Правовая культура культуры и складывается
- с правовой культы общества (как разновидности общественно культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей ее ценности, которые созданы людьми в области права);
- и правовой культуры личности.
Правовая культура общества проявляется в многообразных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:
• уровень правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву;
• совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативных правовых актов);
• качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;
• состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;
• правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности;
• состояние законности и правопорядка;
• профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических процедур;
• состояние правовой науки и юридического образования.
Показатели правовой культуры дают возможность определить,
- насколько высоко оценивается в обществе право как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципа справедливости,
- признается ли примат права по отношению к государству, его властным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культуры общества, его цивилизованность.
Однако правовая культура немыслима без человека и его деятельности.
Индивидуальная правовая культурахарактеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это - глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности.
Индивидуальная правовая культура предполагает не только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предписаний, но и положительное к ним отношение, а также высокосознательное их исполнение.
Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о ее наличии. Показателем правовой культуры является активное правомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания.
Не может считаться культурным в правовом отношении и тот индивид, который хорошо знает содержание законов, но использует это знание в противоправных целях.
Структурно правовая культура личности состоит, таким образом, из двух основных элементов: правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды, и правомерного поведения, причем в первую очередь социально активного правомерного поведения.
Правовую культуру можно рассматривать и на групповом уровне (например, правовая культура сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры, судейского корпуса и т.д.).
Следовательно, правовую культуру, как и правосознание, можно, таким образом, подразделить на
- общественную,
- индивидуальную и
- групповую,
т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.
Применительно к оценке уровня правовой культуры личности можно выделить ее
- обыденный уровень, который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется в правопослушании, активном поддержании правопорядка;
- профессиональный уровеньправовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности;
- и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества.
Правовой идеализм, представляет собой гипертрофированное понимание
-роли права, правовых институтов и юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей.
Это безоглядная вера в силу правовых норм, которая находит воплощение в идее, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно соответствующие проблемы будут решены"
53.Законность: понятие, принципы, гарантии. Правопорядок и общественный порядок.
1.1. Понятие законности
Понятие законности имеет долгую историю. Первым юристом, который упоминал это понятие был римский юрист Ульпиан (жил около 170-228, сторонник естественного права), который в своих трудах упоминал понятие justitia (справедливость), которая стала позже называться законностью.
Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Ее актуальность очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане.
Законность - явление сложное и многогранное. Это находит свое отражение в ее оценках. Так, например, законность рассматривается:
§ и как принцип правового регулирования общественных отношений,
§ и как метод государственного руководства обществом,
§ и как требование соблюдения и исполнения правовых норм,
§ и как режим общественно-политической жизни.
Существует множество различных определений законности. Но практически в каждом из них выделяют то главное, что образует ее суть, основу.
Законность – это строгое и неуклонное соблюдение, исполнение правовых предписаний участниками общественных отношений.
Перечисленные черты (соблюдение, исполнение правовых предписаний) присущи законности любого ИСТРИЧЕСКОГО периода.
В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется
§ конкретным содержанием и
§ приобретает соответствующие формы.
Так, законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципадеятельности всех органов государства, учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Но вместе с тем, в силу различных причин, законность (как соблюдение норм права) проявляется и как методгосударственного руководства обществом, предусматривающий
- издание в установленном порядке нормативных актов,
- строгий контроль за их исполнением,
- обеспечение их неукоснительного соблюдения;
В результате возникает режим общественно-политической жизни, заключающийся в том, что все сферы общественных отношений, деятельность всех органов государственной власти, организаций, общественных формирований, граждан в достаточной степени урегулированы нормами права, причем последние строго соблюдаются всеми участниками общественных отношений.
Вот почему законность рассматривается и как режим, и как принцип, и как методдеятельности государственных органов по руководству обществом.
Законность рассматривается и как своеобразный политико-правовойрежим общественной жизни.
И, наконец, это строгоетребование, состоящее в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в самом общем виде
законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, частными структурами, гражданами).
Для законности необходимо два условия:
v наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
v их выполнение, ибо наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно для законности (фактическая сторона).
