодёжи.
Также к числу приоритетных задач государственной молодёжной политики на современном этапе относится совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодёжи, которая являетсястратегическим ресурсом развития страны.
На становление этой системы положительно повлияли меры,реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В первую очередь – Указ Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006г. №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи».
Всоответствии с Указомпредусматривается ежегодное определение 5 350 юных талантов во всех регионах России. Из них – 1 250 чел. (победители всероссийских олимпиад, победители и призёры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. руб. и 4 100 молодых людей (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призёры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) - в размере 30 тыс. руб.
В 2015году получит развитие ещё одна форма поддержки талантливой молодёжи: с 1 сентября для 5 тысяч выпускников школы, продемонстрировавших наиболее высокий уровень подготовки, вводится специальная академическая стипендия на весь срок обучения в вузах в размере 20 тыс. рублей.
Региональные конкурсы, направленные на выявлениеи поддержку талантливой молодёжи, проводятся в 78 субъектах России.Общее количество конкурсов – 634.
Наибольшее их количество отмечается в Томской области (44), Тамбовской области (43), Московской области (40), Калининградской области (37), Челябинской области (31).Всего в региональных этапахучаствовало более 200 тыс. молодых людей.Количество победителей в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 25%.
Среди межрегиональных конкурсовпо выявлению и поддержке талантливой молодёжи можно отметить следующие: конкурсы проектов и программ по поддержке талантливой молодёжи, фестивали творчества, игры КВН, фотоконкурсы, конкурсы-фестивали эстрадной песни, фестивали современного искусства, выставки творческих работ.
В соответствии с данными мониторингового исследования о молодёжи, принимающей участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и других мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного масштаба по выявлению и поддержке талантливой молодёжи, в 2014 году по сравнению с 2012 годом количество участников увеличилось на 10%.
На выявление и поддержку талантливой молодёжинаправлены и различные конкурсы в системепрофессионального образования.
Так, во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства приняли участие более 2 тыс. студентов из 71 субъекта Российской Федерации всех федеральных округов.
Следует отметить устойчивую тенденцию формирования системы поддержки талантливой иинициативной молодёжи на региональном уровне. Меры поддержки имеют положительный резонанс и способствуют повышению интереса молодёжи к научной, научно-исследовательской деятельности в стране.
В 2013/14 учебном году во всех этапах всероссийской олимпиады приняли участие свыше 7,4 млнобучающихся, в том числе в муниципальном, региональном и федеральном этапе – 1,77 млн обучающихся – это на 25% больше, чем годом ранее.
В 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам российские школьники завоевали 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых медали. Впервые в истории международных олимпиад Россия заняла 1-е общекомандное место по числу медалей на международной олимпиаде по химии. Также впервые в 2014 году все члены сборной команды по географии стали обладателями наград международного уровня. В общекомандных зачётах по математике, информатике, физике, астрономии сборные команды школьников Российской Федерации вошли в пятёрку сильнейших команд мира.
Следует подчеркнуть, что стимулирующим фактором для молодёжи стало создание в большинстве субъектов Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерацииот 30 июля 2008г.№ 1144 «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных», советов молодых учёных и специалистов (далее – СМУС).
СМУС является постоянно действующим коллегиальным, совещательным органом при руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представляет собой молодёжное собрание представителей научных и образовательных учреждений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Совет выполняет экспертно-консультативные функции в вопросах молодёжной политики и научно-образовательной сфере, кадрового обеспечения, развития инновационной экономики, представляет интересы молодых учёных и специалистов.В настоящее время в рамках поддержки инноваций и научно-технического творчества (по данным мониторинга) в регионах функционируют около 2,0 тыс. студенческих научных обществ, в работе которых занято порядка 200,0 тыс. чел[15].
В России создана система коммуникационных площадок, целью которых является обобщение опыта и формирование навыков и компетенции молодёжи – система молодёжных форумов. В 2014 году боле двух третей регионов Российской Федерациипроводили свои молодёжные форумы по основным направлениям государственной молодёжной политики.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 года № Пр-2218 молодёжные форумы проводятся во всех федеральных округах под эгидой полномочных представителей. Федеральные молодёжные форумы «Селигер» и «Территория смыслов» приняли в 2014 году порядка 16 тыс. молодых активистов. Всего в форумной кампании приняло участие порядка 50 тыс. человек.
Трудоустройство молодёжи.
Осложнение положения молодёжи на рынке труда связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом и рецессией, которые так или иначе затронули все страны в мире. По данным доклада Международной организации труда (далее – МОТ) «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» в 2013 году во всём мире насчитывалось около 202 млн безработных, из них около 74,5 млн чел. являлись молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Уровень безработицы среди молодёжи вдвое превысил уровень безработицы в мире в целом и составил более 13%[16].
По данным доклада МОТ «Трудоустройство в мире и социальный прогноз: тенденции 2015»[17]ожидается, что в 2015 году число безработных увеличится на 3 млн чел., и еще на 8 млн чел. в последующие четыре года. Глобальный уровень безработицы среди молодёжи, как ожидается, увеличится до13,1%в 2015 году, а затем останетсянеизменным до2018 года.Наибольший рост безработицы среди молодёжи в 2015 годубудет наблюдатьсяв Восточной Азиии на БлижнемВостокес ожидаемымдальнейшим ростомв течение следующихлет.
Генеральный секретарь Организации Объединенных наций Пан Ги Мун назвал безработицу среди молодёжи «эпидемией» сегодняшних дней и «одной из главных проблем нашего времени»: «И в бедных, и в богатых странах уровень безработицы среди молодёжи значительно превышает аналогичный показатель среди взрослого населения.И конечно, отсутствие работы – это только вершина айсберга. Многие получают мизерные зарплаты и не могут при этом рассчитывать на социальную защиту в неформальной экономике. Другие обнаруживают, что их образование не позволяет им найти работу на сегодняшнем рынке труда»[18].
В этой ситуации большая часть мероприятий в рамках национальных молодёжных политик в большинстве стран мира связана с трудоустройством молодёжи.
И даже больше: трудоустройство молодёжи в ряде стран приобрело статус национального приоритета. Это представляется логичным: уровень преступности и миграции среди работающей молодёжи близок к нулю, работающая молодёжь готова к созданию семьи и потомству, продолжению обучения, лояльна к власти.
Бесспорно, что основная ответственность за расширение молодёжной занятости ложится на государство[19].Финансирование молодёжной занятости в рамках молодёжной политики практически полностью финансируется из государственных бюджетов, но есть и программы, финансируемые совместногосударством и частным капиталом,международными организациями (Всемирным банком, МОТ, ООН) и другими организациями-донорами. Реализация образовательных программ, программ по развитию предпринимательствав развивающихся странахзначительнозависят отресурсовмеждународныхпартнеров инеправительственныхорганизаций.
Так, в 2011 годуЕвропейская комиссия выступила с инициативой «Возможности для молодёжи», обратившись к правительствам и социальным партнерам с просьбой приложить усилия в борьбе против раннего отсева из школы и помочь молодым людям в получении необходимых профессиональных квалификаций, навыков и опыта трудовой деятельности, а также в поисках первой работы.
Сданной инициативойсвязанпринятый в апреле 2012 года пакет ЕС по трудоустройству, который дополняет приоритеты в сфере занятости.В том числе предлагается целый ряд политических целей: 75-процентный уровень занятости среди работников в возрасте 20−64 лет к 2020 году; уровень раннего отсева из школы ниже 10%; не менее 40% молодых людей с высшим образованием.
Цель проекта «Ваша первая работа» – поддержать трудовую мобильность молодёжи в рамках общего европейского рынка труда, а именно, содействовать трудоустройству (работе,стажировкеилиученичеству) молодых людейв государствах – членах ЕС. Проект стартовал в2012году. Результатом проекта должно стать трудоустройство 5тыс.граждан.
В 2012 году Европейская Комиссия сформировала предложение по расширению «Пакета занятости молодёжи». Оно включало, в частности, предложение к государствам-членам принять Гарантию молодёжи,что было сделано в 2013 году.
Суть инициативы в том, чтобы государства-члены обеспечили всем молодым людям в возрасте до 25 лет получение качественного предложения о работе, образовании, ученичестве или стажировке в течение четырех месяцев с момента окончания учебного заведения или последней работы. Международная организация труда оценила стоимость создания молодёжных гарантий в Европе в 21 млрд евро в год. При этом экономический ущерб от безработицы 7,5 млн молодых людей был оценен более чем в 150 млрд евро с учётом выплат этим молодым людям пособий и других долгосрочных расходов по безработице.
