Льготы дальневосточным землям

Профессия

По прогнозам журнала Forbes профессия лоббиста будет входить в Топ-10 главных профессий в 2011-2020 годах[2]. На данный момент дисциплина «Лоббизм» отсутствует в реестре специальностей вузов в России. За рубежом образование в области GovernmentRelations дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется в рамках направления «Политология» по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти» (GovernmentRelations), который реализуется на факультете политологии МГУ[3]. Также направление лоббизма и GR получило фундаментальное теоретическое и практическое развитие в рамках факультета политологии МГИМО (у) МИД России, (отделение экономической политологии). В НИУ ВШЭ существует общеуниверситетская кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, которая проводит мастер-классы и встречи с экспертами в области малого и среднего бизнеса и представителями политических и бизнес структур. Помимо этого, подготовку специалистов в области GR осуществляет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в рамках факультета «Социология и политология»

В 2012 году появилась кафедра «Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении», созданная на базе факультета прикладных коммуникаций СПбГУ, которую возглавил Минтусов И.Е.

Лоббизм в России

Лоббизм существовал еще в советские времена, правда, в весьма своеобразных административных формах. Процесс фрагментации государственной власти на рубеже 80-90-х годов стимулировал подлинный "взрыв" лоббистской деятельности.[4] В этой связи были предприняты попытки установить правовое регулирование в данной сфере: всего со времени созыва первой Государственной Думы нового образца было внесено пять законопроектов о лоббизме, причем самый первый законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился еще в 1992 году.[5] Однако единый закон так и не был принят.

В качестве действующих лоббистских структур можно рассматриватьТоргово-промышленную палату,

Российский топливный союз,

Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков,

Энергетический клуб России,

Ассоциацию операторов сетей GSM,

Союз независимых производителей газа,

Ассоциацию производителей табачной продукции,

Ассоциацию российских банков,

Всероссийский союз страховщиков,

Национальную ассоциацию участников фондового рынка,

Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности,

Российскую ассоциацию развития игорного бизнеса,

Российский союз автостраховщиков,

Российский союз промышленников и предпринимателей,

Российское газовое общество,

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России,

Союз производителей алкогольной продукции,

Союз производителей нефтегазового оборудования,

Союз экспортеров металлопродукции России.

Данные объединения отстаивают интересы входящих в них компаний. Их основные усилия сосредоточены на желании институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы бизнеса, они не стремятся к политической ответственности, но заинтересованы в формулировании данных интересов на общенациональном уровне, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений.[6]

Лоббизм в Германии

В Германии термин "лоббизм" (Lobbysmus) имеет негативный оттенок, поэтому вместо него часто употребляют термины "общественно-политические коммуникации" (politischeKommunikation), "взаимодействие с органами государственной власти" (PublicAffairs) и "политическое консультирование" (Politikberatung). Лоббирование в Германии осуществляют различные группы интересов (Interessengruppen), среди которых наиболее влиятельными являются Объединение немецких профсоюзов, Федеральный союз немецкой промышленности, Федеральное объединение германских союзов работодателей, а также другие различные объединения, благотворительные фонды, неправительственные организации. Также лоббистской деятельностью занимаются PR-агентства, юридические фирмы и исследовательские центры.

20 февраля 2013

СФ одобрил "антитабачный закон"

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Члены Совета Федерации одобрили закононпроект, запрещающий курение в общественных местах

Подробнее...

24 января 2013

Банки избавили от касс

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Совет Федерации отклонил принятый Госдумой законопроект об обязательном применении банками кассовой техники

Подробнее...

07 декабря 2012

Пакет замечаний об ущербе

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Банковские объединения начинают кампанию против новых законопроектов, которые представляют угрозу для их бизнеса

Подробнее...

24 октября 2012

Заверения сенаторов

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Валентина Матвиенко будет лоббировать строительство моста в Череповце за счет федерального бюджета

Подробнее...

19 октября 2012

Узаконить лоббизм

Текст: Валерий Выжутович (политический обозреватель)

Два события произошли одновременно. Первое: Дмитрий Медведев поручил министерству экономического развития совместно с минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и до 1 декабря 2012 года подготовить конкретные предложения. И второе: Алексей Кудрин известил о намерении создать фонд гражданских инициатив. Этот фонд, по его мнению, может стать звеном, способным связать гражданское общество и власть путем выдвигаемых снизу предложений по совершенствованию законодательства.