Законность - явление, несомненно, историческое и своими корнями уходит вглубь веков, а поэтому тесно вплетается в процессы происхождения государства и права.
В правовой науке выражаются различные мнения относительно времени возникновения законности.
Одни ученые полагают, что законность возможна только в условиях демократии и поэтому не была присуща добуржуазным государствам (С.Л. Зивс, И.С. Самощенко, В.М. Чхиквадзе и др.).
Другие ученые, считают, что она свойственна любому государственно-организованному обществу (О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, П.М. Рабинович и др.).
В обеих позициях видится определенная доля истины. Дело в том, что требования соблюдать и исполнять правовые предписания возникают вместе с появлением права и государства.
Но правда и то, что реализация идеи законности в отношении всех субъектов общественных отношений происходила только со времени становления буржуазной конституционности, формирования демократии в современном ее понимании.
Следовательно, образование законности исторически связано с возникновением права и не должно от него отрываться.
Другое дело, что степень развития законности определяется уровнем развития правовой системы государства в различных общественно-экономических формациях.
И если мы признаем существование рабовладельческого, феодального и буржуазного права, то должны признать также существование законности в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах.
Разумеется, степень развития законности в разных общественно-экономических формациях различна. Понятно также, что в условиях феодального «кулачного» права она чрезвычайно низка, но все же присутствует, как присутствует и соответствующий ей правопорядок.
Как общий вывод следует, что соблюдение требований законов, которые издаются государством, начали формироваться с зарождения государства и права.
Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (“закон суров, но это закон”утверждали они).
Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность. Хотя, если нет законов, то и о законности речи не может быть.Законы - основа законности.
Так что же составляет СОДЕРЖАНЕ законности?
Для понимание законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права, их аксиологическая ( греч. аксиологияаксио – ценность, логия – учение; учение о ценностях )оценка.
Содержание законности составляет не само наличие законодательства (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство которое адекватно воплощает:
- правовые принципы,
- общечеловеческие идеалы и ценности,
- насущные потребности и интересы человека,
- объективные тенденции социального прогресса.
Законность действительно не может существовать в отрыве от законодательства, поскольку субъекты права в своей деятельности реализуют не абстрактные рекомендации или лозунги, а определенные правовые предписания.
Иными словами, именно правовые нормы, законодательство в целом определяют содержание законности.
Следовательно, законность - это совокупность многообразных требований, связанных:
- с отношением к законам и проведению их в жизнь;
- с требованием точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы;
- с требованием соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов;
- с требованием того, что бы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).
При рассмотрении содержания законности неизбежно как с теоретической, так и с практической точек зрения возникает вопрос:
§ предполагает ли законность соблюдение только законов или же всех действующих нормативных правовых актов?
Например, профессор Строгович М.С. полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно ЗАКОНОВ. Из этого, по его мнению, вытекает необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнения закона.
Здесь, по-видимому, правы те правоведы, которые полагают, что в этом отношении не должно быть места двусмысленности, а тем более завуалированию сути дела с помощью терминологических ухищрений.
Если при определении законности «речь идет
о соотношении правовых актов,
об их юридической силе,
об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и соблюдения,
то о законах надо вести речь только как о парламентских актах. Их совокупность образует законодательство в строгом смысле этого слова».
Законность означает исполнение, прежде всего законов. А главный закон страны, Основной ее закон - Конституция.
Если уполномоченные на то органы государства принимают нормативные (подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самым соблюдается одно из требований законности - верховенство закона.
Однако посредством одних только законов все вопросы, требующие правового урегулирования общественных отношений, решены быть не могут. Поэтому всегда присутствует необходимость в нормативных, подзаконных правовых актах
v исполнительно-распорядительных,
v контрольно-надзорных и
v судебных органов.
Но такие акты сохраняют свое правовое значение только при том условии, что они не противоречат закону, не подменяют и не обходят его.
Необходимым условием успешного нормативного разрешения затронутых вопросов является недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой (конкурирующих актов).
В правовом государстве устанавливается строгий порядок
разработки, принятия, вступления в силу и отмены нормативных правовых актов,
определяется их субординация,
возможность применения содержащихся в них норм по аналогии,
четко формулируются условия, при которых допускается и обязательно имеет место обратная сила нормативного правового акта,
а также правила разрешения коллизий нормативных актов.
