Тема 1. Методологические проблемы политологии (1час)

ПОЛИТОЛОГИЯ

Практикум

С методическими рекомендациями к изучению курса

Для студентов всех направлений и специальностей очного и заочного обучения

Уфа – 2009

УДК 32.001

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 8 от

29 апреля 2009г.)

Составитель: доцент кафедры философии,

социологии и педагогики Игебаева Ф.А.

Рецензенты: к.ист.н., доцент кафедры

философии УГАТУ Бибакова Н.Я.

к.соц.н., доцент кафедры философии,

социологии и педагогики БГАУ Зайнетдинова Л.Ф.

Ответственный за выпуск: зав.кафедрой

философии, социологии и педагогики, доцент Урманцев Н.М.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4 I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КУРСА 6 II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 11

Тема 1.Методологические проблемы политологии 11

Тема 2.История политической науки 14

Тема 3. Теория политической власти 21

Тема 4. Политическая система общества 26

Тема 5. Политические партии и движения 33

Тема 6. Политические элиты и политическое лидерство 38

Тема 7. Политический процесс 43

Тема 8. Политическое сознание 49

Тема 9. Международная политика 55

Тема 10. Прикладная политология 60

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 64

III ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ 65

ГЛОССАРИЙ 75

ПЕРСОНАЛИИ 94

БИБЛИОГРАФИЯ 99

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране происходят бурные процессы политической модер­ни­зации, затрагивающие интересы каждого россиянина. В этой связи формирование политического сознания, политической культуры граж­дан имеет очень большое значение.

Одной из главных целей «Политологии», как новой учебной дисципли­ны в высшей школе, является формирова­ние у граждан систематизированных знаний о мире политики, о тех процессах и явле­ниях, которые происхо­дят в политической сфере жизни общества. Кроме этого, политология способствует формированию политического мышления, выработке гра­жданской позиции, она учит самостоятельно ориенти­роваться в сложных проблемах современ­ного общества и государства, четко формулировать и отстаи­вать свои со­циальные и политические интересы. Другими словами, полито­логический курс помогает обрести более устой­чивые политиче­ские ориентиры.

В результате изучения курса «Политология» выпускник агро- университета дол­жен: получить знания о предмете и методе политической науки, ориентиро­ваться в основных направлениях политической мысли; иметь представле­ния о сущности власти, государства, гражданского общества, полити­ческих отношениях и процессах, политической культуре, политиче­ских субъектах, различать политические системы и режимы, знать о полити­ческих партиях, «группах давления», политических лиде­рах, уметь ори­ентироваться в политических конфликтных ситуациях, уметь анализиро­вать международные политические процессы, геополитиче­скую обста­новку, место и роль России в современном мире, овладеть навыками политической культуры, уметь применять политологи­ческие знания в по­вседневной жизни и в своей профессиональ­ной деятельности.

Изучение политологии поможет студентам сфор­мировать собственное отношение к окружающему их миру, высокую политическую культуру, расширить политический кругозор, приобщиться к вели­кому наследию мировой политической мысли.

После изучения данного курса Вы должны:

· иметь представление о сущности власти, политической жизни, поли­тических отношениях и процессах, о субъектах политики;

· понимать значение и роль политических систем и политических ре­жи­мов в жизни общества;

· знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовы­вать в различных сферах жизнедеятельности;

· уметь анализировать, прогнозировать, оптимизировать политические процессы, разрабатывать на этой основе научно обоснованные уп­равленческие решения;

· применять знания теории политического лидерства в своих взаимоот­ношениях с подчиненными, коллегами и начальством;

· четко представлять себе особенности политической жизни современ­ной России, ее противоречивость и сложность.

Практикум по курсу «Политология» подготовлен для студентов всех направлений и специальностей, соответствует требованиям ГОС ВПО, утвержденного министерством образования Российской Федерации 17.03.2000г. за № 233 эк/СП, рабочим учебным планам ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», рабочей программе дисциплины.

Данный практикум состоит из трёх разделов, отражающих все многообразие содержания политологической науки.

В первой части представлены методические рекомендации по изучению учебного курса «Политология».

Во вторую часть включены планы практических занятий, где каждая тема содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, политологический практикум, состоящий из логических заданий, проблемных ситуаций, вопросов для размышления и тестовых заданий по пройденной теме.

В третьей части помещены кроссворды, позволяющие произвести контроль знаний студентов по курсу «Политология».

