Исходными посылками типологии государства являются следующие положения.
Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права – это непрерывно протекающий, длящийся, объективно обусловленный естественно-исторический процесс.
Во-вторых, при решении проблем типологии нельзя упускать из виду, что процесс развития государственно-правовой материи неразрывно связан с постоянным развитием содержания и назначения государства и права, а также с коренным изменением основных принципов из организации и функционирования.
Напр, при рабовладельческом типе государства и права один ведущих принципов был принцип частной собственности на основные средства производства в том числе на людей-рабов. При капиталистическом типе государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан пред законом.
В-третьих, важно учитывать положение о том, что процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции развития государственно-правовых явлений и их скачкообразности, революционности.
Эволюционность развития государства и права, выступает в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений., а также революционность развития, означающее быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений.
Следует обратить внимание на необратимость процесса развития государства и права, последовательности смены их типов, то здесь нужно сказать следующее.
Безусловно правы те ученые, которые утверждают, что нельзя остановить естественно-историческое развитие общества, а вместе с ним государства и права, как нельзя повернуть вспять историю. К.Маркс и Ф.Энгельспо этому поводу писали:
«Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития … не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами» (Соч. т.23, с.10).
Однако данное положение нельзя абсолютизировать. В процессе развития человеческого общества, а вместе с ним государства и права, имеет место не только необратимость, но и историческая случайность, которая может привести в конкретных случаях к обратному движению, к торможению прогрессивного развития государства и права, к регрессу.
Ряд примеров тому дает, в частности, фашизм, установление которого в любом государстве неизбежно ведет к торможению поступательного развития государства и права, к застою в государственно-правовой жизни.
Недопустимость абсолютизации процесса необратимости в развития государства и права подтверждается так же и тем, что произошло в 90-х годах XX столетия в Советском Союзе и в ряде бывших социалистических государств, когда после разрушения «коммунизма» наблюдалось не поступательное развитие государственно-правового механизма от «социалистического» к «посткоммунистическому», как это должно было бы вытекать из тезиса о необратимости процесса, а совсем иное, скорее – противоположное развитие.
Критически отмечая, что в процессе конституционных изменений в России и в странах Восточной Европы, правительства устремили свои взоры в досоциалистический период. И с этими объективными процессами необходимо считаться.
В процессе проведения типологии (классификации) государства и права ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными науками и в первую очередь историей государства и права.
На основе изучения и обобщения фактологического материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством и правом, с одной стороны, а также экономической и социальной структурой общества - с другой.
При рассмотрении проблем типизации государства и права, следует обратить внимание на социальный смысл и назначение данного процесса.
В общетеоретическом и практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем.
Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах государства и права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов государства и права является одним из условий, без учета которых невозможно правильно понять ни их сущность, ни их назначение, ни изменения их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.
Во-вторых, в том, что типология облегчает понимание внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права.
В-третьих, в том, что процесс типизации государств позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права.
В-четвертых, в том, что в процессе типизации государств создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.
И, наконец, в-пятых, в том, что процесс типологии государства и права создает объективную основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права.
Итак, установив исходными посылки типологии государства и права, а также на социальный смысл и назначение этого процесса, попытаемся определить критерии типологии государства и права.