Сущностное понимание законности связано еще с одним важным критерием. Это касается определение субъектов законности.
Принципы (требования) законности
Если посмотреть на наше определение законности, то через его содержание красной нитью проходит термин “требование”.
В научной и учебной юридической литературе принято различать принципы и требования законности.
Однако то, что в одних источниках рассматривается в качестве принципов, в других трактуется как требования законности, и наоборот. При этом не только соотношение, но и количество принципов и требований законности, а также их содержание преподносятся в многообразных вариантах. Некоторые правоведы то, что чаще называется принципами или требованиями законности, рассматривают как ее черты.
Представляется, что наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы (требования):
(1)единство законности;
(2) верховенство закона;
(3) всеобщность законности;
(4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
(5) неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершенное правонарушение;
(6) неразрывная связь законности и правовой культуры.
(1) Единство законности. Состоит в распространении этого требования на всю территорию РФ, в части понимания и применения законов. Несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов и значительные местные особенности в правовом регулировании, законность должна быть единой для всего государства, всех его регионов. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации.
Противопоказаны любые попытки создать в отдельных частях государства, а тем более в отдельных организациях «свою» законность, отличную от общегосударственной, определяемой нормативными актами высших (центральных) органов государственной власти. «... Законность, - убедительно утверждал в свое время В.И. Ленин,— не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик» (Ленин В.И. Пол», собр. соч. Т. 45. С. 198.).
Это утверждение остается тем более актуальным для Российской Федерации. Принцип единства законности не предполагает формальное однообразие и единый шаблон в правотворчестве и применении законов и тем более ущемление самостоятельности местных государственных органов и органов местного самоуправления.
Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества - противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.
Конкретизация и учет местной специфики не означали бы отступление от предписаний общегосударственных нормативных актов, не были бы направлены на обход действующих законов, нормативных актов Президента, постановлений Правительства.
(2) Верховенство закона. Этот принцип предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативных правовых актов, соответствие законам всех иных правовых актов (нормативных и правоприменительных). Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, является грубым нарушением законности.
Наивысшей юридической силой в системе актов обладает Конституция - Основной Закон государства. В ст. 4 Конституции России записано, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. Недопустимо существования нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой.
(3) Всеобщность законности. Требование всеобщности законности означает, что в обществе не должно быть государственных органов, учреждений, общественных организаций, должностных лиц или каких-то категорий граждан, которые бы исключались, выпадали из сферы законности, не находились под воздействием права.
Никто не может уклониться от выполнения требований, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Поэтому приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства.
Всеобщность, как черта законности, означает равенство перед законом всех и государства, и граждан. Государство ответственно перед гражданином, так и гражданин ответственен перед государством.
Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Государство обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, признано надежно охранять законные права и интересы своих граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19).
Государство должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.
(4) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Особая значимость этого требования определяется его повышенным практическим содержанием. Дело в том, что наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразны в силу его неэффективности, несправедливости, устарелости.
Действовать целесообразно - это значит действовать в рамках закона, на основе закона, во исполнение закона.
Следует отметить, однако, что в рамках, очерченных законом, исполнитель вправе и обязан избрать наиболее разумный, оптимальный, эффективный, экономный, целесообразный путь действий.
Если реально смотреть на жизнь, то законотворчество не успевает за изменениями в обществе, в особенности в период ломки существующих общественных отношений. Вследствие своей формальной определенности и стабильности закон или иной нормативный акт не может изменяться одновременно с быстро текущей жизнью, развивающимися общественными отношениями. Он устаревает, в какой-то мере утрачивает свою эффективность и даже справедливость.
Нередко законы оказываются несоверешенными, пробельными. А главное они перестают удовлетворять новые общественные силы, начинают отягощать новую политику. Тем не менее, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, не могут быть оправданы.
Отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Наиболее целесообразное решение должно быть основано только на законе, и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.
Однако вопрос о соотношении и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне исторических рамок, без учета конкретных условий жизни общества.
