Лекция 7. Греко-персидские войны
В истории каждого народа есть периоды, которые можно назвать переломными. Как правило, именно в такие периоды возникают ситуации "развилки", возможности развития исторического процесса по тому либо по иному пути. Именно тогда возрастает роль субъективного фактора в истории, и деяния политиков и полководцев более, чем обычно, влияют на развитие событий. Греко-персидские войны были именно таким периодом в истории древней Греции, ими завершается архаический и начинается классический период истории древней Греции - эпоха наивысшего ее расцвета.
Не случайно греко-персидские (или, как их называли греки, "мидийские") войны стоят у истоков истории как науки: "отец истории" Геродот поставил себе целью описать их. Вот что он писал во вступлении к своему труду: "Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом".
Греко-персидские войны продолжались полвека, с 499 по 449 г. до н. э., и представляли собой серию сухопутных походов и морских экспедиций, иногда с перерывами в годы, но современники и потомки воспринимали их в единстве. Традиционно началом греко-персидских войн считается восстание ионийских греков против персидского владычества в 499 г.
Греческие полисы Малой Азии уже с VII в. до н. э. столкнулись с угрозой, исходящей с востока. В середине VII в. Магнесия на Меандре была разрушена кочевниками-киммерийцами. По-разному складывались отношения греков с Лидийским царством: враждебные вначале, затем они стали более тесными. Последнему лидийскому царю Крезу (560-546 гг.), впрочем, вполне эллинизованному, легко удалось подчинить Эфес и другие ионийские города.
Иония к тому времени была наиболее просвещенной частью греческого мира; ионийская философия природы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) стоит у истоков философии как науки, в сочинениях "логографов" (Гекатея Милетского и др.) прослеживаются начала истории, географии и других наук. Милет был не только метрополией многих греческих колоний Причерноморья, но и культурным и интеллектуальным центром.
После разгрома Лидии персами в 546 г. греки Малой Азии были вынуждены подчиниться новому завоевателю, но владычество Персидской империи было для них тяжелее. Жители Фокеи предпочли переселение на запад Средиземноморья персидскому господству. Персы ставили во главе полисов своих ставленников - тиранов, что также вызывало недовольство. И когда один из таких тиранов, Аристагор Милетский, решил восстать против персов, к нему присоединились многие ионийские города. Из полисов Балканской Греции поддержку восставшим оказали Афины (20 кораблей) и Эретрия на Эвбее (5 кораблей); Спарта отказалась воевать с персами в Азии.
Первоначально восставшим сопутствовал определенный успех: они даже смогли захватить и сжечь Сарды, резиденцию персидского сатрапа, хотя цитадель города осталась в руках персов. Но силы огромной Персидской державы и горстки греческих полисов были слишком неравными. Персы смогли мобилизовать сухопутные силы, привлечь большой финикийский флот и в решающей морской битве при острове Ладе в 494 г. греческий флот был разгромлен. В том же году был захвачен Милет, уцелевшие жители которого были обращены в рабство.
Падение Милета произвело огромное впечатление в Греции, особенно в Афинах, которые считали Милет родственным городом. В 493/2 г. в архонтство Фемистокла, будущего героя персидских войн, была поставлена на афинской сцене трагедия драматурга Фриниха "Падение Милета". После этого драматург был присужден к штрафу в 1000 драхм формально за то, что постановка трагедии расстроила граждан Афин. Действительной причиной могла быть борьба про- и антиперсидской группировок в Афинах.
Впрочем, в Персии уже созрело решение начать войну против полисов Балканской Греции. "Царь царей" Дарий считал, что вся Азия (включая малоазийские греческие города) принадлежит ему по праву завоевания, и за помощь своим соплеменникам Афины, Эретрия и другие полисы Балканской Греции должны понести суровое наказание.
