Экономические, социальные и культурные права и свободы
Экономические права охватывают ту сферу человеческой деятельности, которая связана с производством, обменом, распределением и потреблением товаров услуг и денежных средств.
Право на занятие любым видом экономической деятельности, в том числе на предпринимательскую деятельностьзакреплено в статье34 Конституции РФ. Экономическая свобода, провозглашенная в качестве одного из принципов основ конституционного строя, предполагает свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Свобода экономических отношений возможна только в условиях добросовестной конкуренции и запрета монополистической деятельности.
Право частной собственности установлено статьями 35, 36 Конституции РФ. Действующая Конституция РФ закрепила равную охрану и защиту всех форм собственности, в том числе и частной. Содержание права собственности составляет право владения, пользования и распоряжения имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Основной закон устанавливает важные юридические гарантии обеспечения права частной собственности и запрещает любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества. Так, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.
Действующая Конституция РФ предусмотрела возможность нахождения в частной собственности земли и других природных ресурсов, при соблюдении ряда условий: недопустимости нанесения ущерба окружающей среде и нарушения прав и законных интересов иных лиц.
Статья 37 Конституции РФ установила свободу труда (право на свободный труд),т.е. возможность свободного распоряжения своими способностями к труду, право выбора рода деятельности или профессии.
Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом в соответствии со статьей 8 Международного пакта о гражданских и политических правах считается «любая форма принуждения человека работать на не добровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания". Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных военной службой, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда.
Свобода труда как комплексное право включает в себя:
· право на охрану труда;
· право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, но не ниже минимального размера оплаты труда;
· право на защиту от безработицы;
· рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;
· право на забастовку;
· право на отдых
Гарантиями права на отдых является установление максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и установление видов времени отдыха, к которым в соответствии с Трудовым кодексом РФ относятся: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска. Ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.
Социальные права призваны обеспечивать человеку свободное развитие, путем установления достойного уровня жизни каждого человека, возможности социальной защищенности нуждающихся лиц.
Право на охрану семьи, материнства и детства (статья 38 Конституции РФ) осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Родители, в том числе раздельно проживающие имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и обучения.
Право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции РФ) предполагает оказание помощи тем членам общества, которые в силу ограниченных возможностей, оказываются неспособными обеспечить необходимый уровень жизни для себя и нетрудоспособных членов семьи. В качестве социальных случаев выступают возраст; болезнь; инвалидность; потеря кормильца; воспитание детей и иные случаи, установленные законом. Часть 2 статьи 39 Конституции РФ предусмотрела два основных вида социального обеспечения: пенсии и пособия. Пенсии назначаются по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца. Социальные пособия выплачиваются по болезни (по временной нетрудоспособности, по уходу за больным членом семьи); безработице; пособия семьям, имеющим детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом и воспитанием ребенка до 16-летнего возраста).
Конституционное право граждан на жилище (статья 40 Конституции РФ) заключается в возможности для гражданина быть обеспеченным постоянным жилищем. Действующая Конституция РФ содержит новый подход к решению жилищных потребностей. Она предполагает самостоятельные активные действия граждан по строительству или приобретению жилья. Государство берет на себя обязательства по содействию в приобретении жилья. Например, средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и органы местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; выделение долгосрочных государственных кредитов под залог строящегося или приобретаемого жилья (ипотечных кредитов).
Наряду с этим государство бесплатно предоставляет малоимущим и иным, указанным в законе нуждающимся гражданам жилье из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Статьей 41 Конституции РФ регулируетсяправо на охрану здоровья и медицинскую помощь.Государство гарантирует возможность получения бесплатной медицинской помощи в случае утраты здоровья в государственных и муниципальных лечебных учреждениях за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В тоже время частные медицинские учреждения осуществляют свою деятельность на платной основе за счет собственных доходов.
Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению физического и психического здоровья человека, поддержанию его долголетней активной жизни, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Культурные права обеспечивают возможность приобщения к духовным и иным материальным ценностям, созданным человечеством за всю историю своего существования.
Право на образование (статья 43 Конституции РФ) предусматривает возможность получения определенного объема знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Законодательство РФ различает несколько уровней образования. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования для всех желающих в государственных или муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях. Высшее образование бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе. Это означает, что если абитуриент не прошел по конкурсу, то он может получить высшее образование на платной основе в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе и последующее высшее образование можно получить лишь на платной основе в государственном или негосударственном учебном заведении.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Конституция РФ относит к числу важнейших прав каждого – свободу творчества (часть 1 статьи 44 Конституции РФ). Свободу творчества следует рассматривать как право каждого самостоятельно единолично или с участием соавторов создавать произведения литературы, искусства, науки, осуществлять преподавательскую деятельность. В статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре [17] определено, что творческой деятельностью признается создание культурных ценностей и их интерпретация. Важнейшей гарантией свободы творчества является запрет вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Другой гарантией права на свободу творчества является запрет цензуры.
Провозглашение свободы творчества предполагает учреждение эффективной защиты права на результаты творческой деятельности, которыми выступают объекты интеллектуальной собственности, охрана которых установлена Гражданским кодексом РФ (часть 4).
Конституционноеправо каждого на участие в культурной жизни(часть 2 статьи 44 Конституции РФ) предполагает право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Это обеспечивается равномерным размещений учреждений культуры на территории российского государства, развитием книгоиздательского дела, телевидения и радио, сети библиотек.
Законодательство РФ предусматривает обязанность учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и некоторых других категорий лиц.
[1] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999г. №3-П // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №6. – Ст.867.
[2] См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009г. №1344-О-Р // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №48. – Ст.5867.
[3] Закон РФ от 25 июня 1993г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – №32. – Ст.1227.
[4] Федеральный закон от 15 августа 1996г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №34. – Ст.4029.
[5] Федеральный закон от 26 сентября 1997г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №39. – Ст.4465.
[6] Закон РФ от 27 декабря 1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – №7. – Ст.300.
[7] Федеральный закон от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3. – Ст.148.
[8] Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – №21. – Ст.1930.
[9] Федеральный закон от 11 июля 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №29. – Ст.2950
[10] Федеральный закон от 19 июня 2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №25. – Ст.2485.
[11] Федеральный закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №22. – Ст.2063.
[12] Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №31. – Ст.3215
[13] Федеральный закон от 20 августа 2004г. №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №34. – Ст.3528.
[14] Федеральный закон от 30 мая 2001г. №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №23. – Ст.2288.
[15] Закон РФ от 26 июня 1992г. №3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – №30. – Ст. 1792.
[16] Федеральный закон от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 19. – Ст.2060.
[17] Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992г. №3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. – 1992. – №46. – Ст.2615.