Соотношение методов убеждения и принуждения в праве

Данные методы социального управления универсальны; они присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давле­ния, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через та­кие позитивные юридические средства, как субъективные пра­ва, законные интересы, льготы и т. д. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесо­образности сознательного поведения, отвечающего нормам пра­ва, и должно использоваться как основной метод.

К важным формам" убеждения относятся правовоспитатель­ная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле боль­шое значение имеют преамбулы нормативных актов, обосновы­ваются цели и задачи их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной дея­тельности путем силового давления (вопреки воле управляе­мых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осу­ществляться в правовой сфере через такие юридические сред­ства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:

1) это более жесткий метод воздействия права на субъек­тов;

2) является второстепенным, применяемым после убеж­дения;

3) реализуется в особой процессуальной форме, установ­ленной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т. е. включает черты убеждения правонару­шителей и других членов общества в необходимости выполнять правовые предписания.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Убеждение и принуждение воплощаются в двух соответст­вующих способах правового регулирования — диспозитивном и императивном.

Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общест­венных отношений.

С помощью понятия "функции права" можно познать пред­назначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зави­симости от того, освещаются ли они в рамках специально-юри­дических или общесоциальных. Если следовать широкому смвгс-лу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен-HBie отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), поли­тическая (регламентирует политические отношения, регулиру­ет деятельность субъектов политической системы и пр.), воспи­тательная (отражает определенную идеологию, оказывает спе­цифическое педагогическое воздействие на лиц, связана с фор­мированием у субъектов мотивов правомерного поведения}, ком­муникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет ре­гулятивную (развитие общественных отношений) и охранитель­ную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с ее помощью призвано содей­ствовать развитию наиболее ценных для общества и государст­ва социальных связей. Подобную функцию обеспечивают пра­вовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекоменда­ции и т. и.

Охранительная функция осуществляется с помощью пра­вовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, при­остановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и за­щита начинают действовать, когда нормальному процессу раз­вития тех или иных социальных связей что-либо препятствует. Для того, чтобы убрать с пути эти препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Глава 9. Типы права и правовые системы (семьи)

Понятие и типы права

При формационном подходе следует исходить из того по­ложения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабо­владельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Характерная его черта — открытое закрепление неравен­ства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относитель­но своего "говорящего" орудия, была разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полно­стью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собствен­ностью его владельца.

Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме — плебеи и перегрины, в Афинах — метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.

В рабовладельческом праве открыто признавался и обес­печивался принцип неравенства мужчины и женщины, господ­ства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в об­щественной жизни.

Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Ох­рана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частном собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (дос­таточно сослаться на кодекс Наполеона).

С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого об­щества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный преце­дент. Рабовладельческому государству было известно правотвор­чество в форме издания общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские гористы различали; цивильное право — право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естествен­ное право — право, установленное самой природой; право наро­дов, по которому аргументировалось рабство во всех его фор­мах.

Цивильное право по чисто формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное — отдель­ных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жре­цов, государственные должности; частное делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

В отдельных странах исторически первым возникает фео­дальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию.

Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщен­ности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность — это непосредственные отношения господ­ства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. На­пример, армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судеб­нике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось как результат правотворче­ской деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.

Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной част­ной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Правовые системы (семьи)

В теории государства и права различаются понятия "пра­вовая система" и "система права". Под первым понимается сло­жившееся национальное законодательство, в котором закрепляются структура права, основы правового положения лично­сти, система органов государственной власти и т. п. Под вто­рым — внутренняя структура права, деление его на части. Общ­ность национальных законодательств, источников права, исто­рических корней и правовых традиций дает возможность гово­рить о правовой семье. При этом в последнее время наблюдает­ся тенденция к универсализации правовых семей, закрепление в них общепризнанных норм, например в области прав челове­ка и т. п.

Р. Давид различал три основные правовые семьи: романо-германскую, общего права, социалистическую правовую семью, а также примыкающие к ним религиозные и традиционные правовые семьи. Основанием классификации в этом случае вы­ступает юридическая техника, а также философия и идеология общества. Первый можно назвать формальным критерием, вто­рой — идеологическим. Существуют и другие точки зрения. Например, К. Цвайгерт считает основным критерием класси­фикации существующий "правовой стиль", включающий пять факторов: идеологический, природу источников права и спосо­бы их толкования, специфику юридического мышления, осо­бенность правовых институтов, происхождение и развитие пра­вовой системы. А. X. Саидов считает, что при классификации нужно учитывать три группы критериев: исторический генезис правовых норм, систему источников права, структуру правовой системы.

Наиболее распространенной является система общего пра­ва (common law), в основе которой лежит судебный или адми­нистративный прецедент. Это во многом "живое право", так как судьи, принимающие решения, свободны, хотя и формально свя­заны решением по аналогичному вопросу. Иными словами, в рамках этой правовой системы судья формулирует нормы пра­ва. Ю. И. Гревцов справедливо отмечает, что в системе общего права можно выделить отдельные структурные части: общее право — основной источник; право справедливости — допол­няющее его и в чем-то конкретизирующее; статутное право — писаное право парламентского происхождения.

Романо-германская система права в своей основе имеет нормативно-правовой акт как письменный документ компетент­ного государственного органа. Истоки данной правовой системы следует искать в римском праве, которое во многом считается классическим, так как в нем наиболее подробно были закрепле­ны прежде всего нормы, касающиеся частной собственности.

Наши рекомендации