Этапы применения методики контент-анализа
Первый этап в подготовке к применению методики контент-анализа состоит в определении совокупности сообщений, которую предполагается изучать. Например, в рамках исследования палестино-израильского конфликта 2000-2004 гг., искомая совокупность может быть определена как «все официальные заявления сторон в течение четырехлетнего периода».
Обычно совокупность сообщений, подлежащих изучению, определяется с помощью набора критериев, которым должно отвечать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критериев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.
Кроме того, при подготовке к проведению контент-анализа необходимо принять решение о единице аналитического наблюдения. Единица аналитического наблюдения, или проще единица анализа, — это отдельный элемент того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из возможных элементов сообщения является слово, или «лексический символ». Единицей более высокого уровня выступает тема, представляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.
Существуют четкие методические требования к возможной единице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать определенное смысловое значение; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Кроме того, число первичных единиц аналитического наблюдения (элементов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки.
Второй этап применения методики контент-анализа является декомпозиция текста: выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зависит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анализа материала. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частоты их употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака дан-
ной характеристики (количественный или, по другой терминологии, частотный вариант применения контент-анализа).
Третий этап применения методики контент-анализа предусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множества элементов текстового массива. В общем виде она аналогична стандартным приемам квантификации по выделенным группировкам. Например, изучая тематику газеты, можно определить процент конкретных тем по тематическим единицам разного содержания (политическим, экономическим, военно-техническим вопросам). Существуют также специальные процедуры подсчета, приспособленные для контент-анализа, например формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными (относительно принятой позиции) оценками, суждениями, аргументами. Кроме того, применяются и более тонкие способы количественного описания содержания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.
Четвертый этап применения контент-анализа состоит в содержательной интерпретации результатов декомпозиции текстового массива и квантификации выделенных элементов. Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик текстового материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хочет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понимании приоритетным направлением политических действий. Содержательная интерпретация завершается формулированием аналитических выводов, которые соотносятся с целями и задачами исследования, декларированными на его начальном этапе.
На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов, которая может проводиться либо путем повторения исследовательской процедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся информацией. Полезным считается также и их соотнесение с информацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. Первый вариант процедуры верификации обычно применяется в рамках пилотных научных проектов, а другие чаше используются в рутинных исследованиях. В случае успешной верификации результатов аналитической работы они фиксируются в итоговом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подготовки практических шагов в сфере политической практики.
Основные этапы применения различных типологических вариантов контент-анализа идентичны. Однако в практическом плане их содержание и аналитические возможности существенно варьируются. Поэтому методический выбор количественного или качественного контент-а нал и за всегда определяется на предварительных этапах исследования и зависит от его целей.