Тема 2.10. Правовые системы современности
Студент должен:
знать:
исторические условия формирования и развития основных правовых систем современности
тенденции развития основных правовых систем современности
уметь:
выстраивать иерархию источников права различных правовых систем современности
Формирование романо-германской правовой семьи. Формирование и развитие англо-саксонской правовой семьи. Социалистическая правовая семья. Религиозные правовые системы.
1.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета: проектор, персональный компьютер
Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор, электронные справочные правовые системы
1.3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная: 1. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: учебное пособие. М.: РАП, 2011. *[1] |
1. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права [Электронный ресурс]:учеб. 7-е изд, перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. *
Дополнительная:
1. Сырых В. М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2012.
2. Теория государства и права. Под ред. Пиголкина А.С. М.: Юрайт, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. consultant.ru
2. pravo.ru_________________________________________
1.4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, на уроках при проверке степени выполнения домашней работы, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Оценка уровня сформированности компетенций
Результаты обучения (освоенные компетенции) | Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | Шкала оценивания |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Способен осознавать значение и ценность права как социального регулятора | Знает определение права | |
Знает значение права в системе социальных регуляторов | |||
Знает различные типы правопонимания | |||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Способен осуществлять все формы реализации права | Способен соблюдать право | |
Способен использовать право | |||
Способен исполнять право | |||
Способен применять право | |||
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Способен осознавать фактические и юридические основания юридической ответственности | Знает фактические основания юридической ответственности | |
Знает фактические и юридические основания юридической ответственности | |||
Знает фактические, юридические основания и поводы юридической ответственности | |||
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Владеет навыками юридической техники и систематизации права | Владеет базовыми знаниями о юридической технике и систематизации права | |
Владеет различными видами правил юридической техники, способен осуществлять различные виды систематизации права | |||
ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. | Является носителем высокоразвитого профессионального правосознания | Правосознание носит преимущественно обыденный характер | |
Сформировано высокоразвитое профессиональное правосознание | |||
ПК 1.1. Осуществлять работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и организаций, вести прием посетителей в суде. | Реализовывать на практике принципы правового государства | Способен реализовывать базовые принципы права в работе с обращениями граждан и организаций | |
Способен в полной мере реализовывать принципы правового государства в работе с заявителями | |||
ПК 1.2. Поддерживать в актуальном состоянии базы нормативных правовых актов и судебной практики. | Владение навыками систематизации права | Владеет базовыми навыками систематизации права | |
Владеет всеми навыками систематизации права | |||
1.3. Осуществлять извещение лиц, участвующих в судебном разбирательстве, производить рассылку и вручение судебных документов и извещений. | Владение навыками юридической техники | Владеет базовыми навыками правоприменения | |
Владеет всеми навыками реализации права | |||
Всего: |
2. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины
2.1 Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)
1. Общие положения
Теория государства и права является одной из сложнейших дисциплин, изучаемых студентами, она содержит обобщенные понятия о государстве и праве, дает общие представления о закономерностях их возникновения, развития и функционирования, их сущности, содержании, формах и роли в жизни общества, опирается на объемный понятийный аппарат.
Изучение теории государства и права начинается с лекционных занятий, главная цель которых – дать студенту новейшие знания в области государственно-правовых явлений. На лекциях нужно внимательно следить за изложением преподавателем изучаемого материала, конспектировать основные положения. Конспекты следует вести аккуратно, умело использовать сокращения, оставлять поля для вопросов, выносимых на семинарские занятия. В свободное от занятий время целесообразно повторять законспектированное, привлекая материал учебника по теории государства и права, а также другую научную и учебную литературу. Конспекты лекций рекомендуется сохранить, поскольку они могут понадобиться на последующих курсах, а также при подготовке к государственному экзамену.
Важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических знаний студентов, являются семинарские занятия, которые направлены на закрепление полученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы материала.
Посещение семинарских занятий является обязательным, т.к. в процессе их проведения преподаватель имеет возможность оценить работу каждого студента. Студент должен уметь свободно высказываться по любому вопросу, вынесенному на семинарское занятие, уметь делать выводы, обобщения, оперировать специальными терминами. На семинарских занятиях у студентов закладываются и развиваются такие необходимые юристу качества, как умение публично выступать и устанавливать контакт с аудиторией. Кроме того, семинарские занятия позволяют преподавателю оценить усвоение студентами соответствующих знаний. К семинарскому занятию студент обязан подготовить ответы на вопросы заданной темы, изучив для этого соответствующие темы лекций, учебников, дополнительную литературу и нормативные правовые акты, законспектировав рекомендуемые источники.
2. Уроки (уроки с элементами лекции)
Общие рекомендации по подготовке к урокам, к урокам с элементами лекции:
Урок с элементами лекции представляет собой обсуждение вопросов тем занятий и рассмотрение первоисточников с ответами преподавателя на вопросы студентов. Для успешной подготовки к данному виду занятий необходимо внимательно ознакомиться с предлагаемыми текстами первоисточников и приготовить вопросы о непонятных положениях данных работ.
Рекомендации по темам: