Вопрос 15: Координация мер противодействия коррупции
Успешное решение задач по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционного характера предполагает совершенствование организационных форм реализации этой функции и повышение внимании прокуроров организационной составляющей .
Организационные формы рассматриваются как сложный вид управленческой деятельности прокурора по упорядочению, четкому целеполагаиню, налаживанию эффективности функционирования правоохранительных органов охраны на определенной территории по предупреждению и расследованию коррупционных преступлений. Данный вид организационной деятельности прокурора по координации усилий других органов правопорядка в сфере противодействия коррупции осуществляется в формах, предусмотренных Положением о координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, .утвержденным Указом Президента Российской Федерации оті 8 апреля 1996 г. Н 567, но имеет специфические особенности. К ним относятся: приоритетное значение ликвидации коррупционных правонарушений среди сотрудников самой прокуратуры, правоохранительных и контролирующих Органов данного региона; наличие в ряде ведомств структур внутренней безопасности и возможности использования средств и методов оперативно-розыск ного характера в отношении собственных сотрудников и, наконец, новизна борьбы с коррупцией и многообразие методов борьбы с ней, не всегда учитывающей права и законные интересы человека и гражданина; международный и транснациональный характер МНОГИХ коррупционных преступлений. Указанные особенности придают доминирующее значение таким организационным формам реализации координационной функции органов прокуратуры как проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и обмен информацией по вопросам борьбы с коррупционными преступлениями. Для обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе с преступлениями коррупционного характера, предусмотрена организационная форма -координационное совещание. Главная задача координационного совещания - выработка и принятие решений по вопросам борьбы с преступностью стратегаческого характера, общих для всех правоохранительных органов того или иного уровня. Наряду с определением приоритетов совместной деятельности, координационное совещание руководителей правоохранительных органов под руководством соответствующего прокурора осуществляет следующие мероприятия: а) анализ и оценку ИТОГОВ работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью за определенный период времени в целом либо по отдельным категориям преступлений; б) разрабатывает согласованные мероприятия, реализация которых возлагается на руководителей правоохранительных органов; в) определяет формы и объем участия того или иного члена совещания В реализации профилактических мер, предусмотренных региональными программами, в том числе» в отдельных сферах правовых отношений, в частности, в сфере противодействия коррупции; г) проводит заслушивание сообщений руководителей и других работников правоохранительных органон но актуальным вопросам организации осуществления согласованных мероприятий по борьбе с преступлениями коррупционного характера; д) вносит общие предложения в комплексные региональные программы борьбы с преступностью. При этом следует иметь в виду, что координационное совещание, с одной стороны, является постоянно действующим координирующим органом, наделенным определенными властными полномочиями по принятию согласованных и обязательных для исполнения решений. В силу этого прокурор как председатель координационного совещания наделяется рядом полномочий по истребованию информации, созыву совещания, формированию повестки, определению докладчиков и т.д. Отличие Координационного совещания от межведомственных, оперативных совещаний, проводимых правоохранительными .органами, заключается в том, что, во-первых, это постоянно действующий орган, образуемый в составе: председателя - прокурора и субъектов - руководителей правоохранительных органов или лиц, исполняющих их обязанности. Во-вторых, порядок проведения координационного совещания, периодичность его созыва регламентированы Положением о координации. В-третьих, на координационных совещаниях обсуждаются вопросы и принимаются решения по наиболее значимым проблемам борьбы с преступностью. Работу по координации также выполняют прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а участниками координационных совещаний являются руководители соответствующих правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью на территории города, района.
Для обеспечения должного эффекта и взаимопонимания между участниками важно непосредственное участие первых лиц в координационных совещаниях. Представители местных органов власти в состав постоянно действующих координационных совещаний не включаются, а приглашаются для участия в его работе но отдельным вопросам борьбы с коррупцией, принятые решения при этом доводятся до их сведения. С учетом характера обсуждаемых вопросов па координационное совещание могут быть приглашены руководители различных государственных органов различных ведомств, представители негосударственных структур, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации1. Решения об этом принимаются согласованно руководителями правоохранительных органов. Совещание созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, может созываться внеочередное заседание по инициативе одного из членов координационного совещания. Работа координационных совещаний строится с учетом планов координационных мероприятий на полугодие, формируемых участниками координационной деятельности при организаторской роли председателя.
Вопрос 16: Планирование мер противодействия коррупции
1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)».
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:
- разработка проекта антикоррупционной политики;
- обсуждение проекта и его утверждение;
- информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;
- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Разработка проекта антикоррупционной политики
Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. Организациями крупного и среднего бизнеса, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта. В частности, проект политики может быть размещен на корпоративном сайте. Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.
Согласование проекта и его утверждение
Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников, после чего представить руководству организации.
Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников.
Информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике
Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту политики, например, разместить его на корпоративном сайте организации. Полезно также предусмотреть «переходный период» с момента принятия антикоррупционной политики и до начала ее действия, в течение которого провести обучение работников организации внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.
Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер
Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации. Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур.
Анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр
Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, может ежегодно представлять руководству организации соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, необходимо внести в антикоррупционную политику изменения и дополнения.
Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в ТК РФ и законодательство о противодействии коррупции, изменение организационно-правовой формы организации и т.д.
Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется спецификой этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует. Рекомендуется отразить в антикоррупционной политике следующие вопросы:
- цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
- используемые в политике понятия и определения;
- основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
- определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);
- ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации.