Департамент «Новые медиа и социальные коммуникации»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На темуИмидж России в прессе США в 2007-2012 гг.

Студент группы № 744ж

Галиахметова И.М.

Научный руководитель:

Дмитриев О.А,

Профессор департамента «Новые медиа и социальные коммуникации», Кандидат наук

Москва, 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Теоретические аспекты понятия политический имидж страны и роль публичной дипломатии. 8

1.1 Политический образ и политический имидж страны: понятие, функции, инструменты формирования. 8

1.2. Роль международной дипломатии в формировании позитивного политического имиджа страны.. 21

2.1. Роль СМИ в формировании общественного мнения. 32

2.2. Медийный имидж: понятие и механизмы формирования. 38

Глава 3. Политический образ основных субъектов имиджа России в качественной прессе США 42

3.1. Анализируемые издания: обоснования выбора. 43

3.2. Методология исследования. 47

3.3. Количественный и количественный анализ динамики имиджа субъектов-прообразов 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 82

Список литературы.. 84

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе представлен анализ формирования политического образа страны в средствах массовой информации, на примере образа России на телевидении США.

Определенный имидж в глобализированном обществе играет большую роль. Так стоит отметить, что построение партнерских отношений со странами, привлечение крупных инвесторов, экспорт товаров, создание туристической базы осложняется, если у страны нет своего бренда, позитивной репутации, имиджа. Государствам необходимо формировать положительные образы для своих политических режимов, чтобы упростить достижение своих целей на мировой арене.

В современном обществе, где информация может играть решающую роль, очень важно понимать значение СМИ в формировании имиджа государства на мировой арене. В существующих условиях, информация является основным ресурсом власти, основным инструментом конструирования политики. Таким образом, СМИ, как источник информации, выступает ключевым субъектом формирования имиджа страны. Уровень влияния СМИ возрастает. Успех в достижении цели во многом обуславливают публикации во влиятельных изданиях. В таком контексте, очень важным становится изучение механизмов, технологий, используемых для создания имиджа государства.

Формирование позитивного образа на международной арене является одной из приоритетных задач для России. Россия предпринимает попытки построения долгосрочной коммуникационной стратегии по управлению своим имиджем. Использование зарубежных СМИ является одой из основных задач.

Возрастающая роль СМИ обязывает оказывать внимание исследованию влияние медиа на национальную и международную политику, на общественное мнение[1]. СМИ США функционирует как политический актор, существующий в развитой демократии. В таких условиях они обладают влиянием на государство, через общественное мнение, формируя или изменяя повестку дня.

По сути США – одна из самых влиятельных держав, обладающих рычагами влияния на другие страны[2]. Принимая во внимание влиятельность СМИ в США, можно сделать вывод, что мнение о стране будет строиться из информации, которая представлена в качественных печатных изданиях.

Таким образом,актуальность данной работы заключается в необходимости исследования качественных характеристик имиджа России в современный период (с 2007 по 2012 гг.) в качественной прессе США, как государства, которое имеет большое влияние на международной арене. Интерес к качественной прессе объясняется следующим критерием: это один из основных источников информации для американского сообщества, которому доверяют граждане США и которое отражает отношение общества к России.

Степень изученности проблемы.Отмечая высокую значимость проблемы формирования имиджа России на международной арене, необходимо отметить, недостаточный уровень ее изучения.

Что касается междисциплинарных исследований, то следует отметить наличие широкого круга работ, которые раскрывают универсальные и специфические аспекты этой темы. Основные вопросы исследования информационных технологий были рассмотрены в работах: Д. Белла, Э. Тоффлера, М.Маклюэна. По теории коммуникаций можно говорить о следующих ученых: Э.Гринберг, М.Гуревич, Дж. Томпсон и др. Особенно стоит отметить работы по политической имиджеологии: Э.А. Галумова, М.Ю.Гончарова, Е.В. Егоровой, М.В.Ильина, М.Дефлера, Ж.-М. Коттре, Л.Пая и др.

Несмотря на широкий круг работ, посвященных проблемам политической имеджиологии, можно говорить о нехватке исследований, рассматривающих стратегии России по управлению своим имиджем за рубежом в качественной прессе.

Объект исследования -имидж России в прессе США.

Предметом исследования являетсямедийный имидж основных субъектов общественно-политических отношений российского государства, российской демократии, свободы СМИ в американской прессе.

Хронологические рамки исследованияохватывают период выборов в 2007-2012гг.

Цель работы: проведение комплексного анализа политического образа России в прессе США с 2007 по 2012 гг.: исследование структуры, инструментов и основных характеристик имиджа России, исследование динамики имиджа России.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

· Рассмотреть понятие «имидж страны», основные механизмы и факторы его формирования на международной арене.

· Определить роль качественных СМИ в построении медийного имиджа иностранного государства на территории США.

· Рассмотреть понятие «медийного имиджа», как основы для анализа имиджа России в прессе США.

· Проанализировать динамику имиджа российского государства в качественной прессе США за 2007-2012 года.

Для проведения исследования использовалась следующие методы:

1. Контент-анализ;

2. Сравнительный анализ.

Эмпирическая базаисследования представлена контент-анализом трех качественных пресс-изданий США: The New York Times, The Washington Posts, The Wallstreet journal.

Гипотеза исследованиязаключается в том, чтос 2007 по 2012 гг. медийный имидж России в качественной прессе США изменяется.

Положения, выносимые на защиту:

— В качественной прессе США в формировании имиджа России учувствуют определенные субъекты общественно-политических отношений;

— Существует положительная динамика политического имиджа России в качественной прессе США в 2007-2012 гг.

— Взаимодействие на высшем уровне между Россией и США влияют на имидж России в прессе США в 2007-2012 г.г.

Новизна исследования состоит вотражении роли СМИ в процессе формирования политического имиджа государства:создавая информационную повестку дня, СМИ привлекают внимание общественности к определенным событиям в иностранном государстве, не заостряя внимание на других, тем самым, манипулируя образом государства. Выявлены новые тенденции в процессе трансформации политического образа России в течении 2007-2012 гг: изменение стереотипных взглядов, появление и закрепление новых характеристик, которые связны с событиями в Москве и в Мире (перезагрузка), а также с изменениями в политике построения политического имиджа за рубежом.

Теоретическая и практическая значимостьисследования состоит в том, что результаты могут пополнить теоретические знания о формировании политического образа России, динамики его изменений за последние 6 лет. Детальная обработка информации по изменению политического образа России в печатных СМИ США может быть полезна для разработки стратегии продвижения позитивного имиджа страны за рубежом.

Структура работы:

Поставленные цель и задачи определяют структуру всей работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.


Наши рекомендации