Основные направления и тенденции внешней политики СССР в 1953-м – середине 1980-х гг.: внешнеполитические доктрины и практика их проведения.
Внешняя политика в период правления Н.С. Хрущева.
Во внешней политике происходит поворот от противостояния двух систем к мирному сосуществованию. Начался период «оттепели» в международных отношениях.
Во внешней политике СССР можно выделить три основных направления:
1) Отношения со странами Запада.
В середине 50-х - первой половине 60-х гг. наблюдалось некоторое улучшение международной обстановки. Вместе с тем в этот период окончательно оформились два противостоящих друг другу блока – НАТО и Варшавский Договор. Борьба между ними, в том числе за страны «третьего мира» (освободившиеся от колониальной зависимости, развивающиеся страны), привела к ряду кризисов:
- 1953 г. – прекращение войны в Корее:
- 1955 г. – договор с Австрией. СССР, США, Великобритания и Франция вывели войска с ее территории. Восстановление дипломатических отношений с ФРГ;
- 1956 г. – восстановление дипломатических отношений с Японией. СССР выступил на стороне Египта в конфликте из-за Суэцкого канала;
- 1957 г. – успешное испытание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. СССР добился временно превосходства над США в ракетной технике;
- 1959 и 1960 гг. – визиты Н.С. Хрущева в США;
- 1961 г. – Берлинский кризис, возведение Берлинской стены;
- октябрь 1962 г. – Карибский кризис. Реальная угроза ядерной войны, но Н.С. Хрущев и Джон Кеннеди вовремя пошли на компромисс: вывод советских ракет с Кубы в обмен на предоставлении США гарантий безопасности Кубе и вывод американских ракет из Турции;
- 1963 г. – Московский договор об ограничении испытаний ядерного оружия в трех средах: на земле, в воздухе и под водой.
2) Отношения с социалистическими странами. Под влиянием XX съезда КПСС в соцстранах начался процесс демократизации. Массовые выступления в Польше и Венгрии вызвали усиление диктата со стороны СССР по отношению к своим союзникам по соцлагерю. Одновременно началось соперничество СССР с Китаем за лидерство в мировом коммунистическом движении;
- май 1955 г. – в противовес НАТО создана организация Варшавского Договора (ОВД) – военный союз стран Восточной Европы (кроме Албании и Югославии) и СССР;
Июнь 1955 г. – нормализация отношений с Югославией;
- ноябрь 1956 г. – ввод советских войск в Венгрию с согласия стран ОВД;
- начало 1960-х гг. – обострение отношений с Китаем и Албанией (из-за неприятия их руководства критики культа личности Сталина).
3) Отношения с развивающимися странами.Это направление следует признать самым удачным во внешней политике СССР данного периода.
Поддержка СССР антиколониальных восстаний в Африке в начале 60-х гг. обеспечила ему огромный авторитет в этом регионе. Одновременно были установлены дружеские отношения с Индией, Индонезией и арабскими странами, особенно Египтом, которому начиная с 1956 г. СССР оказывал поддержку в столкновениях с Израилем.
Внешняя политика в период 1964-1984 гг.
Внешняя политика в 70-е годы выглядела довольно динамично. Ценой гигантского напряжения сил СССР добился военно-стратегического паритета с США. Это дало импульс к началу политики «разрядки». В 1970 г. заключен договор с ФРГ, которая отказалась от территориальных претензий. За этим последовало взаимное признание ФРГ и ГДР в 1972 г. и принятие их в ООН. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских стран, США и Канады. Подписанные документы закрепляли послевоенные границы в Европе, способствовали расширению экономических, политических и гуманитарных связей между Востоком и Западом. СССР и США достигли первых соглашений об ограничении стратегических вооружений (в 1972 г. – ОСВ-1, в 1979 г. – ОСВ-2).
Активно проводился курс на укрепление социалистического содружества. В августе 1968 г. военным путем была подавлена попытка демократического обновления в Чехословакии. Разрабатывается так называемая доктрина Брежнева: путем экономических мер, повышения роли СЭВ усилить интеграцию стран Восточной Европы с СССР, как бы экономически привязать их к Советскому Союзу.
Коммунистическое руководство Вьетнама, опираясь на помощь СССР, добилось в 1976 г. прекращение агрессии со стороны США и объединения двух частей Вьетнама в единую социалистическую республику. Однако стабильность в мире социализма сохранялась недолго. В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом. Через год начался кризис в Польше.
