Складывание феодализма в странах Западной Европы
Феодальный строй сложился в странах Западной Европы в эпоху раннего средневековья (конец V — X вв.) в результате сложного синтеза элементов общественного строя поздней Римской империи и варварских племён.
Современные исследователи выделяют три типа (варианта) складывания феодального строя.
Первый был характерен для стран Южной Европы (Италия, страны Пиренейского полуострова, Южная Франция). Здесь численность варваров, основавших свои королевства, была крайне невелика, и синтез происходил с явным преобладанием элементов позднеримских отношений. Поэтому процесс складывания нового строя происходил медленными темпами.
Замедленно происходило становление феодализма и на Севере Европы (Германия, Англия, Скандинавия), где были крайне незначительны элементы римского наследия (или их не было вовсе).
Наиболее динамично и полнокровно процесс складывания феодализма происходил на территории Северной Галлии, где позднеримские и варварские элементы взаимодействовали в примерно равных пропорциях. Именно здесь феодализм сложился раньше, чем в других европейских землях, и приобрёл свои классические формы. Именно поэтому образовавшееся здесь в 486 году государство франков оказалось самым жизнеспособным из всех варварских королевств, возникших на территории Западной Римской империи, став первоосновой современной Франции.
Главное, что было унаследовано средневековой Европой от Древнего Рима — это представление о частной собственности на землю.
Главное, что принесли с собой на территорию гибнувшей империи варвары — это строй свободной сельской общины.
Итогом Великого переселения народов на территории Северной Галлии (где образовалось государство франков — будущая Франция) стало утверждение свободной общины, члены которой с начала VII века стали собственниками своих земель на правах неограниченной частной собственности.
Однако сохранение статуса собственника своей земли оказалось непосильной задачей для большинства крестьян-общинников. Их основная масса в течение ближайших столетий была вынуждена отказаться от права собственности на свою землю вследствие разорения и невозможности выполнять обязанности земельного собственника перед государством (несение воинской службы, уплата налогов и т.д.), либо вследствие желания предотвратить разорение и освободиться от непосильного бремени повинностей и платежей.
Таким образом, с начала VII века у франков развернулся процесс утраты основной массовой общинников прав собственности на землю и неразрывно связанный с ним процесс складывания слоя крупных землевладельцев.
Мощный импульс процесс складывания крупного землевладения получил в связи с проведением правителем государства франков Карлом Мартеллом (715 — 741) так называемой бенефициальной реформы.
Решая две задачи, поставленные перед ним острыми проблемами внутренней и внешней политики (борьба против мятежных магнатов и необходимость отражения арабского нашествия, погубившего в 711-718 году вестготское королевство в Испании), Карл Мартелл стал раздавать всем желающим нести конную военную службу участки земли в 10-15 крестьянских наделов с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение.
В результате проведённой реформы Карл Мартелл решил стоявшие перед ним проблемы. Во-первых, был создан слой землевладельцев, крепко привязанных к государственной власти, ставший её социальной опорой во всех частях королевства. Во-вторых, получатели бенефициев (или бенефициарии) составили конное войско, сумевшее в 732 году в сражении при Пуатье одержать победу над войском арабов и остановить их победоносное шествие по Европе.
Однако реформа Карла Мартелла имела гораздо большее значение по своим объективным последствиям. Не случайно многие историки были склонны считать, что Карл Мартелл «ввёл» феодализм на территории государства франков. Это мнение представляется преувеличением. Тем не менее реформа способствовала резкому увеличению темпов роста крупного землевладения. Единовременно был создан многочисленный слой крупных землевладельцев на всей территории государства. Если бы процесс проходил естественным образом, то он растянулся бы на столетия.
Кроме того, бенефициальная реформа положила начало становлению характерной для Западной Европы эпохи средневековья условной земельной собственности. Когда бенефиции стали передаваться по наследству, по отношению к такому условному владению стал применяться термин «феод», давший название всему общественному строю этой эпохи.
Проведение бенефициальной реформы имело следствием превращение королевства франков в самое сильное государство Европы, поскольку ни одно из современных ему государств не имело такой гибкой и эффективной военной организации.
При внуке Карла Мартелла Карле Великом (768 — 814) государство франков перешло в решительное наступление на всех направлениях. В результате успешных завоевательных походов франки захватили Северо-Восток Пиренейского полуострова, Северную и Среднюю Италию, Северо-Запад Балканского полуострова и Германию до Эльбы. Таким образом, подвластная Карлу Великому территория по своим размерам приблизилась к Западной Римской империи.
В 800 году в соборе святого Петра в Риме Карл Великий принял титул императора, что стало отражением его могущества.
Однако созданная Карлом Великим империя просуществовала недолго, и уже в 843 году три его внука разделили империю на три части, каждая из которых стала прообразом трёх великих государств современной Европы — Франции, Германии и Италии.
Дробление империи не остановилось на обособлении трёх крупных массивов, населённых этнически однородным населением. Каждое из вновь образованных королевств, в свою очередь подверглось дроблению на множество мелких владений. В Западной Европе наступил, таким образом, этап феодальной раздробленности.
И успехи завоевательной политики Карла Великого, и быстрый и глубокий распад созданной им империи имеют своё объяснение. Завоевания Карла Великого были обусловлены тем, что земельных и людских ресурсов Франкского королевства оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить бенефициями всех франков, желавших нести конную военную службу. Завоевав ту или иную территорию, Карл оставлял в её пределах своих воинов, предоставляя им в условное держание земельные владения. Как только «земельный голод» был утолён, экспансия франкской державы прекратилась. При этом она сыграла очень важную роль в процессе оформления феодальных отношений в завоёванных областях.
Завершение этого процесса имело своим прямым следствием установление феодальной раздробленности. Упрочившие свои права крупные землевладельцы считали излишним существование централизованного государственного аппарата, поглощавшего в виде налогов часть производимого крестьянами в их владениях прибавочного продукта. Стремясь избежать этого, они стали добиваться от правителей (включая самого Карла Великого) предоставления прав иммунитета — передачи земельному собственнику всей полноты государственной власти в пределах его владений (включая недопущение на территорию иммунитетного округа должностных лиц королевской (императорской) власти). Иммунитетные округа росли настолько стремительно, что уже в 847 году король Западно-Франкского королевства, внук Карла Великого, Карл Лысый издал закон (капитулярий), в котором предписывалось: «Каждый человек должен найти себе сеньора». Это свидетельствует о том, что к тому времени власти, не связанной с земельной собственностью, уже не осталось.
Одновременно с этим оформилась иерархическая структура отношений внутри самого класса крупных землевладельцев, которая обеспечивала возможность управления отдельными территориями. При этом более мелкие землевладельцы признавали верховенство более крупных, скрепляя узы личной зависимости принесением вассальной присяги. Отношения внутри класса феодалов приобрели форму феодальной лестницы, на вершине которой находился король, ступенькой ниже располагались герцоги и графы, являвшиеся сеньорами больших территорий, далее — бароны, принимавшие вассальную присягу лично зависимых от них рыцарей, и, наконец, основание лестницы составляли рыцари — собственники отдельных поместий.
Иммунитет и вассалитет в течение столетий оставались важнейшими инструментами организации политической и судебной власти в странах Западной Европы. Лишь по мере успехов процессов политической централизации они стали уходить в прошлое, уступая место новым формам государственного управления, не связанным с земельной собственностью и вассальными отношениями.
Лекция № 7