Категория «правовая семья» служит
- для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки,
- и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей права, правовой культуры, юридических традиций и т.д.
Обзор современных подходов к критериям классификации правовых систем дан в обстоятельной работе М.Н Марченко «Правовые системы современного мира» (М., 2-е изд. 2009)
В учебной и научной литературе по теории права приводится множество определений «правовая система».
Под правовой семьей понимается широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных
- общностью исторического формирования,
- структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки,
- методов и способов развития.
М.Н. Марченко дает следующее определение «правовая семья» - совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности различных признаков и черт.(Учебник: Теория ГиП, М.,2010.С.225).
Как указывает М.Н. Марченко классификация правовых систем вызывается следующими причинами.
Во-первых, сугубо научными, познавательными и «образовательными», ибо глубокое и разностороннее познание правовой карты мира требует не только общего рассмотрения, но и изучение ее по отдельным частям, вбирающим в себя сходные правовые системы.
Во-вторых, это обуславливается сугубо практическими целями – унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем.
Вопрос о выборе критериев классификации правовых систем как с теоретической так и практической сторон. Что положить в основу классификации правовых систем «один основной» или нужно «несколько общих признаков-критериев»?
Для того чтобы критерии классификации правовых систем оказались состоятельными, в максимальной степени пригодными для выполнения соответствующих функций, они должны отвечать, следующим требованиям:
а) в основе своей иметь постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные факторы;
б) по возможности быть более определенными признаками-критериями;
в) иметь устоявшийся объективный характер;
г) в случаях, когда за основу классификации правовых систем берется не один, а несколько признаков-критериев, то один из них непременно должен быть основным, доминирующим;
д) при исследовании общих черт правовых систем-критериев при их классификации
Должны учитываться не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования.
На основании указанных требований к критериям можно предложить следующие, критерии для классификации правовых систем различных государств.
(1) Общность генезиса(возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
(2) Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, Договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
(3) Структурное единство, сходство.Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне на уровне строения нормы е строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
(4) Общность принципов регулирования общественных отношений.В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих -социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.
(5) Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
С учетом изложенного в науке выделяют следующие ВИДЫ правовые системы (правая карта мира) :
1) англосаксонская(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
2) романо-германская (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
3) религиозно-правовые системы (страны, исповедующие в качестве государственной религии мусульманской право, индусское право ислам, иудаизм);
4) социалистическая правовая система(Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
58. Англосаксонская правовая семья.
(1) Особенности норм англосаксонского права. В англосаксонском праве существует два вида норм:
- законодательные и
- прецедентные.
Законодательные— представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера.
Прецедентные — определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы к прецедентной норме (с большой степенью условности можно ее назвать нормой права), относят
во-первых, юридическое заключение по делу и,
во-вторых, аргументацию, мотивировку решения.
Эти два элемента составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное» («obiter dictum»). Она имеет лишь убеждающий характер и не является обязательной для других судов. На практике весьма трудно отличить «попутно сказанное» от прецедентной норме. Для этого выработано множество методов, приемов их различения, но все они недостаточно эффективны.
Англичане вообще предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении.
(2) Источники англосаксонского права. Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является, как уже отмечалось, судебный прецедент.Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями:
-Палатой лордов,
-Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств — членов Содружества),
- Апелляционным судом и Высоким судом.
Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: («решать так, как было решено ранее»). Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой. В настоящее время существует около 300 тыс. действующих прецедентов. Поскольку положения судебных прецедентов более гибкое и менее абстрактное, чем нормы статутов, английское право в целом остается казуистичным.
Другим источником англосаксонского права являетсязакон(статут - законодательные акты, принимаемые британским парламентом. За многовековую деятельность Парламента страны им было принято более 40 тыс. нормативных актов, составляющих 50 томов.
Ежегодно количество нормативных актов увеличивается примерно на 80 нормативных актов). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношении.
Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру.
Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их.
Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на
-публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и
- частные,распространяющиеся на отдельных лиц и территории.
Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам (королеве, правительству, министерствам).
Совокупность этих актов составляет «делегированное законодательство».
Древним источником англосаксонского права являетсяобычаи.Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение.
Особое место среди источников англосаксонского права занимаетюридическая доктрина (наука).
К таким источникам относятся старинные руководства по общему праву, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями.
Значение этих источников заключается не столько в теоретических суждениях авторов, сколько в представленных в них обязательных прецедентах, приводимых и анализируемых учеными.
Например, наиболее авторитетный источник — «Институция» Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов.
Современные же научные руководства в качестве первичных источников англосаксонского права не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судебных дел.
Таким образом, под английской доктриной как источником права следует пониматьне собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.
(3) Структура англосаксонского права.В английском праве нет классического деления на публичное и частное.