История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целесообразностью, а не “мертвой буквой статьи закона”.
Так, например, Л.М. Каганович выступая в Институте советского строительства при Коммунистической академии по случаю 12-й годовщины Советской власти в своем докладе сказал: «... У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются целесообразностью в каждый данный момент» (С.А.Комаров. Общая теория государства и права, 1995, с.131)
Целесообразность вступает в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных установлений: их устарелости, ошибках в праве и пр. Именно здесь возникает спор о том, чему отдать предпочтение.
Давайте выделим факторы, создающие противоречие между законностью и целесообразностью. Среди этих факторов отметим:
§ уровень законодательных работ и степень совершенства законодательства;
§ уровень общей культуры и специальной подготовки применяющих право;
§ единство целей законодательной и правоприменительной практики;
§ степень доверия правоприменителя законодателю и граждан;
§ эффективность контрольно-надзорных мер в сфере применения права.
Коль общество управляется не только с помощью предписаний общего характера, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности.
Надо всегда помнить, что именно закон обладает высшей целесообразностью, потому что он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.
Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке.
Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписание в равной мере обязательны для всех
Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушить закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон.
Законодательство, которое само формируется с учетом требований законности, предоставляет правоприменительным органам широкие возможности принимать целесообразные решения, не противоречащие правовым принципам. Сами нормы права (прежде всего диспозитивные допускают возможность принятия различных вариантов решений, учитывающих все субъективные особенности рассматриваемого дела, в том числе с точки зрения справедливости. Не случайно, скажем, правовые нормы, предусматривающие юридическую ответственность, содержат относительно определенные или альтернативные санкции.
(5) Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Суть этого требования заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а лица, виновные в его совершении, должны понести предусмотренное законом наказание. Требование неотвратимости наказания за правонарушение определяет, ориентирует деятельность не только правоохранительных органов, но и всех других государственных учреждений, общественных организаций и должностных лиц в направлении постоянного обеспечения законности путем применения в необходимых случаях карательных мер воздействия. При этом меры ответственности должны применяться в строгом соответствии с законом, только в индивидуальном порядке и на основании достаточных доказательств совершения правонарушения определенным лицом.
(6) Неразрывная связь законности и правовой культуры. Законность - одно из величайших достижений не только правовой, но и общечеловеческой культуры.
Важнейшая сторона связи культуры и законности - необходимость бороться за законность культурно. Культурно бороться за законность - это значит использовать в такой борьбе только законные средства, руководствуясь выработанными человечеством правовыми принципами и презумпциями.
Эти принципы и презумпции («верховенство закона», «да будет выслушана другая сторона», «никто не должен свидетельствовать против себя», «презумпция невиновности» и т.д.) в той или иной форме тоже получают правовое закрепление.
Разрушительное воздействие на законность оказывают не устраняемые долгое время противоречия в действующем законодательстве, пристрастное толкование правовых норм, применение противоречащих законам подзаконных и правоприменитель-ных актов, воздержание от исполнения предусмотренных законодательством служебных обязанностей и т.п. Свидетельствуя о низкой правовой культуре должностных лиц государственного аппарата, эти и подобные им явления снижают правовую культуру населения. Поэтому они не могут быть терпимы.
Исходя из изложенного можно сформулировать понятие принципов законности.
Принципы законности - это исходные положения, выработанные правовой наукой, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений.
1.3. Гарантии законности
Принципы, требования законности при всей своей значимости не претворяются в жизнь сами по себе, автоматически.
Чтобы они не оставались лишь теоретическими положениями, а действительно предопределяли функционирование права, необходимы определенные условия, принимаемые государством и обществом организационные меры, а также специальные юридические способы и средства их реализации.
Такие условия (объективные и субъективные), меры и средства рассматриваются в качестве гарантий законности. Это значит, что они призваны сделать режим законности реальным, устойчивым, незыблемым.
Под гарантиями законности принято понимать объективные и субъективные условия (факторы), организационные меры, а также специальные (юридические) способы и средства, в совокупности своей обеспечивающие режим законности.
Гарантии законности подразделяются на две группы - общие и специальные.