И президент, и бывший министр финансов говорили как будто бы о разном, но так или иначе коснулись одной темы. Дмитрий Медведев предложил обратиться к опыту зарубежных стран, в частности, США, где институт лоббизма закреплен на законодательном уровне, а порядок работы лоббистов регулируется государством. Алексей Кудрин же предложил себя в качестве лоббиста. Он обнаружил свободную нишу: специальных фондов, легально лоббирующих гражданские инициативы и помогающих обратить их в закон, в России нет. Многие законопроекты, разработанные в регионах "по просьбам трудящихся", не рассматриваются Госдумой. И не только по причине их "несвоевременности", на чей-то строгий взгляд, но еще и потому, что эти законопроекты некому пролоббировать.

Что же требуется, чтобы вывести парламентский лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства?

В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий. Проект был, конечно, вполне популистским. Ну, в самом деле. Запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи, с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Любая! Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом. Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.

Почему попытки узаконить лоббизм не имеют в России успеха? Тому немало причин.

Во-первых, для начала следует провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией. Комментируя инициативу Дмитрия Медведева, глава президентской администрации Сергей Иванов сказал: "Лоббизм и коррупция - это совершенно разные вещи. В США профессиональный лоббизм процветает, но он цивилизованный. А у нас до сих пор лоббизм и взятка очень близко ассоциируются".

Во-вторых, все попытки упорядочить лоббистскую деятельность до сих пор предпринимались исключительно в популистских целях.

В-третьих, многие предложения копируют американское законодательство, а слепое перенесение на российскую почву чужого опыта рождает мутанта. Ну и кроме того, в России немало людей, теневым образом лоббирующих чьи-то бизнес-интересы и получающих за это неплохое вознаграждение. Таким людям, разумеется, не нужны профессионалы-соперники, действующие открыто. На вопрос, почему лоббизм не желает выйти из тени, откровенно ответил один из депутатов: "Получил мужик от кого-то, предположим, пять тысяч долларов, две тысячи отдал жене, а три оставил себе на мужские развлечения. Никому не хочется, чтобы в его доходы совали нос".

Российские депутаты немало поработали на интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп.О том, что существуют "неформальные связи" отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами, давно известно. Между теми, кто инвестирует в депутатский мандат, и теми, кто, оправдывая вложения, голосует как надо, существует наикрепчайшая связь. А с другой стороны, люди бизнеса сами идут в политику, становятся депутатами. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. В новом составе Госдумы, как и прежде, немало весьма состоятельных людей. Переход из бизнеса в политику и обратно наблюдается не только в России. Но лоббистским промыслом на Западе занимаются исключительно профессионалы. Например, в США половина профессиональных лоббистов - это бывшие сенаторы и члены конгресса. Может быть, следует узаконить "гражданский брак" между российскими парламентариями и бизнес-корпорациями. А именно - разрешить депутатам входить в органы управления всевозможных ЗАО, ООО и т.п. Такое практикуется, например, в Германии. Там депутаты Бундестага могут состоять в советах директоров различных корпораций. Но не вправе получать за это зарплату. Кроме того, голосуя за какой-то закон, они не могут принимать вознаграждение от корпорации, которая в этом законе заинтересована.

Полной и окончательной победы над теневым лоббизмом добиться, конечно же, невозможно. И не только в России - нигде. Это как с коррупцией, масштабы которой в лучшем случае можно уменьшить, но полностью ее искоренить все равно не удастся. России как минимум нужен закон о лоббизме. Чем больше четко очерченных рамок, тем меньше тени.

Принятию закона об антикоррупционной деятельности мешают сами лоббисты, отмечает член СПЧ, председатель Национальногоо антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отмечает

- Закон не принимается, потому что не хотят лоббисты. Зачем ломать коррупционный рынок и уходить вбелую? Лучше работать втеневую. Поэтому лоббисты препятствуют принятию закона о лоббизме. А когда карты закрыты, то кто сильнее, тот и прав. Таким образом интересы тех, у кого больше личных связей и влияния всегда будут превалировать над профессионализмом и эффективностью, - заявил Кабанов.