В 70-е годы СССР расширил сферу влияния на страны «третьего мира». В Афганистане, Анголе, Лаосе, Эфиопии и др. утверждаются просоветские режимы.
В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении в эту страну «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тыс. чел.). СССР оказался втянутым в бесперспективную кровопролитную войну. Это был удар по политике разрядки.
Воспользовавшись тем, что советское руководство в 70-х гг. установило в ГДР и Чехословакии ракеты средней дальности, США в нач. 80-х гг. разместили в Западной Европе крылатые ракеты. Вашингтон также приступил во время президентства Р. Рейгана к разработке программы «звездных войн» (СОИ).
СССР выдыхался в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом с США (§34, 39 –стр. 316-321).
25. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований, достижения и просчеты, итоги. Дискуссии о политике перестройки, роли М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина.
В конце 70-х – началу 80-х гг. ситуация в стране требовала
серьезных и решительных преобразований. Причины этого:
1) обострившиеся противоречия между колоссальным промышленным потенциалом СССР и в основном экстенсивным характером его развития;
2) снижение рождаемости привело к сокращению доли молодежи на производстве, на вновь открываемых предприятиях некому было работать;
3) перемещение сырьевой базы в трудно доступные районы Севера и Сибири вызвало увеличение затрат на добычу и доставку природных ресурсов;
4) расползание вширь промышленных объединений привело к сокращению пахотного клина;
5) недовольство социально-экономической политикой широких масс общества и др.
- Субъективный фактор – осознание новым руководством страны во главе с М.С. Горбачевым необходимости реформ.
Среди ученых существует два варианта оценки целей и намерений Горбачева и его окружения:
1) Целью перестройки было реформирование экономики страны в рамках советской социалистической модели развития, чтобы не допустить увеличения отставания СССР от стран Запада. Однако из-за допущенных просчетов и неумелого руководства реформаторские процессы вышли из-под контроля и привели к тяжелейшему экономическому и политическому кризису и распаду СССР;
2) Целью перестройки было сознательное разрушение социалистического общественного строя. Горбачев выполнял социальный заказ партноменклатуры, желавшей превратиться из управляющих государственной собственностью в ее полноправных собственников. Эти цели были во многом достигнуты.
Основные мероприятия перестройки.
Мероприятия в социально-экономической сфере:
- апрель 1985 г. – на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития»: быстрое внедрение достижений НТР, рост производительности труда за счет повышения материальной заинтересованности работников, борьба с уравниловкой, закупка передового оборудования за рубежом, увеличение капиталовложений в производство потребительских товаров, улучшение качества продукции за счет введения госприемки. Итоги: попытка реформировать экономику, не затрагивая основ командно-административной системы, провалилась во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма. Например, введение госприемки привело только к росту бюрократического аппарата, закупаемое оборудование часто простаивало из-за отсутствия квалифицированных кадров и т.д.
- май 1985 г. – начало антиалкогольной кампании, подорвавшей финансовую устойчивость экономики СССР;
- 1987 г. – начало экономической реформы. В ее разработке участвовали видные экономисты – Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора в экономике, отказ от монополии внешней торговли, интеграция в мировой рынок, сокращение числа министерств и ведомств, упорядочение их деятельности, развитие арендных отношений на селе;
- июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)»: предприятия получили возможность после выполнения госзаказа оставлять часть прибыли у себя и свободно ею распоряжаться;
- май 1988 г. – закон «О кооперации в СССР» - начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг;
- май 1990 г. – постановление Верховного Совета СССР о переходе к регулируемой рыночной экономике;
- лето1990 г. – программа «500 дней»; подготовлена С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Предусматривала приватизацию государственной собственности, свободное рыночное ценообразование и ограничение экономических полномочий центра. Союзное руководство отказалось от ее реализации, а в октябре 1990 г. одобрило умеренную программу председателя Совета Министров Н.И. Рыжкова. Тогда же правительство РСФСР заявило о своей готовности приступить к осуществлению программы «500 дней» в одностороннем порядке.