К общим гарантиям относят социальные условия, обеспечивающие законность (экономические, политические, идеологические, общественные).
К специальным гарантиям - организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения.
1.Общие гарантии законности - реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Рассмотрим важнейшие из них.
1.1. Экономические гарантии. К ним относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, ритмичное и бескризисное развитие хозяйственных комплексов, высокая степень занятости населения в общественно полезном труде, постоянное повышение производительности труда и объема производства, устойчивая финансовая система, неуклонный рост материального благосостояния населения и совершенствование его социального обслуживания. Эти объективные факторы положительным образом влияют на состояние законности. И наоборот - разрушение хозяйственных связей, создание теневой экономики, снижение производительности труда и сокращение объемов производимой продукции, рост безработицы при безостановочной инфляции, падение жизненного уровня населения ведут к усилению социальной напряженности, разрушению позитивного правосознания, росту преступности во всех структурах общества.
Поэтому создание и укрепление экономических гарантий законности - важнейшее условие ее обеспечения.
Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, преодоление безработицы, оказание необходимых социальных услуг. Действительно, прочная законность возможна лишь в условиях социальной обеспеченности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав, но эти условия неразрывно связаны с экономическими гарантиями и должны рассматриваться как их разновидность.
1.2. Политические гарантии. К политическим гарантиям относятся эффективное и, как говорят, сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством.
Сила государственной власти заключается не в мощном репрессивном аппарате, не в подавлении инакомыслия и свободы средств массовой информации, не в устрашающих санкциях правовых норм и их применении, а в способности обеспечить осознанное исполнение населением принимаемых правовых актов.
Сильная государственная власть - это легитимная, устойчивая, пользующаяся поддержкой народа, международным признанием и уважением демократическая власть. Такая власть способна обеспечить стабильное развитие общества, его экономики и культуры, социальную защищенность всех слоев общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, бюрократизмом и другими антиобщественными явлениями.
Сильное государство предполагает последовательное разделение властей, децентрализацию исполнительно-распорядительных функций, безоговорочное подчинение государства праву и признание верховенства закона, высочайшую ответственность служащих государственного аппарата. Такое государство должно опираться на развитую многопартийную систему, исключающую политическую монополию, господство одной идеологии, тоталитарные формы и методы управления обществом, всемерно способствовать развитию и укреплению местного самоуправления.
Особую опасность для государства представляет бюрократизм, который неизбежно приводит к противопоставлению отдельного чиновника государству, коррумпированности и сращиванию государственных структур с преступными группировками, игнорированию общественных и государственных интересов, прав и свобод личности. В таких условиях государство утрачивает способность обеспечивать полную реализацию принимаемых нормативных актов и управленческих решений, добиваться строгой законности и исполнительской дисциплины.
Поэтому борьба с бюрократизмом, с одной стороны, а также предупреждение авторитарных тенденций, чрезмерной централизации государственной власти - с другой, являются необходимыми условиями укрепления политических гарантий законности в стране.
1.3. Идеологические гарантии. Состояние законности в обществе во многом определяется уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, поэтому нельзя игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. Первостепенное значение имеет организация правового информирования населения, доступность каждому основных нормативных правовых актов, ведение в различных формах правовой пропаганды.
Речь идет не об установлении идеологических приоритетов, а о том, что всякая научная и нравственная, в том числе религиозная, идеология должна превалировать над попытками культивировать насилие, национализм, расовое превосходство, цинизм, безразличие к социальным ценностям, в том числе и к праву.
Чрезвычайно опасно безучастно наблюдать, как в условиях разрушения системы коммунистического воспитания идеологический вакуум заполняется не только безудержной и сомнительной рекламой, преследующей только меркантильные цели, но и вредными для общества безнравственными воззрениями, способствующими росту правонарушений и подрывающими и без того ослабленный режим законности.
1.4. Общественные гарантии. Упрочение законности - задача не только государственных органов и учреждений, но и общественных формирований (партийных, профсоюзных и др.). Их роль велика в деле защиты прав и свобод граждан, правового воспитания населения, вовлечения трудящихся в правотворческую деятельность государства. Многообразные формы и средства, используемые общественностью для поддержания и