Столкновение Персидской империи и греческих полисов было неизбежным. И дело здесь не в экономических причинах, не в "борьбе за рынки сбыта", как думали историки начала ХХ в. Персидской империи, как и любой империи древности, было присуще стремление к расширению, завоеванию новых территорий. Персидская империя и греческий полис представляли собой два пути развития - путь восточной деспотии и путь гражданской общины, и поэтому греко-персидские войны имели всемирно-историческое значение.
Маршрут следующего похода персов лежал, по совету изгнанного афинского тирана Гиппия, через острова Эгейского архипелага. Были построены специальные транспортные суда для перевозки лошадей. После взятия Эретрии персы высадились неподалеку от Марафона на востоке Аттики, в месте, удобном для действия конницы - ударной силы персов. Афинское войско при поддержке платейцев, жителей небольшого города в Беотии, выступило навстречу врагу. Спартанская помощь задерживалась, и афинянам пришлось действовать практически в одиночку. Реальное руководство афинскими силами осуществлял талантливый стратег Мильтиад Младший из аристократического рода Кимонидов. Мильтиад был до этого правителем Херсонеса Фракийского на Геллеспонте, но его изгнали оттуда персы. Мильтиад хорошо знал противника и поэтому мог избрать оптимальную тактику.
Когда греки узнали о том, что персы погрузили на суда конницу с целью произвести внезапный рейд на Афины, было решено не медлить. Мильтиад усилил фланги и повел афинян в атаку, причем последний отрезок пути греки бежали в тяжелом вооружении (что свидетельствует об их отличной физической подготовке) с целью уменьшить потери от действий персидских лучников. План Мильтиада блестяще удался: персы обратились в бегство, оставив на поле боя около 6 тыс. человек, афиняне потеряли 192 гоплита. Конечно, персы вообще и даже экспедиционный корпус не были полностью разгромлены: они попытались, обогнув Аттику, высадиться в Афинах, и только спешное возвращение афинского войска заставило их убраться восвояси.
Военное, да и моральное значение Марафонской победы (490 г. до н.э.) было огромным. Один греческий полис, Афины, смог успешно противостоять экспедиционному корпусу "великого царя"; персы имели численное превосходство (20 тыс. против 12 тыс. афинян и платейцев) и, несмотря на это, были разгромлены. Марафон был не просто победой греков над персами, он продемонстрировал жизнеспособность молодой еще афинской демократии. Не стоит забывать, что персов сопровождал свергнутый афинянами тиран Гиппий, который рассчитывал вернуться к власти. Эффективной оказалась и система коллективного руководства афинским войском: десять избранных стратегов во главе с координатором - архонтом-полемархом. В момент битвы руководство осуществлял наиболее опытный стратег - Мильтиад Младший, что в значительной степени и предопределило исход сражения.
Рост самосознания афинского демоса парадоксальным образом сказался на судьбе его аристократических лидеров. Марафонский победитель Мильтиад после неудачной экспедиции на Парос был присужден к штрафу и умер от ран в 489 г. С 487 г. стал активно применяться введенный Клисфеном остракизм: изгнанию подверглись как родственники и сторонники тиранов, так и другие аристократы. Политическую группировку, выступавшую за превращение Афин в морское государство с сильным флотом, возглавил Фемистокл, противником его был выражавший чаяния аттических крестьян Аристид. Археология свидетельствует о зачатках политической пропаганды в этот период: в колодце на агоре было обнаружено 190 черепков с именем Фемистокла, написанных лишь 14 различными почерками. Однако в 80-е годы V в. политика Фемистокла взяла верх: Аристид был изгнан. Немаловажную роль сыграла персидская опасность: после смерти Дария в 486 г. взошедший на престол Ксеркс начал исподволь готовиться к новому походу на Грецию.