Итоги: к лету 1991 г. реформы зашли в тупик, страна оказалась на грани экономической катастрофы. Наблюдалась фактическая потеря управления отраслями экономики из-за крайне некомпетентного руководства. Резко упал жизненный уровень населения. Стремительное падение производства в условиях роста денежных доходов населения вело к еще большему дефициту предметов потребления. Некоторые товары стали распределяться по талонам. Шел процесс легализации теневой экономики. Попытка введения арендного подряда в деревне также была неудачной: на арендные отношения перешли только 2% колхозников, да и то полученные земли они в основном продали или сдали в субаренду для несельскохозяйственных нужд.
Мероприятия в политической сфере:
- апрель 1985 г. – на пленуме ЦК КПСС был взят курс на развитие гласности в общественно-политической сфере, подтвержденный на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. Начался пересмотр оценки многих событий российской истории, реабилитация жертв сталинских репрессий, развернулась критика «эпохи застоя»;
- июнь-июль 1988 г. – XIX всесоюзная партконференция приняла решение о начале политической реформы, о создании нового высшего органа законодательной власти – Съезда народных депутатов СССР, выборы в который должны были проходить на альтернативной основе;
- май 1989 г. – начало работы I съезда народных депутатов. Горбачев, сохраняя пост генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР (в целях укрепления своего влияния); В этом же году был снят запрет на обсуждение личности и Ленина и учение марксизма.
- март 1990 г. – III съезд народных депутатов; отмена 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС, что означало легализацию многопартийности, учреждение поста Президента СССР. Им был избран М.С. Горбачев.
Итоги: активизация общественного мнения, начало демократизации общественной жизни при одновременном подрыве авторитета правящего режима; возникновение партий и движений, альтернативных КПСС.
Кризис союзного государства. Все эти события происходили на фоне резкого обострения национального вопроса в СССР и роста сепаратизма: национальные столкновения в Нагорном Карабахе в 1987 г., погромы армян в Сумгаите и Баку в 1988 – 1989 гг., сепаратистские движения в Прибалтийских республиках, столкновения в Приднестровье и т.д.
Ключевые даты
Март-май 1990 г. – выборы в Верховные Советы союзных республик. Почти везде большинство мест получили националистические силы. «Парад суверенитетов».
12 июня 1990 г. – декларация о государственном суверенитете РСФСР.
17 марта 1991 г. – Всесоюзный референдум о сохранении СССР. В нем участвовали 76,4% избирателей, которые высказались за сохранение единого государства.
Май-август 1991 г. – «новоогаревский процесс». Разработка нового Союзного договора: проект создания Союза суверенных государств – фактически конфедерации союзных и автономных республик.
Июнь 1991 г. – избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР.
19-21 августа 1991 г. – деятельность ГКЧП. Состав: вице-президент ГИ. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел Б.К. Пуго и др. Введение чрезвычайного положения в ряде районов страны. Изоляция на даче в Крыму президента М.С. Горбачева. Попытка консервативных сил осуществить государственный переворот с целью не допустить подписания нового Союзного договора, что означало бы для них потерю власти в стране. Решительным противником переворота выступил Ельцин, которого горячо поддержали многие тысячи людей, собравшиеся у Белого дома. Вечером 21 августа Горбачев вернулся в Москву, организаторы путча были арестованы.
Попытка государственного переворота резко ускорила процесс распада СССР. Сразу после путча восемь республик заявили о своей полной независимости. Деятельность КПСС была приостановлена, а потом запрещена. Горбачев оставил пост генерального секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК.
8 сентября 1991 г. в Беловежской Пуще руководители Белоруссии (С.С. Шушкевич), Украины (Д.М. Кравчук) и Российской федерации (Б.Н. Ельцин) подписали договор о создании СНГ и объявили о прекращении существования СССР как субъекта международного права.
21 декабря 1991 г. на совещании в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР. Распад СССР вывел США в разряд сверхдержавы и привел к однополярному миру. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Общий итог перестройки. Экономический кризис. Распад единого государства, сопровождавшийся человеческими жертвами из-за межнациональных конфликтов, падение уровня жизни большинства населения. В то же время социальный заказ партноменклатуры был выполнен: ее представители превратились в полноценных частных собственников. Положительные моменты – создание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства, начало складывания многопартийной системы и провозглашение прав и свобод человека, начало перехода к рыночной экономике, духовное раскрепощение общества, окончание «холодной войны».