Закон о лоббизме потерял свою актуальность, потому что сейчас все вопросы решаются не депутатами в Думе, а чиновниками в министерствах, полагает экс-депутат Госдумы, соавтор последнего из вносившихся в Госдуму законопроектов о лоббизме Борис Надеждин:

- Когда я его предлагал, была совсем другая жизнь, депутаты Госдумы что-то решали. Именно в Думе решали, кому дать деньги какому региону, на какой объект. Сейчас жизнь изменилась и Дума принимает то, что вносит правительство.Поэтому актуальность этого закона сильно упала и можно обойтись и без него. Все вопросы решаются не депутатами в Думе, а чиновниками в министерствах.

Профессия

По прогнозам журнала Forbes профессия лоббиста будет входить в Топ-10 главных профессий в 2011-2020 годах[2]. На данный момент дисциплина «Лоббизм» отсутствует в реестре специальностей вузов в России. За рубежом образование в области GovernmentRelations дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется в рамках направления «Политология» по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти» (GovernmentRelations), который реализуется на факультете политологии МГУ[3]. Также направление лоббизма и GR получило фундаментальное теоретическое и практическое развитие в рамках факультета политологии МГИМО (у) МИД России, (отделение экономической политологии). В НИУ ВШЭ существует общеуниверситетская кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, которая проводит мастер-классы и встречи с экспертами в области малого и среднего бизнеса и представителями политических и бизнес структур. Помимо этого, подготовку специалистов в области GR осуществляет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в рамках факультета «Социология и политология»

В 2012 году появилась кафедра «Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении», созданная на базе факультета прикладных коммуникаций СПбГУ, которую возглавил Минтусов И.Е.

Лоббизм в России

Лоббизм существовал еще в советские времена, правда, в весьма своеобразных административных формах. Процесс фрагментации государственной власти на рубеже 80-90-х годов стимулировал подлинный "взрыв" лоббистской деятельности.[4] В этой связи были предприняты попытки установить правовое регулирование в данной сфере: всего со времени созыва первой Государственной Думы нового образца было внесено пять законопроектов о лоббизме, причем самый первый законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился еще в 1992 году.[5] Однако единый закон так и не был принят.

В качестве действующих лоббистских структур можно рассматриватьТоргово-промышленную палату,

Российский топливный союз,

Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков,

Энергетический клуб России,

Ассоциацию операторов сетей GSM,

Союз независимых производителей газа,

Ассоциацию производителей табачной продукции,

Ассоциацию российских банков,

Всероссийский союз страховщиков,

Национальную ассоциацию участников фондового рынка,

Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности,

Российскую ассоциацию развития игорного бизнеса,

Российский союз автостраховщиков,

Российский союз промышленников и предпринимателей,

Российское газовое общество,

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России,

Союз производителей алкогольной продукции,

Союз производителей нефтегазового оборудования,

Союз экспортеров металлопродукции России.

Данные объединения отстаивают интересы входящих в них компаний. Их основные усилия сосредоточены на желании институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы бизнеса, они не стремятся к политической ответственности, но заинтересованы в формулировании данных интересов на общенациональном уровне, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений.[6]

Лоббизм в Германии

В Германии термин "лоббизм" (Lobbysmus) имеет негативный оттенок, поэтому вместо него часто употребляют термины "общественно-политические коммуникации" (politischeKommunikation), "взаимодействие с органами государственной власти" (PublicAffairs) и "политическое консультирование" (Politikberatung). Лоббирование в Германии осуществляют различные группы интересов (Interessengruppen), среди которых наиболее влиятельными являются Объединение немецких профсоюзов, Федеральный союз немецкой промышленности, Федеральное объединение германских союзов работодателей, а также другие различные объединения, благотворительные фонды, неправительственные организации. Также лоббистской деятельностью занимаются PR-агентства, юридические фирмы и исследовательские центры.

20 февраля 2013

СФ одобрил "антитабачный закон"

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Члены Совета Федерации одобрили закононпроект, запрещающий курение в общественных местах

Подробнее...

24 января 2013

Льготы дальневосточным землям

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Сенаторы хотят разрешить Дальнему Востоку жить по собственным правилам

Подробнее...

10 января 2013

Банки избавили от касс

Льготы дальневосточным землям - student2.ru


Совет Федерации отклонил принятый Госдумой законопроект об обязательном применении банками кассовой техники

Подробнее...

07 декабря 2012

Наши рекомендации