При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.
Конфедерация характеризуется следующими чертами:
(1).Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.
Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).
(2).Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.
Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи.
(3) Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).
(4). Конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.
(5). Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.
История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815— 1867 гг.), Швейцарский союз (1815—1848 гг.), Австро-Венгрия (1867-1918 гг.); и—классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (Статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.
Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
(2). Содружество — это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной:
- экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ),
- либоязыковым единством (как у стран Британского Содружества Наций),
- либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).
Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств.
В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет.
Как правило, члены содружества — это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.
Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.
В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может иметь переходный характер.
Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
(3). Сообщество — объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например, Организация стран экспортеров нефти.
В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор.
Сообщество в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
Сообществе может быть
v свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств),
v надгосударственные органы.
Сообщество может иметь цель
v выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей,
v упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.
(4). Ассоциация — это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.).
В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона —АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.
Насильственные формы объединений государств— этсц скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного. Ими являлись союзы и империи.
(5). Союзы —объединения государств, в основе которых лежит добровольность.
Сегодня ярким таким примером служит союз стран России и Республики Беларусь на основе подписанного Договора в 2000 году.
Было время, когда в союзы объединялись государства, как правило, вынужденно, ибо в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести более серьезные издержки
Примером могут служить страны Литва, Латвия и Эстония, которые вступили «добровольно» в СССР в 1940 году.
(6) Империи насильственное объединение государств, осуществленное
v либо путем завоевания,
v либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.).
Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи.
Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение.
Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.
Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления.
Как правило, империи имеют следующие характеристики:
а) обширная территория;
б) сильно централизованная власть;
в) разнородный этнический, культурный и национальный состав.
14. Политический режим: понятие и виды.
Форма правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том
- как и с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением,
- как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил,
- каков политический статус различных общественных организаций,
- какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории.
На эти вопросы отвечает третий блок формы государства —политический режим.