При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

Конфедерация характеризуется следующими чертами:

(1).Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.

Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

(2).Конфедеративное устройство не имеет единой ар­мии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи.

(3) Конфедерация сохраняет гражданство тех госу­дарств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

(4). Конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных от­ношениях с мировым сообществом.

(5). Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федера­ции.

История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815— 1867 гг.), Швейцарский союз (1815—1848 гг.), Австро-Венгрия (1867-1918 гг.); и—классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (Статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

(2). Содружество — это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной:

- экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ),

- либоязыковым единством (как у стран Британского Содружества Наций),

- либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).

Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств.

В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет.

Как правило, члены содружества — это полностью независимые, суверенные государства, субъекты между­народных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.

Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может иметь переходный характер.

Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

(3). Сообществообъединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например, Организация стран экспортеров нефти.

В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор.

Сообщество в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

Сообществе может быть

v свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств),

v надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель

v выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей,

v упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

(4). Ассоциацияэто объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.).

В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона —АСЕАН, созданную для поддер­жания мира и порядка в этой зоне.

Насильственные формы объединений государств— этсц скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного. Ими являлись союзы и империи.

(5). Союзыобъединения государств, в основе которых лежит добровольность.

Сегодня ярким таким примером служит союз стран России и Республики Беларусь на основе подписанного Договора в 2000 году.

Было время, когда в союзы объединялись государства, как правило, вынужденно, ибо в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести более серьезные издержки

Примером могут служить страны Литва, Латвия и Эстония, которые вступили «добровольно» в СССР в 1940 году.

(6) Империи насильственное объединение государств, осуществленное

v либо путем завоевания,

v либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.).

Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи.

Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение.

Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономичес­кого, политического и других видов давления.

Как правило, империи имеют следующие характеристики:

а) обширная территория;

б) сильно централизованная власть;

в) разнородный этнический, культурный и национальный состав.

14. Политический режим: понятие и виды.

Форма правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том

- как и с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением,

- как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил,

- каков политический статус различных общественных организаций,

- какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории.

На эти вопросы отвечает третий блок формы государства —политический режим.

Наши рекомендации