Особенности общественно-политического, социально-экономического и культурного развития СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений.
В октябре 1964 г. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, правительство возглавил А.Н. Косыгин.
Период 1964-1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры (круг должностных лиц, назначаемых властями). Почему?
В лице Л.И. Брежнева и его окружения советская номенклатура нашла послушного проводника своей коллективной воли. В числе первых принимались решения обеспечивающие интересы самой номенклатуры. Уже в 1965 г. ликвидируется разделение партаппарата по производственному принципу, слишком приблизившее партократию к непосредственному управлению экономикой. В полном объеме продолжилась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что конкретно не отвечал. Отменяется положение о ротации кадров.
В социально-экономической сфере принимаются некоторые меры для успокоения населения: свертываются гонения на личные подсобные хозяйства, затихают возобновленные Н.С. Хрущевым притеснения церкви и религии.
Экономическая реформа 1965 г. Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). Отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Вместе с тем предприятия получали некоторую автономию и самостоятельность.
Главной целью реформы являлось:
1. повышение эффективности работы народного хозяйства;
2. повышение темпов его роста;
3. улучшение жизненного уровня населения.
Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:
1. попытка перевода предприятий на хозрасчет;
2. оценка работы предприятий не по валовой продукции, а по реализованной и по полученной прибыли;
3. создание из части прибыли (а это 19 -12% от общей прибыли) фондов экономического стимулирования (фонды материального поощрения, социально – культурных мероприятий и жилищного строительства);
4. внедрение элементов оптовой торговли между производителями, минуя посредников, т.е. государственные структуры, привыкшие все планировать и распределять по «лимитам».
Осуществление реформы дало импульс развитию экономики. Согласно официальным данным в период 1966 – 1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием происходит ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда.
Современные экономисты не так оптимистично оценивают реализацию и итоги реформы. По их мнению, реформа была обречена на неуспех. И этому способствовал целый комплекс причин:
1. Непоследовательность и половинчатость, проявленные уже в самом замысле реформы. Допущение экономических начал в жестко централизованную плановую экономику дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных методов и подавление экономических;
2. Некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
3. Слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей обрекли реформу в конечном счете на неудачу.
Осуществление реформы предполагало сокращение аппарата управления, ослабление контроля государства. Наличие жесткого плана сковывало инициативу предприятий, не способствовало внедрению достижений НТР в экономику страны. Проведение реформ осложнялось противоречиями внутри руководства, где прогрессивное крыло – во главе с А.Н. Косыгиным – председателем Совета Министров СССР, а консервативное – во главе с Л.И. Брежневым – Генеральным секретарем ЦК КПСС. Победила точка зрения Брежнева, и реформы были свернуты.
Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике. Особенно чувствительным для населения был хронический аграрный кризис.
Таким образом, экономическая реформа второй половины 60-х годов XX века, будучи непоследовательной уже в самом замысле, была проведена нерешительно и некомплексно. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны и усилия партийного аппарата свели ее на нет. Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. Директивная, плановая, административно-командная, высокозатратная советская экономика подошла к пределу своих возможностей. В очередной раз попытки российских реформ потерпели крах.
Однако брежневская администрация нашла выход – она форсировала поставки на западный рынок энергоносителей – нефти и газа, цены на которые на международном рынке в 70-е годы выросли почти в 20 раз. Казна обогатилась за счет сотен миллиардов «нефтедолларов». Но и эти колоссальные средства использовались неэффективно. Они замораживались в незавершенное строительство, тратились на закупку западного оборудования, которое затем не использовалось должным образом, и т.д.
В начале 80-х годов валютный поток начал иссякать. Гибкая рыночная экономика капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на нее стали падать.
По мере скатывания госэкономики к стагнации (прекращение развития экономики) все заметнее давала о себе знать «теневая экономика» (от различных подпольных мастерских до прямого криминала). В стране шло формирование новой социальной группы – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.
Кризисные явления накапливались и социальной сфере. Приостанавливается повышение жизненного уровня, наблюдавшееся в первое десятилетие брежневского правления. В отдельных регионах СССР вводится практически карточная система.
Основная масса населения выражала негативное отношение к сложившейся в стране ситуации в таких пассивных и скрытых формах, как низкое качество труда, прогулы, растущий алкоголизм.
Советская экономика этого периода не воспринимала научно-технический прогресс.
В общественно – политической жизни страны в этот период можно отметить такое явление, как диссидентство. В стране прошло несколько судебных процессов над лидерами правозащитного движения, распространяется политическая литература, книги запрещенных авторов. В 1977 г. принята новая Конституция. В ней было провозглашено построение в СССР развитого социализма, что явно расходилось с действительностью.
Таким образом, было ясно, что вся система нуждается в коренном реформировании.
В 1983 г., после смерти Л.И. Брежнева, новый лидер страны – Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ) попытался провести в жизнь «широкомасштабный эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, большую свободу предприятий, повышение роли трудящихся, изменение ценообразования на уровне предприятий и регионов и т.д. В 1983 г. принят Закон о трудовом коллективе.
При Ю.В. Андропове развернулась борьба с коррупцией в среде партноменклатуры («хлопковое дело», «дело Щелокова – Цвигуна» и др.), была проведена попытка начать проведение реформ с наведения элементарного порядка и ужесточения производственной дисциплины в целях увеличения производительности труда. Нередко это выливалось в прямые нарушения прав граждан на отдых и т.д.; дневные проверки в кинотеатрах и т.п.
В феврале 1984 г. после смерти Андропова партию и страну возглавил тяжелобольной, консервативно настроенный К.У. Черненко. Характерная черта его правления – отказ от попыток реформирования системы, курс на консервацию сложившихся отношений.
Духовная жизнь общества.
Новое руководство страны призвало деятелей культуры к отказу от крайностей – «очернительства», с одной стороны, и лакировки «действительности» - с другой. Однако основным художественным методом оставался социалистический реализм, ставивший во главу угла партийность, социалистическую идейность произведения. На деле это означало восхваление существующего общественного строя и замалчивание его недостатков. После чехословацких событий 1968 г. резко ужесточилась цензура, усилился административный контроль в сфере культуры, была введена практика «госзаказов» на создание книг, спектаклей, фильмов. Произведения, не укладывавшиеся в узкие идеологические рамки, попадали под запрет. Многие деятели культуры были либо высланы из страны, либо вынуждены эмигрировать (писатели А.И. Солженицын, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, поэт И.А. Бродский, кинорежиссер А.А. Тарковский, театральный режиссер Ю.А. Любимов, скульптор Э.И. Неизвестный и др.).
В середине 1960-х гг. в стране возникло диссидентское движение, одной из основных задач которого стала защита гражданских прав и свобод (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, Ю.Ф. Орлов, Н.Е. Горбаневская и др.). Одновременно возник самиздат – нелегальная бесцензурная печать.
Феноменом музыкальной культуры этого периода стала «магнитофонная революция» – широкое распространение записей бардов (Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, Ю.Ч. Кима и др.).
1960-е – начало 1980-х гг. ознаменовались рядом достижений в сфере науки и техники. Правда, большинство открытий и изобретений находило применение в областях, связанных с военным производством и освоением космоса. Техническое перевооружение других отраслей экономики шло крайне медленно, и с конца 1970-х гг. наметилось технологическое отставание СССР от передовых стран Запада.
Вывод: в развитии отечественной культуры 60-х – начала 1980-х гг. можно выделить два направления – официально-охранительное и демократическое, готовившее предпосылки для духовного обновления общества.