При подготовке к практическим занятиям советуем студентам обратить внимание на публикации в таких журналах, как «Политологические исследования», «Социально-гуманитарные знания», «Общественные науки и современность», «Вестник Московского университета, серия «Социология и политология», «Мировая экономика и международные отношения» и другие (список статей приведен в конце каждой темы). Использование этих материалов сделает Ваше сообщение или реферат более содержательным и интересным, покажет Вашу способность ориентироваться в проблеме, не ограничиваясь только учебником.

Изучение курса также предусматривает активное использование электронных ресурсов и программных средств обучения.

I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть политически неграмот­ным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самостоя­тельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность же к принятию рацио­нальных решений в поли­тической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе система­тического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание политологии в качестве учебной дисциплины.

В настоящее время в высшей школе произошли кардинальные изменения в преподавании социально-политических наук: их содержании, структуре, формах и методов. Это связано с разработкой и внедрением в практику высшего гуманитарного образования проблемного обучения, ставящего своей задачей развитие творческого мышления студентов.

Сегодня от студентов требуется способность не только воспро­изво­дить определенную систему готового знания, но и понимать и объяснять политические события, творчески осмысливать политиче­ские реалии про­шлого и современного развития, умение получать необхо­димые знания и использовать их в своей профессиональной и повсе­дневной деятельности.

Помочь приобрести подобные умения и навыки предназначен настоящий практикум – система самых различных заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы или в учебное время: на практическом занятии, зачете, экзамене.

Данный учебный практикум построен таким образом, чтобы студент мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме, в соответствии с учебной программой, освоить необходимые знания и умения по политологии. Успешная реализация этих знаний зависит в значительной степени от Ваших личных усилий.

Поэтому, готовясь к вопросам для обсуждения каждого практического занятия, активно используйте список литературы, а также электронные ресурсы по курсу «Политология», помещенные в конце практикума. Они предоставят Вам возможность более углубленно изучить заинтересовавший вопрос.

Постарайтесь выучить основные понятия темы, воспользовавшись глоссарием, представленным в конце практикума. Обращение к словарю политологических терминов, а также знакомство с «Персоналиями» должно способствовать лучшему усвоению студентами учебного материала.

Дальнейшая Ваша работа – это выполнение политологического практикума, включающего логические задания, проблемные вопросы, и контрольные тесты.

Вначале дадим определения.

Логическим заданием называют вопрос, ответ на который предполагает предварительный глубокий анализ материала, или систему особым образом сформулированных вопросов, нацеливающих студента на самостоятельное продумывание содержание первоисточника. Они предназначены для того, чтобы обучаемый, работая с учебником, сам находил нужные идеи, положения и усваивал их. В данном практикуме логические задания имеют форму вопроса или таблицы, обработка которых позволит самостоятельно и с достаточной глубиной усвоить необходимый материал, проследить логику развития событий и оценить современную действительность.

Проблемный вопрос – высшая, наиболее сложная форма продуктивного вопроса. Он ставит студента в затруднительное положение, так как для ответа на него не всегда достаточно имеющихся знаний и чаще всего требуются новые знания, поиск решения. Главное назначение проблемных вопросов состоит в том, чтобы побудить студента к творческому осмыслению учебного материала к самостоятельной мысли. Это может быть анализ различных высказываний в публицистике, научной и учебной литературе; разных точек зрения (в том числе и противоположных) на одну и ту же проблему; формулирование своей собственной оценки данной проблемы.

Опыт проблемного обучения показывает, что все проблемные вопросы можно разделить на девять основных типологических групп:

1. Категориальный тип – включает в себя вопросы, в которых круг проблем охватывает категориальный или понятийный аппарат данной темы изучаемого курса.

2. Дискуссионный тип – включает в себя вопросы, содержащие явления, методы, способы, технику и процедуру исследований и т. д., которые не имеют в научной литературе однозначного объяснения, одинакового применения, носят дискуссионный характер.

3. Диспутный или неформальный тип – во многом похож на дискуссионный по постановке задачи и характеру ситуации, но отличается тем, что охватывает учебно-познавательные проблемы, которые к учебной программе имеют косвенное значение. Тем не менее, ознакомление с ними способствует углублению и расширению знаний по программным темам, ориентируют студентов на изучение специальной литературы, формируют интерес к проблеме.

4. Ложный тип – связан с тем, что студентам предлагается заведомо ложная или надуманная посылка, и они должны разобраться, в чем ошибка в суждениях, каким должен быть ход рассуждений, исправить ошибки, объяснить источники ошибок и ожидаемые последствия от них.

5. Вопросительный тип – самая распространенная группа проблемных вопросов, что объясняется их простотой, односложностью, доступностью. Возможностью преподавателя импровизировать в процессе лекции или практического занятия. Ответы могут быть формализованы на «да» и «нет».

