Правовое регулирование предполагает наличие четко обозначенных правотворческими органами
- ЦЕЛЕЙ воздействия на субъектов права,
- СРЕДСТВ воздействия на субъектов права и
- СПОСОБОВ воздействия на субъектов права.
К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:
• по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;
• опирается на возможность применения принудительной силы государства;
• имеет пределы воздействия на общественные отношения;
• направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;
• осуществляется при помощи системы правовых средств (дозволения, запреты, обязывания)и методов правового регулирования (императивные и диспозитивные).
Проводимое разграничение между правовом воздействием и правовым регулированием, позволяет
§ с одной стороны, выяснить место и роль каждого элемента (средства) механизма правового регулирования (нормы права, правоотношения, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей) в общей системе механизма правового воздействия,
§ а с другой - определить связи и взаимодействие между этими элементами.
Юридические нормы являются базой правового регулирования, той отправной точкой с чего и начинается правовое воздействие.
Например, процесс правообразования оказывает идеологическое воздействие на жизнь общества. Не только информация о подготавливаемых законопроектах, но даже сам факт назревшей потребности правового регулирования, изменения в правосознании ориентирует граждан на определенный образ поведения.
Под правовым регулирование общественных отношений в данном случае следует понимать лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения – воздействие при помощи специфических правовых средств: норма права, правоотношений, актов реализации.
Надо помнить, что ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на общественные отношения НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗГРАНИЧНЫМ, ибо право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им (экономическим строем) культурное развитие общества, а воздействовать правом можно лишь в той мере, в какой действия людей подвластны сознанию. Общепризнанно, что люди, помимо своих действий, совершенно не существуют для закона.
2-й подвопрос. Структура механизма правового регулирования.
Алексеев С.С. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
В структуру механизма правового регулирования входят следующие основные элементы:
1. юридические нормы, 2. нормативно-правовые акты,
3. акты официального толкования, 4. юридические факты,
5. правоотношения, 6.акты реализации права,
7. правоприменительные акты, 8. правосознание,
Режим законности.
Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.
(1) Нормы прававыступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят под нормативный характер.
(2) Нормативно-правовой акткак документ, содержащий нормы права, воздействует на. поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
(3) Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.
(4) Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
(5) Правоотношенияесть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.
(6) Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
(7) Акты применения правасуть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношении. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
(8) В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознаниеи режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.
40. Реализация права: понятие и формы.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА - есть воплощение норм права в конкретное поведение людей (правомерное поведение).
Следовательно, реализация правовой нормы есть исполнение ее предписаний в правомерном поведении.Иными словами, это практическая деятельностьлюдей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.
Итак, первый вывод можно сделать следующий: реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.
В зависимости от характера действий субъекта выделяют четыре формы реализации права:
- соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных
действующим правом;
- исполнение - совершение активных поступков по исполнению
юридических обязанностей положительного содержания;
- использование - осуществление правомочий лица, правомерных
действий по его усмотрению;
- применение - активно-властная деятельность компетентных
органов по решению конкретных дел и издание специальных правовых актов.
Первая форма СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПРЕТОВ как форма реализации права выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами.
В этой форме реализуются запрещающие и охранительные нормы. Именно в этом смысле говорится о законопослушных гражданах, которые воздерживаются от действий (или бездействия), нарушающих нормы права. Это одна из самых распространенных форм правомерного поведения.
Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:
- это в основном пассивная форма поведения субъектов — воздержание от совершения неправомерных действий;
- это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов — от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
- она касается главным образом правовых запретов,
- осуществляется вне конкретных правоотношений;
- происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.
Вторая форма ИСПОЛНЕНИЕкак форма реализации права предусматривает выполнение обязанностей, т.е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права или заключенным на ее основе договором.
При исполнениисубъекты выполняют возложенные на них позитивные обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы (например, граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей).