Его соотношение с общественным порядком

Общепризнано, что порядок — это форма упрочения отно­шений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразны­ми социальными нормами (морали, обычаев, общественных ор­ганизаций, права и др.).

Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившей­ся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, право­порядок — это часть системы общественных отношений, урегу­лированных нормами права. Это такая же реальность, как вся­кие фактические отношения, существующие в обществе. По­этому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве гос­подствующего и тем самым "воспроизводится".

Правопорядок существует в результате того, что участни­ки юридически регулируемых общественных отношений реа­лизуют свои субъективные права и обязанности, следуют ре­жиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком. Не сле­дует сужать объем общественного порядка, понимая под ним лишь систему отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоро­вья, чести, достоинства и других прав граждан. Такая позиция глубоко ошибочна теоретически и вредна практически. Право­порядок всегда является частью более широкого социального порядка, объемлющего все сферы жизни общества.

До последнего времени большинство ученых интерпрети­ровали правопорядок как систему существующих между чле­нами общества правовых отношений. В. В. Борисов предпри­нял попытку расширить и углубить это понятие, рассмотреть его как социально-политическое и государственно-правовое явление. Его отправная позиция состоит в том, что правопо­рядок есть слияние двух начал: объективного и субъектив­ного (объективных законов развития общества, объективных потребностей упорядоченности и субъективной деятельности людей). Он дает определение правопорядка как состояния со­циальной жизни общества, характеризующегося внутренне со­гласованной и урегулированной государством системой право­вых отношений и связей. Тем самым указывается на одно из существенных свойств правопорядка, что отмечают и другие авторы.

Так, П. М. Рабинович, говоря о соотношении законности и правопорядка, ставит вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как со­стояние правомерности поведения, и дает общий ответ: если понятие "законность" отражает состояние юридической право­мерности общественных отношений, то понятие "правопорядок" включает и другие их свойства, такие, как согласованность, ор­ганизованность, упорядоченность, системность и т. п.

С этим суждением следует согласиться. Состояние право­мерности, свойственное законности, в результате реализации норм права "материализуется", превращается в состояние со­гласованности, упорядоченности общественных отношений.

Правопорядок — это объективная необходимость и зако­номерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выбо­ре ими поведенческих решений.

Важная для юридической науки задача — правильно оп­ределить соотношение правопорядка и законности. Эти явле­ния нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Законность — это в большей степени требование государ­ства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским язы­ком, законность есть область долженствования.

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отно­шений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязан­ности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашать­ся, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая за­висимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопо­рядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обес­печить любыми средствами, в том числе и незаконными. Стрем­ление к этому противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Нель­зя изобличить преступника противозаконными методами и сред­ствами не только потому, что это редко приводит к установле­нию истины, во и потому, что подрывает авторитет закона, соз­дает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а потому и на общий правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно рег­ламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять толь­ко законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.

Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уро­вень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанно­стей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в пря­мой зависимости от правовой основы общества.

Назовем основные тенденции развития правопорядка:

1) к упрощению, универсализации правовых связей, отно­шений, правового регулирования в целом (казалось бы, увели­чивается объем работ, углубляются социальные процессы, ус­ложняются отношения, однако общество отвергает устаревшие социальные институты, упрощает связи);

2) к усилению нормативности, что проявляется в росте тре­бований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;

3) к борьбе противоположностей. Законы диалектики сви­детельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается борьба с преступностью, правонарушениями, дез­организацией законности и т. д.

Необходимы: совершенствование социально-правовых об­разцов, эталонов поведения и их восприятия населением, что призвано упростить структуру правопорядка; четкое оформле­ние правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения; четкость, конкретность и определен­ность правовых связей и отношений; усиление непримиримо­сти, твердости и жесткости при выполнении закона.

Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя раз­нообразные рычаги и средства.

Наши рекомендации