«Инициатива по молодёжной занятости 6 млрд евро»была предложена Европейским Советомв 2013 году. Её цель – помочь государствам-членам усовершенствовать национальную политикув области борьбы смолодёжной безработицей в странах, гдеона превышает25%. И особое внимание уделить молодым людям, которые не учатся и не работают. Финансирование инициативы запланировано из средств бюджета ЕС в размере 3 млрд евро по статье трудоустройство молодёжи и еще 3 млрд евро из средствЕвропейского социального фонда. Дополнительные средства могут быть внесены странами. Инициативабудетподдерживать и ускорятьмеры по «Пакетузанятостимолодёжи» и «Гарантии молодёжи».
Национальные планы по реализации инициативы «Гарантия молодёжи» были представлены 18 государствами-членами ЕС. В национальных планах определены роль государственных органов власти и других ответственных организаций, финансирование и механизмы мониторинга, сроки реализации мероприятий. К примеру,во Франции в 2006 году принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.
Инициативу «Гарантия молодёжи» дополняют три другие инициативы ЕС:«Европейский альянс стажировок»«Стандарты качества стажировки»и «Сеть общественной занятости».
Инициатива «Европейский альянс стажировок» направлена на повышение качества стажировок и внедрение системы ученичества по всей Европе. В 2014 году в данной инициативе приняли участие19европейских стран, около 30организаций и15компаний[20].
Инициатива «Стандарты качества стажировки», принятая в 2014 годунаправлена на обеспечение высокого качества обучения во времястажировок исправедливые условиятруда для стажирующихся.
Так, по данным Европейскойконфедерации профсоюзов, в настоящее время 59% слушателямне выплачивается заработная плата, а 38% стажирующихся не имеют контракта с работодателем на прохождениестажировки. Различные молодёжные организации также критиковалислабостьи необязательныйхарактер инициативы ЕС[21]
Инициатива «Сеть общественной занятости» – одна из самых молодых, была запущена в сентябре 2014 года по решению Европейского совета и Европейского Парламента. Одной из её задач являетсяобмен знаниями и успешным опытомпо осуществлению инициативы «Гарантия молодёжи». Участие в Сети не является обязательным для европейских стран.
«Европейская программа обмена Эразмусдлямолодых предпринимателей»дает возможностьначинающим предпринимателямперенимать опыт от состоявшихся опытныхпредпринимателей в разных странах мира. В программе с 2009 по 2013 гг.приняли участием5тыс.предпринимателей.
Из всех стартапов в ЕС около 87% были основаны предпринимателями, принимавшими участие в программе Эразмус.Финансирование программы будет продолжено, и к 2020 году планируется обеспечить не менее 10тыс.обменов молодых предпринимателей.
Анализ показал, что координация программ и планов по трудоустройству молодёжи в странах может осуществляться с помощью различных организационных моделей с участием министерства занятости и/или труда, министерства образования и министерства по делам молодёжи.
Так, основным принципом молодёжной политики Китая является трудовая этика, в основе которой лежит вовлечённость молодёжи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию студенчествавтрудовых лагерях, специально создаваемых на период летних каникул.
В числе мер, предпринятых руководством КНР по стимулированию трудоустройства молодёжи следует отметить следующие: расширение каналов трудоустройства, включая поощрение и привлечение выпускников вузов на работу в сельских организациях; создание своего бизнеса выпускниками вузов (для реализации низкорентабельных проектов есть возможность получить кредит до 100 тысяч юаней); выпускники вузов, которые занялись ведением мелкого бизнеса, освобождаются от выплаты административных сборов в течение трёх лет; налаживание связей между вузами и предприятиями (государственный заказ).
В результате такой политики в КНР, несмотря на последствия общемирового финансового кризиса, общий уровень трудоустройства выпускников через полгода после окончания высших учебных заведений в стране составляетоколо 90,2%,
В большинстве странахсамые популярныемеры в рамках программ улучшениявозможностей трудоустройствамолодёжи – это:обучение навыкам(в частности,профессиональное обучение исистемы ученичества) и комплексные программы(по совмещениюработы иобучения, приобретению опыта работы и другие вспомогательные мероприятия), субсидирование заработной платы, общественные работы, профессиональная ориентация и трудоустройство, обучениепредпринимательству.
