Принимаемые в Российской Федерации законы можно сгруппировать следующим образом.
1. По значимости и юридической силе — законы конституционные и обыкновенные (текущие). Главным конституционным законом является сама Конституция. Принятая на Всероссийском референдуме в 1993 г. Конституция Российской Федерации устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройство, структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления.
Федеральные конституционные законы — это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О референдуме Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации».
Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке — для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации — не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты.
Все остальные законы, принятые Федеральным' Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как УК, ГК КоАП РФ и др.
2. По органу, принимающему закон, следует различать в Российской Федерации законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность последних в том, что они не могут противоречить (во всяком случае не должны) общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.
3. По объему и объекту регулирования — общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений. Например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений (например, «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г.; Федеральный закон «О судебных приставах» 1997 г. и др.).
38.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых государственными органами. Поэтому наличие обильного нормативно-правового материала обуславливает необходимость его постоянной обработки, упорядоточения , т.е. СИСТЕМАТИЗАЦИИ.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.
Современная правовая практика знает четыре способа систематизации:
- сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности;
- издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов;
- объединение мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт;
- создание нового акта - кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу.
Указанным четырем СПОСОБАМ систематизации соответствует четыре вида систематизации:
(1) учет, (2) инкорпорация, (3) консолидация, (4) кодификация.
(1) УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.Учет законодательства и иныхнормативных актов как вид систематизации представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также создание поисковой системы, которая обеспечивает нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.
Наиболее простой вид учета законодательства — это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам.
Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации.
При алфавитно-предметной регистрации как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например: аванс, аккредитив, аренда и т.д.).
Возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.
Другая, более совершенная форма учета законодательства — картотечный учет, который заключается в создании разного рода картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.
На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст такого акта, что представляется более предпочтительным.
Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.
Наиболее удобен предметно-отраслевой принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.
Информационно-поисковой системой «Консультант-плюс» разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами РФ и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его достоинств следует отнести высокий уровень детальности по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик.
Третья форма учета законодательства — ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.
Ныне все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательствана базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов.
Во-первых, в компьютерные системы можно заложить практически безграничный объем правовой информации. Это все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т.п.
Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки. Наконец, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу оттиражировать ее в необходимом количестве.
(2) ИНКОРПОРАЦИЯ. (от лат. “включение в свой состав”) Систематизация нормативно-правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов. Следовательно,
Инкорпорация - это форма систематизации, в процессе которой нормативно-правовые акты подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично в разного рода сборники или собрания.
В отличие от УЧЕТА, которая осуществляется государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, ИНКОРПОРАЦИЯ проводится с целью обеспечениясамого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативных актов правовых актов.
При инкорпорации акты проходят внешнюю обработку:
- удаляются из текста те статьи, пункты, абзацы, которые утратили силу, и, наоборот включаются все последующие изменения, дополнения с указанием реквизитов актов, внесших такие изменения или дополнения;
- исключаются из акта те его части, которые не содержат нормативных предписаний, сделав отметки о причинах отсутствия в тексте таких статей.
Такая внешняя обработка нормативных актов не затрагивает их нормативного содержания. Сами нормы права не претерпевают никаких изменений и инкорпорируются (включаются) в том виде, в каком они действуют на момент систематизации. При этом полностью сохраняются и реквизиты нормативных актов, нумерация пунктов, абзацев и т.д.
Результаты инкорпорации могут выражаться в издании:
- сборника законов,
- собрания законодательства,
- или свода законов.
Сборниками законов называют инкорпоративные издания законов или иных нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами. Напр., сборник законодательных актов о труде может состоять из законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства.
Собраниями законодательстваобычно называют инкорпоративные издания нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти. В России, например, к таким собраниям можно отнести Полное Собрание законов Российской империи, изданное в 1830 году, Собрание действующего законодательства Союза ССР (50 томов), издание которого было завершено в 1977 г. В Собрание были включены все действующие законодательные акты и нормативные решения Правительства Союза ССР, принятые с момента образования СССР.
Свод законов (разновидность собрания законодательства)является вершиной предметной инкорпарации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Истории законодательства широко известны такие Своды законов, как Свод Юстиниана, Свод законов Российской империи (1832г.)
ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ инкорпорациейназывается инкорпорация при которой нормативно-правовые акты располагаются по годам издания.
ПРЕДМЕТНОЙ (систематической)называется такая инкорпорация при которой нормативно-правовые акты располагаются попредмету регулирования.
Систематические сборники являются более удобными для пользования нормативным материалом и более эффективными с точки зрения перспектив систематизации законодательства.
Кроме того, собрания законодательства могут быть полными,включающими все действующие акты, и частичными,включающими лишь часть, определенный массив актов.
В зависимости от органа, занимающегося инкорпорацией, в юридической литературе выделяют три вида собраний:
- официальные,
- полуофициальные (официозные) и
- неофициальные.
Официальным собрание признается в двух случаях,
- когда правотворческий орган сам подготовил и издал его,
- либоутвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное иным органом.
Полуофициальными (официозными) признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения. . Отсутствие такого утверждения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов актов их официальному тексту несет составитель собрания, напр., Минюст, а не правотворческий орган.
Кнеофициальным относятся те собрания законодательства, которые издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.
(3) КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограничены их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. В частности, с помощью указанных видов систематизации нельзя устранить МНОЖЕСТВЕННОСТИ нормативных материалов, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.
Этот недостаток преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт Такой прием систематизации называется консолидацией.
Консолидация ( от лат. “укрепляю”, упрочение, укрепление чего-либо) - это форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.
Новыйукрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, посколькузаново принимается компетентным правотворческим органоми имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов.
Главной особенностью консолидации является то, что все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений. В лучшем случае проводится их редакционная правка:
- устраняются противоречия, повторы,
- объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания и др.
Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего СССР является Указ Президиума ВС СССР от 1 октября 1980 г. “О праздничных и памятных днях”, который объединил, а тем самым и заменил, 48 ранее действовавших актов по этому вопросу.
Значительную роль консолидация будут играть и при систематизации российский нормативно-правовых актов.
(4) КОДИФИКАЦИЯ. Как мы знаем главным недостатком консолидации - ее неспособность менять содержание правового регулирования - успешно преодолевается с помощью КОДИФИКАЦИИ.
Кодификация - это форма систематизации путем коренной переработки, объединения действующего нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его в н у т р е н н е г о содержания или принятия нового кодификационного акта ( основ, кодекса, устава, положения и др.).
Кодификация предполагает такое упорядочение законодательного материала, которое направлено на его переработку путем исключения повторений, противоречий, восполнение пробелов. Тем самым в максимальной мере обеспечивается внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Кодификация является, по существу, законотворчеством, с той лишь разницей, что текущее законотворчество, создает отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация же упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.
В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующую значительную область общественных отношений.
Кодифицированные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА . Вбывшем СССР Основы, как вид кодифицированного акта, играл исключительную роль. В Основах содержались определения, указывались целизаконодательства, единые для субъектов принципы правового регулирования и др. По существу это были нормы-принципы, нормы-дефиниции. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.
Конституция РФ 1993 г. непосредственно не предусматривает издание такого рода актов. Вместе с тем Основы законодательства могли бы достаточно эффективно использоваться в законотворческой практике как разновидность федерального закона в некоторых сферах совместного ведения РФ и ее субъектов.
КОДЕКС (лат.-собрание законов) - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующую какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.
Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: УК, ГК, УПК, ГПК, и др. Создание кодексов - это один из эффективных путей решение проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
УСТАВ - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Напр., Уставы ВС, Устав ЖДТ, Устав автомобильного транспорта , Устав Академии др.
ПОЛОЖЕНИЕ - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функцию и компетенцию определенного органа, организации, учреждения.
Положение наиболее распространенный вид кодифицированного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Напр., “Положение о ГАИ МВД РФ”, утвержденное постановлением Правительства 28 мая 1992 г. др.
ПРАВИЛА - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности. В форму правил облекаются нормативные правовые акты, которые требуют подробной регламентации. Напр., Правила дорожного движения и др.
39.Механизм правового регулирования: понятие и структура.
1-й подвопрос. Понятие правового регулирования и его отличие от правового воздействия. Человечество, на протяжении долгой истории своего развития, выработало и использовало многообразные способы и средстварегулирования поведения людей.
Право, как вам известно, многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с различных сторон.