6. Вариативный тип предполагает выбор студентами правильного варианта ответа из представленных оценок, мнений, определений и аргументированное обоснование своего выбора.

7. Оценочный тип – включает в себя высказывания ученых, писателей, политических и государственных деятелей и т. п. по различным конкретным вопросам теории и практики, фактам внутренней и международной жизни и т.д.. От студентов требуется оценка этих высказываний и фактов с материалистических позиций, умение узнавать определенные философские и экономические и другие направления и школы.

8. Аналитический тип построен таким образом, что предлагаемая преподавателем проблемная ситуация только вызывает затруднения в разрешении учебной проблемы, а студенты, исходя из прошлых знаний, должны провести анализ ситуации, источников, причин, вызывающих проблемы, пути и условия ее разрешения.

9. Методологический (методический) тип объединяет ситуации, в которых от студентов требуется находить правильные методы, способы, приемы их решения, дать определения методом.

В настоящем практикуме представлены разнотипные проблемные вопросы, раскрывающие различные аспекты политологии и требующие неоднозначного ответа. Постарайтесь проработать все проблемные вопросы и высказать свою точку зрения по данной проблеме.

Тест(от англ. test – проба, испытание, исследование) – понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний. Поскольку в настоящее время все более распространенной становится тестовая форма контроля знаний, практикум снабжен образ­цами тестовых заданий, которые разработаны в соответствии с государственным стандартом профессионального образования. Они предназначены как для самостоятельного контроля знаний, так и для проведения практических занятий, контрольных замеров знаний студентов преподавателем.

Завершая подготовку к практическому занятию, обязательно ответьте на все вопросы для самоконтроля по указанной теме, таким образом, Вы сможете проверить наличие приобретенных знаний и выявить свою политическую компетентность.

Важным методом обеспечения самостоятельной работы студентов является написание реферата. И хотя, выполнение реферативной работы по курсу «Политологии», согласно ГОСа, не является обязательным требованием учебного процесса, однако студент по собственному желанию может выполнить это задание.

Реферат (от лат.referre – докладываю, сообщаю) – это краткое изложение в письменном виде содержания какого- либо вопроса или темы. Тематика рефератов предложена в конце практикума и студент вправе выбрать любую, наиболее интересную и актуальную, на его взгляд, тему. Далее он должен изучить значительное количество научной литературы по теме исследования, составить план работы и написать полный текст реферата, включающий:

· титульный лист, содержащий название института, факультета, кафедры, по которой выполняется исследование, название темы, фамилию и имя автора, номер его курса и группы, год написания работы. Там же указываются фамилия, имя и отчество научного руководителя;

· оглавление работы (перечисление глав, а если имеются, то и параграфов с указанием страниц, где они начинаются). В оглавлении указываются также введение, заключение, библиографический список, а если есть, то и приложение;

· указанные в оглавлении части работы. Идеи и цитаты, заимствованные из других источников (книг, статей), сопровождаются точными сносками. Использованные и приведенные в работе схемы и таблицы должны быть объяснены в тексте, а если можно, то и вкратце под самой схемой (таблицей).

Текст реферата должен быть набран на компьютере и

составлять по объему примерно – 15-20 страниц. После завершения курса «Политологии», как бы подытоживая изучение дисциплины, можно будет провести студенческую научную конференцию, где выступят студенты, представившие наиболее интересные рефераты.

В III части практикума студентам предлагается решить 5 политологических кроссвордов, содержащих основные понятия пройденного курса. Решение кроссворда вызывает у студентов интерес к изучае­мому предмету, помогает более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем учебной дисциплины и требует от студентов умений и навыков работы со справочной литературой, разви­вает формально-логическое и творческое мыш­ление, все виды па­мяти, эрудицию.

В заключение отметим, что жить в обществе и быть свободным от политики, не иметь с ней дела, нельзя. В этой связи, политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной деятельности. А для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, её следует глубоко изучать, уметь видеть за множеством политических событий, явлений и действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. И здесь важно помнить замечание французского социолога О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Надеемся, что данный практикум поможет студентам в заинтересованном изучении курса «Политология» и даст им необходимые знания о политических реалиях и ценностях, нормах политической культуры и поведения.

Желаем Вам успехов!

II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Методологические проблемы политологии (1час)

Вопросы для обсуждения

1. Политология как наука: объект и предмет.

2. Теория политики.

3. Сравнительная политология.

4. Политологический практикум.

Наши рекомендации