Основная проблема разработки и реализации подобных мер – это оценка их социально-экономической эффективности для рынка труда, конкретных бенефициаров программ (молодых людей), государства.
Большинство программбыли реализованыв развитых странах и странах со среднимуровнем дохода, и только их небольшая доляприходится на развивающиесярегионы, такиекак Африка.
Меры по поддержкемолодёжизависят отуровня доходов стран.Страны ОЭСР, как правило, имеютразнообразныйпортфель программ, популярны среди них комплексные учебныепрограммы,в то время какстранысо средним уровнем доходав основном ориентированы на создание и совершенствование систем обучения и подготовки.
Цели программ значительно зависят от уровня экономического развития стран. В развивающихся странах существует больше программ помощи молодёжииз семейс низким уровнем дохода, так как они имеют относительновысокий уровень безработицыичасто относятся к группам риска. ВЛатинскойАмерике, где молодёжь находится в наиболее экономическиневыгодном положении,были поддержаны и профинансированы правительствомкомплексныепрограммы, такие какпрограмма «Молодёжь» и целевыеобразовательные программы, финансируемыеместными органами власти, международными организациямиичастным сектором.
Программывстранах с переходной экономикой ориентированы на безработную молодёжьснизким уровнем образованияилине посещающих школу. Около двух третейвсех программ вэтих странахфокусируютсянавыпускниках школ истудентах, которые уже завершили обучение, или завершат его в ближайшее время.
Большинство такихпрограмм нацелены на обучение навыками субсидирование заработной платы. Данных попрограммам длямолодыхженщин,молодых инвалидовимолодёжииз числа этническихгрупп или меньшинствнезначительно.
В России безработица молодёжи также превышает средний уровень безработицы населения. По итогам обследований населения по проблемам занятости «Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2015 года» Росстата[22], в среднем среди молодёжи в возрасте до 24 лет уровень безработицы в феврале 2015 года составил 15,8%, в том числе среди городского населения – 15,0%, среди сельского населения – 18,0%.
Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30–49 лет составляет 3,3 раза, в том числе среди городского населения – 3,8 раза, сельского населения – 2,4 раза.
В целом численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет (занятые + безработные) в феврале 2015 года составила 75,8 млн чел., или 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,4 млн чел. классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн чел. – как безработные с применением критериев МОТ (то есть, не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Сравнительные социологические исследования, проводимые Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН, показывают, что в целом труд всё ещё остаётся значимым фактором личностного самоопределения большинства молодёжи. Значительная часть молодых людей связывает с ним свою нынешнюю и дальнейшую жизнь. Одновременно с этим каждый четвёртый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них примерно каждый седьмой молодой человек однозначно не стал бы работать, если бы был материально обеспечен. Эта группа устойчиво воспроизводится на протяжении последнего десятилетия.
Анализ данных также показывает, что, во-первых, возможности для интеграции молодёжи в сферу труда и формирование трудового потенциала разных групп молодёжи часто складываются спонтанно и хаотично,под влиянием случайных факторов; во-вторых, фактором социально-профессионального продвижения является включенность в неформальные и корпоративные связи.Всё это деформирует трудовую мобильность молодёжи и вносит неопределённость в условия её социально-профессионального становления. Особенно остро это проявляется в сегодняшних условиях реализации программы импортозамещения и дальнейшей модернизации экономики. Решение этих задач требует не только активного включения молодёжи в процесс труда, но и новых знаний, квалификации, умения решать задачи растущей сложности, формирования у молодых людей современной этики труда.
Отличительной чертой мотивации труда молодёжи является её инструментализация. В отношении к труду и профессии у большинства молодёжи доминируют прагматические ценности. Прочная связь труда с заработком сформировалась в сознании большинства (три четверти) российской молодёжи (59,6% молодых людей в возрасте 18–24 года и 65% – в возрасте 25–29 лет).