В 483 г. в Лаврии на юге Аттики было обнаружено новое богатое серебром месторождение. Обычно доход от эксплуатации делился между гражданами, но Фемистоклу удалось убедить народное собрание использовать эти деньги на постройку 200 триер - быстроходных военных кораблей. Прекрасный политик, Фемистокл использовал для убеждения сограждан не угрозу со стороны далекой Персии, а вражду с соседней Эгиной, что было гораздо нагляднее (остров Эгина хорошо виден с афинского акрополя). Богатые граждане были назначены триерархами (командирами кораблей) и должны были участвовать в их оснащении собственными средствами. В результате Афины стали крупнейшей морской державой Греции: их флот впятеро превышал коринфский. Можно напомнить, что самый большой флот послал против персов в 494 г. Хиос - 100 кораблей. Это с неизбежностью должно было повлечь в будущем изменения и в социальной сфере: беднейшая часть граждан, которая не могла приобретать гоплитское вооружение, приобретала теперь больший политический вес, и не случайно Фемистокла позднее упрекали в том, что он вывел на политическую арену Афин "корабельную чернь".
В 481 г. на общегреческом съезде в Коринфе было принято решение о совместной борьбе против персов. Однако только треть греческих полисов заняла активную антиперсидскую позицию (впрочем, среди них - Спарта вместе с Пелопоннесским союзом и Афины), остальные были дружественны персам либо предпочли соблюдать нейтралитет. В обход Афона персы прорыли канал, чтобы обезопасить свой флот от бури. Вначале греки рассчитывали оборонять северные проходы в Фессалию, но из-за проперсидской позиции фессалийской знати от этого плана пришлось отказаться.
Передним рубежом обороны были избраны Фермопилы - узкий проход между горами и морем, соединявший Северную и Среднюю Грецию (теперь из-за понижения уровня моря он стал гораздо шире). Немногочисленный (несколько тысяч) отряд греков под руководством спартанского царя Леонида успешно оборонял Фермопилы от двухсоттысячного войска Ксеркса, пока предатель не провел персов горными проходами в тыл грекам. Леонид и триста спартанцев пали в бою, но задержали персов. Это позволило эвакуировать Аттику (большинство мирных жителей было перевезено в Трезену на Пелопоннесе), а греческим силам укрепить Истм - главный рубеж обороны. Греческий флот также отступил к острову Саламин у берегов Аттики.
Здесь в сентябре 480 г. до н. э. произошло решающее морское сражение. В узком проливе, и отделяющем Саламин от Аттики, афиняне, составлявшие основную часть греческого флота, ориентировались гораздо лучше, чем персы. Но не это было главной причиной победы греков, а то, что они сражались за родную землю, за свободу, за свой путь развития. Царь Ксеркс, приказавший поставить свой трон на берегу Аттики, имел возможность наблюдать разгром персидского флота. Фемистокл сумел внушить Ксерксу опасения за собственную безопасность, и царь из-за угрозы (возможно, не очень реальной) разрушения греческим флотом понтонной переправы через Геллеспонт спешно покинул Грецию, оставив там отборный 70-тысячный корпус Мардония, который отошел на зимовку в дружественную персам Беотию.
Жители Афин смогли вернуться к своим пепелищам (Ксеркс разграбил и сжег Афины), но ненадолго: весной 479 г. боевые действия возобновились и персы вновь вторглись в Аттику. Греческое войско стояло на Истме, но постепенно в Спарте возобладало мнение о необходимости решительного сражения с неприятелем; спартанский царь Павсаний, главнокомандующий объединенных греческих сил, выступил в Беотию. После длительного маневрирования под городком Платеи в том же году произошла битва, которая решила судьбу всей кампании. Тяжеловооруженные греческие гоплиты выдержали натиск разноплеменного войска персов, а затем, после того, как Мардоний был убит, обратили их в бегство. Не привыкшие к роскоши греки с удивлением рассматривали богатые шатры персидских военачальников, захваченные ими. Грекам было непонятно, ради чего персы пытались завоевать сравнительно бедную Грецию. Одновременно греческий флот разгромил персов у мыса Микале в Малой Азии, после чего не только исчезла опасность повторного вторжения персов в Балканскую Грецию, но и началось постепенное освобождение греческих городов Малой Азии от персидского ига.
После 479 г. военные действия были перенесены в Азию и персидские войска в Европе больше уже не появлялись. И хотя военные действия продолжались с перерывами еще три десятилетия, основной вопрос "мидийских", т. е. греко-персидских войн, был решен в 479 г.: Греция отстояла свой путь развития, специфику своей цивилизации. Каллиев мир 449 г. до н. э., закрепивший господство греков в Эгейском море и гарантировавший свободу греческим полисам Малой Азии, лишь подтвердил это. Замечательно также то, что именно в 480 г. западные, сицилийские греки разгромили карфагенян в сражении при Гимере, защитив западные рубежи греческого мира.
Греко-персидские войны служат как бы гранью двух эпох в истории древней Греции: архаической и классической. Архаика была периодом интенсивного и плодотворного взаимодействия Греции и Востока, и многими своими достижениями Греция была обязана именно восточному влиянию. После победы в греко-персидских войнах греки уже свысока смотрели на Восток. Они осознали себя единой нацией, противопоставив себя "варварам", т. е. всем людям негреческой культуры. Все это и послужило основой для расцвета классической греческой культуры, классической греческой цивилизации в V - IV вв. до н. э.
Лекция 8. "Пентеконтаэтия". Афины при Перикле
Полувековой период (Пентеконтаэтия - "пятидесятилетие" по определению греческих историков) между изгнанием персидских полчищ из Греции (479 г.) и началом Пелопоннесской войны (431 г.), которая разделила и ослабила греческие полисы, был временем наивысшего расцвета демократических Афин. Это время не было спокойным и мирным для афинян: продолжались военные кампании против персов, обострились отношения со Спартой, в самих Афинах шла борьба между различными политическими группировками. Однако именно в это время на афинском акрополе был построен знаменитый Парфенон, новый порт Пирей и "Длинные стены", связывавшие Афины с Пиреем, именно на это время падает творчество Эсхила и Еврипида - классиков античной драматургии.
Афины в ходе Греко-персидских войн становятся ведущим полисом Греции. В 478 г. был основан союз греческих городов для продолжения войны с Персией. Спартанцы, верные своей изоляционистской политике, устранились от дальнейшего участия в войне: военные действия велись в основном на море и на побережье Малой Азии - далеко от Балканской Греции. Объединенные силы греков во главе с афинским военачальником Кимоном нанесли персам поражение в битве при Евримедонте в Малой Азии (между 469 и 467 г.): были разгромлены и персидская армия, и союзный ей финикийский флот.
Афинские союзники, особенно мелкие полисы, вместо воинских контингентов и кораблей ежегодно выплачивали форос - дань, которая постоянно увеличивалась, что вызывало их недовольство. Казна союза находилась на острове Делос, и сам он назывался Делосской симмахией (военным союзом). Так продолжалось до 454 г., когда союзников постигла крупная неудача. Афины послали на помощь восставшему против персов египетскому фараону Инару большой флот - около 200 триер, и сначала им сопутствовал успех: был освобожден Мемфис - столица Египта. Но затем персы подтянули силы, отвели воду из протока дельты Нила, где базировался афинский флот, и уничтожили его. Потери Афин были настолько велики, что возникла опасность персидского вторжения в Грецию. Казна симмахии была перенесена с Делоса в Афины, был возвращен из изгнания прославленный полководец Кимон, который разбил персидский флот у кипрского Саламина. В результате в 449 г. был заключен Каллиев (по имени афинского посла) мир с Персией, закрепивший победы греков: персидский военный флот не имел права входить в Эгейское море, персидские войска не должны были приближаться к западному побережью Малой Азии. Таким образом, греческие полисы получили независимость от персов, но оставались членами Делосской симмахии, которая теперь называлась Афинским морским союзом.
