Внешняя политика СССР в период «перестройки»: «новое политическое мышление» в теории и на практике.
В апреле 1985 г. Горбачевым было провозглашено «новое политическое мышление»: отказ от старого тезиса о непримиримом расколе мира на два лагеря, признание мира цельным и неделимым, отказ от силовых методов решения конфликтов, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Основными направлениями внешней политики стали: нормализация отношений со странами Запада, прежде всего с США, урегулирование региональных конфликтов, установление взаимовыгодных экономических и политических контактов с разными странами;
1985 – 1989 гг. – встречи и переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем:
ноябрь 1985 г. – в Женеве, октябрь 1986 г. – в Рейкьявике, декабрь 1986 г. – в Вашингтоне, июль 1988 г. – в Москве, март 1989 г. – на Мальте;
декабрь 1987 г. – Договор с США о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД);
1988 – 1989 гг. – вывод советских войск из Афганистана;
1989 – 1990 гг. – «бархатные революции» в странах Восточной Европы и распад социалистической системы;
1990 г. – объединение Германии, вступление ее в НАТО;
1991г. – роспуск СЭВ и ОВД;
Июль 1991 г. – Договор с США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Был заключен на неравноправных условиях: СССР сокращал в 1,5 раза больше вооружений, причем современные образцы, а США – в основном устаревшие.
Итоги реализации «нового политического мышления» очень противоречивые. С одной стороны, был положен конец «холодной войне», ослабла угроза ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения вооружений, в том числе ядерных. Но с другой – СССР потерял статус сверхдержавы, лишился союзников, утратил авторитет в мире, проводя политику односторонних уступок. Мир превратился из биполярного в однополярный, с одной сверхдержавой – США.
На внешнюю политику России в последнем десятилетии XX века решающим образом влияли следующие факторы. Во-первых, как уже было отмечено, произошло ослабление внешнеполитических позиций страны в силу утраты ею статуса сверхдержавы, разрыва связей с прежними союзниками, тяжелых внутренних экономических проблем. Во-вторых, после окончания «холодной войны» в мире сложилась новая обстановка, и России требовалось найти свое место в мировом сообществе, наладить новые политические и экономические контакты.
«Нащупывая» новый внешнеполитический курс, Россия в большинстве случаев шла в фарватере внешней политики США. При этом наша страна налаживала связи с блоком НАТО, но предотвратить его расширение за счет государств Восточной Европы ей не удалось. Россия старалась играть активную роль при разрешении конфликтов, возникших на постсоветском пространстве (в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане), на территории Югославии.
С приходом к власти В.В. Путина позиции России на международной арене стали более самостоятельными. В основу была положена концепция многополярного мира, координации усилий России и других стран в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством. В настоящее время в качестве основных можно выделить следующие направления внешней политики России:
- интеграция в крупнейшие международные политический и экономический организации;
- участие в международных политических акциях и в первую очередь объединение усилий с другими странами для борьбы с международным терроризмом;
- развитие отношений с ближайшими соседями – членами СНГ, урегулирование конфликтных ситуаций, создание единого экономического пространства, совместные меры по укреплению безопасности государств.
Развитие двусторонних связей с государствами всех регионов мира. На первом месте стоит сотрудничество с крупнейшими политическими и экономическими партнерами нашей страны в Европе, Америке, Азии.
Ключевые даты.
Февраль 1992 г. – Кэмп–дэвидская декларация США и России о прекращении «холодной войны».
1993 г. – договор СНВ-2 между Россией и США. Ратифицирован Госдумой в 2000 г. После выхода США из договора по ПРО (2001 г.) Россия объявила, что не считает себя связанной договором СНВ-2 (2002 г.).
Июнь 1994 г. – присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира».
Февраль1996 г. – вступление России в Совет Европы.
Апрель 1996 г. – договор об образовании Сообщества России и Белоруссии.
Май 1997 г. – подписание соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и НАТО.
Июнь 1997 г. – участие президента Российской Федерации во встрече лидеров семи индустриальных держав. Превращение «большой семерки» в «большую восьмерку».
Март 1999 г. – протест России против военной операции НАТО в Югославии.
Июнь 2000 г. – принятие новой Концепции внешней политики России.
Июль 2001 г. подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничеству между Россией и Китаем.
11 сентября 2001 г. – уничтожение террористами зданий Торгового центра в Нью-Йорке. Начало международной антитеррористической операции с участием России.
24 мая 2002 г. – Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) и совместная декларация президента В.В. Путина и президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и США.
28 мая 2002 г. – создание Совета Россия – НАТО («двадцатки»).
Март 2003 г. – вторжение США и их союзников в Ирак. Отрицательное отношение к этому России, Франции и германии.
Март 2004 г. – вступление в НАТО Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии.
Декабрь 2004 г. – ратификация Российской Федерацией Киотского протокола, направленного на решение глобальных экологических проблем.
Май 2005 г. – празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В настоящее время союз с Западом является стратегически выгодным для нашей страны. Процесс изменения соотношения мировых сил, формирование модели мира XXI века предоставляет России очень хорошие шансы для того, чтобы не только участвовать в нем, но и сделать это участие во многом определяющим. Складывающаяся геополитическая ситуация благоприятствует реализации главной задачи внешней политики России: возрождению и укреплению ее международных позиций.