Правовая идеология включает в себя
- понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву;
-это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок.
Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.
Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.
Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.
Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Без информации о законе не может быть и отношения к нему.
Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре.
На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.
На основе информационного и оценочного элементов формируется третийэлемент — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
По содержанию правосознание подразделяется на:
Первый уровень — обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
— профессиональное(чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
Второй уровень — научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на коллективное и индивидуальное.
Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой.
Например, можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Таким образом,с одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом;
- с другой стороны,само право зависит от правосознания
а) как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения),
б) так и на уровне правореализации ( - правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению;
- правосознание необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).
Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, а именно:
¨ существенным разрывом между конституционными нормами и реально сложившимися в обществе отношениями;
¨ отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса;
¨ системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.
Кризис правосознания проявляется в несовершенстве действующего законодательства.
Правовая система страдает об избыточности и несогласованности нормативного материала. В ныне действующем законодательстве трудно разобраться даже юристу, а для неподготовленного человека оно практически недоступно.
Все эти причины осложняют осмысление необходимости права, его ценности, а также восприятие процессов правоприменения.
Достаточно привести пример с обманутыми вкладчиками финансовых компаний, которых заиксировано более 40 млн. человек.
Правовой нигилизм. Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение:
- с одной стороны, тотальный правовой нигилизм, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают;
- а с другой, — наивность правового идеализма, когда им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу.
Как ни странно, оба эти казалось бы разновекторные и несовместимые явления, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.
Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Нигилизмвообще (в переводе с латинского — ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса):
- к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным,
- а подчас и всем, сторонам человеческого бытия.
Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозными т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь: культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике.
Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание.
Сущность правового нигилизма заключается:
- в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку,
- а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
Одним из ключевых моментов в правовом нигилизме выступает:
¨ надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права,
¨ оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей,
¨ что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.
Стойкое предубеждение, неверие в возможности и необходимости права — такова сущность правового нигилизма.
Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным(безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.
Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практически не было.
Как и раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.
Сегодня главный источник правового нигилизма кроется:
- в кризисном состоянии российского общества
- в социальной напряженности,
- экономической неурядицы,
- распаде некогда единого жизненного пространства,
- в региональном сепаратизме,
- дезинтеграции,
- морально-психологической неустойчивости общества
- и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.
Правовой идиализм. В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм, или юридический фетишизм (юридический романтизм).
Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.
Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.
Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.
Сегодня принято немало бесполезных или неэффективных законов. В то же время многие важнейшие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом.
Законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок».
Таким образом, власть не в состоянии заставить законы работать, поэтому она их просто издает.