Вместо этого исторически сложилось его подразделение
- на общее право и
- право справедливости.
Современный период развития англосаксонского права таков, что произошло слияние судов ОБЩЕГО ПРАВА и ПРАВА СПРАВЕДЛИВОСТИ. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права.
59.Романо-германская правовая семья.
Происхождение романо-германской правовой системы. Романо-германское право возникло в XII—XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы.
Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов.
Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов.
Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений.
Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское население.
Однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.
Кроме экономических причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой римского права.
Развитие здесь образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций.
Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов).
Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как «право разума», «право университетов».
Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже — разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов.
В университетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.
Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви.
В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение.
Организационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215 г.).
С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию.
В XVI—XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы.
Данный процесс завершился разработкой
- национального законодательства,
- национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
Особенности норм романо-германского права.
Романо-германская норма права — общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами.
Главной особенностью этой нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступает обобщенный, абстрактный характер.
Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.
Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, среди которых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.
Вместе с тем обобщенный характер придает нормам и негативныечерты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике.
Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя.
В результате судебными, арбитражными, другими органами вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих, конкретизирующих положения законов.
Источники романо-германского права.
(1) Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.
Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан.
Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права.
Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на
- конституционные и
- обычные (текущие).
Во всех странах романо-германской системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным.
Предметом регулирования конституционных законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти.
Важное место среди текущих законовзанимают кодифицированные акты (кодексы).
Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.).
Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов:
-декреты, регламенты, инструкции,
- циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.
Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают актам первой категории, однако их число весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы контроля за их принятием, они оказывают существенное воздействие не только на организационные отношения, складывающиеся внутри исполнительной власти, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий.
(2)Вторым источником романо-германского права является обычай.
Как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону.
В ряде европейских гражданских и торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие использовать обычаи, обыкновения хозяйственной и торговой практики при отсутствии, «молчании» закона, т. е. с их помощью восполняются пробелы законодательного регулирования.
(3) Третьим источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Согласно действующей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами.
Тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и, самое главное, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений,
- уточняющих положения закона,
- а иногда идущих вразрез с волей законодателя.
Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран системы.
В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений.
Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики, учитываемые всеми применяющими право юристами.
Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.
Структура романо-германского права. В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на
- публичное и
- частное.
Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права — особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций).
Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений.
К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные Институты трудового права и т. д.
Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами.
Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.
В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.
Другой структурной особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.
60.Мусульманская правовая семья.
(1) Особенности норм мусульманского права.Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием,
- неповторимостью источников,
- структуры, терминов, конструкций,
- понятием нормы.
Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя,
- то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзяизменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться.
Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.
По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Нормы мусульманского права
- как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими;
- в основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы на:
- нормы-принципы, сформулированы в виде теоретических обобщений, и
- казуальные нормы, возникшие, как правило, эмпирическим путем (напр., таковы нормы сунны).
(2) Структура мусульманского права. Структура мусульманского права также имеет существенные особенности.
Мусульманское право не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи.
В мусульманском праве сохраняется отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями.
В частности, существует
- отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения;
- деликтное право, отрасль устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности;
- муамалат, отрасль закрепляющая гражданско-правовые отношения;
- отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права, международного права (сийар).
Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные.
В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения
(3) Источники мусульманского права.
Первым по значению источником мусульманского права признается Коран - священная книга всех мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 глав (сур) и более 4 тыс. стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом.
Большинство из них посвящено вопросам исламской религии и нравственности и лишь незначительная часть затрагивает вопросы правовых отношений. В силу этого Коран не стал для мусульманских юристов системным юридическим актом, подобным конституции, но является самым авторитетным источником исламского права.
Близок к Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права - Сунна- собрание преданий (адатов) о жизни, образе мыслей, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения.
Третьим источником мусульманского права является иджма - нормативные положения, сформулированные исламскими правоведами как выразителями представлений мусульманской общины. В основу признания правомерности данного источника легло мнение самого Мухаммеда о том, что мусульманская община не может ошибаться. Но на самом деле от имени общины выступали наиболее авторитетные исламские теологи-юристы, трактовавшие Коран и Сунну.
Четвертый источник мусульманского права является к и я с - нормы (решения), сформулированные исламскими правоведами по аналогии.
В исламских государствах решения по аналогии приобретают особое нормативное значение, поскольку представляют собой религиозные идеи, имеющие неоспоримый и вневременной характер. Они не являются всего лишь развитием исходной нормы или правового казуса, а образуют особый вид источника права.
Наряду с названными первичными источниками мусульманского права в современных исламских странах все шире используются «вторичные» источники - нормативные правовые акты, в том числе законы. В законах могут содержаться нормы, не только дополняющие и конкретизирующие религиозные правовые источники, но и идущие вразрез как с Иджмой и Киясом, так и с Кораном и Сунной. Это касается, например, ограничения брачного возраста совершеннолетием, отказа от калыма (выкупа невесты), допущения спекулятивных и ссудно-кредитных операций и т.п.
Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина.Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII —X вв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон.
Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать