Договоры: с Византией, международные, между княжествами.
Материалы для подготовки
К экзаменационной дисциплине
«Отечественная история государства и права»
Саратов
Оглавление
1. Предмет, метод, периодизация истории государства и права России. 4
2. Формирование государственности у восточных славян. «Норманская теория». 4
3. Общественный строй и правовой статус отельных групп населения Древней Руси. 5
4. Органы власти и управления Древней Руси. 5
5. Внешняя характеристика источников права Древнерусского государства. 6
6. Институты гражданского права по Русской Правде. 6
7. Уголовное право и судопроизводство по Русской Правде. 7
8. Источники права периода раздробленности и начала формирования единого Московского государства (Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская и Белозерская грамоты наместничьего управления). 7
9. Структура и правовой статус отдельных групп населения единого Московского государства. 7
10. Государсвенный строй и судоустройство единого Московского государства. 8
11. Общаяя характеристика Судебника 1497 г.материальное и уголовное правои элементы розыскного процесса. 8
12. Общая характеристика Судебника 1550 г. 9
13. Центральные органы власти и местное управление в период сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.) 10
14. «Стоглав» - внешняя характеристика, семейно-брачное право. 10
15. Правовое положение населения по Соборному уложению 1649г.Этапы юридического оформления закрепощения крестьян в XV - XVII вв. 11
16. «Соборное уложение» 1649г. – общая характеристика. 11
17. Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г. 12
18. Развитие розыскного процесса в XV - XVII вв. 12
19. Институты гражданского права по Соборному Уложению 1649г. 13
20. Законодательное оформление и особенности абсолютной монархии в России в XVIII в. 13
21. Правовой статус дворянства в XVIII в. 13
22. Правовой статус духовенства и городского населения в XVIII в. 14
23. Правовой статус сельского населения в 18в. 14
24. Органы власти, центральное и местное управление в XVIII в. 14
25. Судебная система в XVIII в. 15
26. Полиция в XVIII в. 15
27. Прокуратура в XVIII в. 15
28. Гражданское право, Указ «О порядке наследовании в движимых и недвижимых имуществах» («О единонаследии») 1714 г. 15
29. Источники права в XVIII в. Воинский Устав 1716 г. – общая характеристика. 16
30. Уголовное право по Артикулу Воинскому 1715 г. 16
31. Судопроизводство по «Краткому изображению процессов и судебных тяжб» 1715 г. 17
32. Структура и статус населения по Закону «О состояниях» 1832г. 17
33. Органы власти и управления в первой половине XIX в. Политическая полиция. 17
34. Систематизация законодательства в первой половине XIX в. 18
35. Гражданское право по т.Х «Свода законов» Российской Империи. 18
36. Уголовное право по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. 18
37. Правовой статус и поземельное устройство и система управления крестьян, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861г. 18
38. Земская реформа 1864 г. 19
39. Городская реформа 1870 г. 19
40. Судебная реформа 1864 г. – общая характеристика. 20
41. Судоустройство по Судебным Уставам 1864 г. 20
42. Судопроизводство по Судебным Уставам 1864 г. 20
43. Полицейскаяреформа 60-х – 80-х г.г. XIXв. 20
44. Военная реформа 60-х – 80-х гг. XIX в. 21
45. Законодательство об изменении государственного строя в 1905-1906 гг. Основные государственные законы в редакции от 23 апреля 1906 г. 21
46. Законодательство о выборах в Государственную думу 1905 – 1907 гг. 21
47. Правовые основы аграрной реформы Столыпина 1906-1911 гг. 22
48. Изменения в государственном строе и праве в годы I Мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции. 22
49. Законодательные акты, принятые на II Всероссийском съезде Советов (октябрь 1917 г.). 22
50. Советские органы власти и центрального управления в 1917-1918 гг. 23
51. Советская милиция, ВЧК и Красная Армия (октябрь 1917-июль 1918гг.) 23
52. Правовая база создания советского суда (ноябрь 1917 –т июль 1918 гг.). 24
53. Источники и особенности советского права в 1917-1918гг. Юридическая ликвидация сословного строя в 1917-1918гг. 24
54. Учредительное Собрание. Законодательные акты, принятые 3-м Съездом Советов. 25
55. Разработка проекта,принятие и содержание Конституции РСФСР 1918 года. 25
56. Чрезвычайные органы власти в период «военного коммунизма».(1918-1920) 26
57. Законодательство о браке, семье и опеке,трудовое законодательство, первые советские кодексы 1917 – 1920 гг. 26
58. Гражданское право 1917-1920 гг. 26
59. «Руководящие начала по уголовному праву» 1919г. 27
60. Юридическое оформление образования СССР. Конституция СССР 1924. 27
61. Судебная и военнаяреформы 1922-1925 гг. 27
62. Кодификация Советского права 1922-1928гг. 28
63. Гражданское право СССР, его особенности в 1930-х гг. 28
64. Уголовное право и процесс СССР, его особенности в 1930-х гг. 28
65. Конституция СССР 1936г. – форма собственности, органы власти и центрального управления, избирательная система. 28
66. Изменения в государственном аппарате СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 29
67. Систематизация советского права в 50 – 70 гг., причины и результаты. 29
68. Реформа отраслевого государственного управления СССР в 1957-1964 гг. 30
69. Изменение трудового законодательства во второй половине 1940-1950 гг. 30
70. Изменения уголовного законодательства во второй половине 1940-1950 гг. 30
71. Разработка проекта и содержание Конституции СССР 1977г. 31
72. Изменения в государственном строе, устройстве, политическом режиме и праве СССР 1985-начале 1990 гг. 31
1. Предмет, метод, периодизация истории государства и права России.
История государства и права России– это историко-правовая(юридическая)наука, основанная на изучении гос-ва и права в строгой хронологической. последовательности. Предметистории отеч.гос-ва и права изучает исторические типы формы государства , политические правовые институты, факторы и условия ,определяющие появление государства и права. Изучает организацию государственной власти , правовое положение социальных групп и классов.
Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил последовательных научных размышлений, направленных на получение достоверных знаний о предмете исследования. Методы научного познания можно разделить на
2 группы: А) Общенаучные (можно отнести системный анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, диалектику, моделирование; Б) Частно – научные (хронологический, сравнительный, историзма, формально-юридический и т д)
Критерии периодизации:
1.Форма государственного единства:
относительно централизованное государство Киевская Русь(IX-XII века);
период феодальной раздробленности (вторая половина XII –первая четверть XIV века);
период формирования Русского (Московского) централизованного государства (XIV – XVII века);
период империи(XVIII-начало XX века);
период распада империи (февраль 1917-1922год);
период формирования и развития СССР (1922-1991 годы)
Российская Федерация.
2. Форма правления:
раннефеодальная монархия с элементами республиканской формы правления (IX –середина XVI века);
сословно представительная монархия (середина XVI – VXII века);
абсолютная монархия (XVIII – начало XX века);
абсолютная монархия с элементами конституциализма и парламентаризма (1905 – 1917 годы);
буржуазно – демократическая республика (февраль – октябрь 1917 года.);
советская республика с элементами империализма (октябрь 1917 – 1934 год);
тоталитарный политический режим (1934 – 1991 годы.);
президентская республика (с 1992 года по наст время)
2. Формирование государственности у восточных славян. «Норманская теория».
Областью расселения славян считают Полесье, междуречье запад. Буга и Днестра с сев. на юг. В 6-8вв вост. славяне находились на стадии перехода от первобытнообщинного состояния к формированию государственности. Основным письменным источником исследования истории возникновения государственности у вост.славян является «Повесть временных лет»Нестора. Вост. Славяне занимались охотой, рыболовством, бортничеством, но основным занятием было земледелие. Подсечное земледелие (рубка, сжигание леса)сохраняло значение коллективного труда, патриархального уклада семьи.
В 7-9вв.произошла эволюция родовой общины в соседско-территориальную общину(вервь),но пережитки родственных связей оставались еще долго.Из родовой.общины выделились семьи.Соседская община состояла из малых семей,ведущих собственное хоз-во.Развитие орудий труда и улучшение земледельческой техники ,развитие торговли и ремесла привело к разделению труда и углубило процесс развития соц.неравенства. Имело место частное присвоение, постепенное накопление движимого имущества (скота, денег, рабов) обусловило формирование родовой верхушки, дружины, купцов, рабовладельцев, стремившихся подчинить себе свободных общинников. Большое значение имели воины и военная добыча. выделились воины-дружинники, служивших у племенных вождей, публичная власть отделилась от народа, т.е. произошло перераспределение властных функций от общинных собраний в пользу совета при князе, состоявшего из родовых старейшин и знатных воинов-дружинников. Формируется раннеклассовое общ-во и первые гос. образования. Государственность у восточных славян сложилась в первой половине IX века.
Норманская теория -«Норманнская теория»- это концепция образования Русского государства, основанная на отрывке из «Повести временных лет» содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря во главе с князем Рюриком. Авторы норманнской теории немецкие ученые Байер, Шлецер, Миллер. Сторонники норманнской теории считали, что государственность на Руси создана норманнами, т.к. славяне являлись дикими племенами и находились на очень низком уровне развития.
Первым «антинорманнистом» стал Ломоносов, он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во. Русские князья, цари, императоры поддерживали идею о своем норманнском происхождении. Основными доводами против норман.теории у славян стали: 1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2)
легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив, а «призвание»-выдумка летописца, рукой которого управляли полит. интерерсы. 3)процесс формирования гос-нности у славян- результат соц-эконом. и политич. развития общества.
3. Общественный строй и правовой статус отельных групп населения Древней Руси.
Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хо-зяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.
Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община – замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) – своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вечедемократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.
Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни русской земли.
4. Органы власти и управления Древней Руси.
Русь была типичной раннефеодальной монархией. Номинальным собственником всех земель считался Великий князь. От него земли держали удельные князья. Великий князь выполнял функции: руководил военной организацией княжества, был высшей судебной инстанцией, представлял страну на международной арене, в начальный период существования государства выполнял функцию сбора дани. Потом эта функция была передана наместникам и волостелям. Великий князьсчитался первым среди равных и его отношение к удельным князьям-вассалам регулировалось на основе феодальных договоров. Они определяли взаимные права и обязанности сюзерена и вассала. Князю подчинялись: княжеский совет, феодальные съезды (система кормления - наместники, посадники, волостели, тиуны), вече, дворцово-вотчинная система (дворецкий, конюший, ловчий, постельничий).Княжеский совет - направлял деятельность великого князя. Вначале в его состав входила верхушка дружины и представители родоплеменной знати. Затем стали входить бояре, представители высшего духовенства, высшие дворцовые слуги. На совете решались все важные гос.вопросы. Он стал прообразом Боярской думы. Вече первоначально существовал как один из способов родоплеменной организации. Это широкое совещание правящей верхушки и городского населения. Допускались мужчины старше 25 лет, ведущие самостоятельное хоз-во. Одна из основных функций - приглашение на престол того или иного князя. В различных княжествах роль вече была неодинакова. По мере усиления феодальных групп, значение его падало
5. Внешняя характеристика источников права Древнерусского государства.
Источники древнерусского права:
1. Правовой обычай - обычное право, складывающееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации.
Договоры: с Византией, международные, между княжествами.