Также инструментально воспринимается и профессия. Ощущение полезности, то есть общественной значимости труда присуще немногим более чем четверти молодёжи. Еще меньше (12,1%) видят смысл труда в реализации внутренней потребности трудиться, а также в реализации творческого потенциала (9,2%). Для всех остальных профессия – инструмент достижения материального благосостояния.
В возрасте 25–29 лет лишь треть молодёжи связывает с трудом ожидание интересной работы, свою полезность и развитие профессиональных качеств. И лишь 12,1% молодёжи видят в труде способ реализации своего предпринимательского потенциала.
Подавляющее большинство молодёжи заявляют об отказе реализовать интерес к предпринимательской деятельности посредством труда. Это говорит о несовершенстве сложившихся рыночных отношений в России.
Трудовой потенциал молодёжи определяется совпадением её ожиданий в сфере труда с возможностями их удовлетворения. Базовыми показателями возможностей являются следующие: обретение работы, повышение квалификации, продвижение по службе, защита трудовых прав. Сравнительный анализ за последние 12 лет свидетельствует в целом о значительном росте перечисленных возможностей.
В то же время номинально лишь половина молодёжи оценивает их выше среднего. А возможность создания или расширения собственного бизнеса ещё меньше и составляет 26,1%. Это означает, что для половины молодёжи возможности не стали реальностью. Существуя больше в декларативной форме, они не активизируют интерес к труду, подрывая трудовой потенциал молодёжи.Как следствие, трудовая сфера уступает место более эффективным нетрудовым механизмам.
Одной из форм временной занятости молодёжи является работа в студенческих отрядах.
Минобрнауки России осуществляет взаимодействие с Молодёжной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» (далее – МООО «РСО»), которая объединяет более 240 тыс. участников из 72 субъектов Российской Федерации, работающих по 6 основным направлениям деятельности: строительному, педагогическому, сельскохозяйственному, сервисному, профильному, а также отряды проводников.
В летний трудовой семестр 2014 года представители студенческих отрядов приняли участие в строительстве космодромов «Плесецк» и «Восточный»; жилого микрорайона «Академический» (г.Екатеринбург); объектов атомной отрасли (Ленинградская АЭС, Ростовская АЭС, Нововоронежская АЭС-2); облагораживании сеноман-аптских залежей Бованенсковского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.
Также в рамках взаимодействия с ОАО «Федеральная пассажирская компания» в 10 филиалах компании было трудоустроено 7 800 студентов – представителей студенческих отрядов проводников. Одним из приоритетных проектов 2014 года стало формирование профильных энергетических студенческих отрядов ОАО «Россети»; сформирован отряд общей численностью 1 500 обучающихся из 76 профильных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В 2014 году была продолжена работа по подготовке волонтёров для работы на ХХII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи (далее – Игры). Для подготовки волонтёров на базе образовательных организаций высшего образования было создано 26 волонтёрских центров, которые подготовили 25 000 волонтёров Игр.
В 2014 году Федеральным агентством по делам молодёжи осуществлён сбор и обобщение более 900 практик и проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодёжи, реализуемых в субъектах Российской Федерации.
Минобрнауки России совместно с Международной ассоциацией корпоративного образования (далее – МАКО) проведен I Всероссийскийконкурс лучших практик работодателей по работе с детьми, молодёжью и кадровым резервом (далее – Конкурс), направленный на создание позитивного имиджа отраслей и профессий, воспитание нового поколения граждан, обладающего необходимыми профессиональными и социальными компетенциями, формирование инновационных методов взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в сфере поддержки детей и молодёжи. Участниками Конкурса стали 49 компаний, действующих на территории Российской Федерации.
На основе качественного анализа мер (мероприятий) и количественного анализа по странам и программам трудоустройства молодёжи, можно сделать следующие основные выводы, а именно:
1. Обучение и подготовка являются доминирующей мерой (мероприятием) в программах трудоустройства молодёжи.
2. Программы по интеграции молодых людей в рынок труда в развивающихся странах мира ориентированы на молодёжь с низким уровнем доходов или плохо образованную.
3. Информация о мероприятиях по занятости молодёжи лучше освещена в промышленно развитых странах мира.
4. В целом степень социально-экономической эффективности мер (мероприятий) по обеспечению занятости молодёжи оценивается как слабая, при этом данные мерыболее успешны в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, чем в промышленно развитых странах.