В самих Афинах в это время шла борьба за ограничение полномочий Совета Ареопага, влияние которого усилилось во время Греко-персидских войн. Лидеру демократов Эфиальту удалось после долгой борьбы ослабить влияние этого органа, который отныне рассматривал лишь судебные дела, связанные со святотатством. Однако в 462 г. сам Эфиальт пал жертвой убийцы-аристократа. Война со Спартой велась с переменным успехом, истощая все воюющие стороны. Сначала афинянам удалось подавить восстание на о. Эвбея, но затем, в 446 г. в сражении при Коронее в Беотии они потерпели тяжелое поражение, в нем пал и Толмид, один из авторитетнейших руководителей демоса. Понимая, что в "мирном соревновании" экономически более развитые и процветающие Афины имеют больше шансов на успех, чем отсталая аграрная Спарта, возглавлявший в то время демократов Перикл настоял на заключении тридцатилетнего мира со Спартой (445 г.), "Периклова мира", согласно которому Афины отказались от попыток установить свою гегемонию на суше. Интересно, что обе стороны, может быть, впервые в мировой практике, согласились разрешать возникающие между ними конфликты посредством третейского суда.
Время, когда Перикл стоял во главе полиса, считается "золотым веком" Афин, а сам Перикл - выдающимся лидером демократии. По происхождению Перикл принадлежал к той части афинской аристократии, которая поддерживала демократические преобразования. Его двоюродным дедом по матери был законодатель Клисфен, а отцом - известный афинский полководец и государственный деятель Ксантипп, прославивший свое имя победой над персами у мыса Микале в 479 г. Так что для Перикла не существовало дилеммы - к какой политической группировке примкнуть. Политическая карьера в Афинах начиналась не слишком рано: греки считали, что управлять государством могут лишь умудренные жизнью люди. С 18 до 20 лет юноша-гражданин был эфебом, т. е. проходил срочную военную службу в гарнизонах на границе Аттики. С 20 лет он мог принимать участие в заседаниях народного собрания, но быть избранным членом Совета (булевтом) или стать судьей (дикастом) можно было только начиная с 30 лет.
Перикл родился около 495 г. до н. э. (среди его современников ходила молва, что матери Перикла перед этим приснился сон, будто она родила льва) в знатной афинской семье. Его отцом был полководец и государственный деятель Ксантипп, известный своей победой над персами в битве при Микале в 479 г. Политическую деятельность Перикл начал в середине 60-х годов V в. Афиняне считали, что «зеленые юнцы» не должны занимать государственныу должности. Хотя юноша мог с 20 лет, после того как он два года отслужил эфебом (нечто вроде срочной военной службы в тренировочных лагерях и на границах Аттики), принимать участие в заседаниях народного собрания, быть избранным на государственную должность или стать судьей можно было только с 30 лет.
До этого Перикл, как и другие юноши из аристократических семей, получил хорошее образование. Грамоте в Афинах обучали учителя-грамматики, большое внимание уделялось физической подготовке в гимнасиях, но самой важной ступенью образования считалось обучение философии и риторике (ораторскому искусству). Умение читать и писать было лишь необходимой предпосылкой, но умение выступать перед согражданами, убеждать их своими аргументами было высшим достижением любого образованного грека. Переписывать книги могли и рабы, а выступать в народном собрании, в суде и на заседании Совета мог только свободный гражданин. Наибольшее влияние на Перикла оказал философ Анаксагор, который считал разум регулирующим и управляющим началом. Именно влиянию Анаксагора приписывали современники ту глубину мысли, которой отличались речи Перикла, да и его душевные качества - хладнокровие и спокойствие, умеренный образ жизни и политические устремления.
В начале своей деятельности Перикл оставался как бы в тени других политиков, и прежде всего признанного вождя демоса - простата (дословно "стоящего впереди") Эфиальта. К середине 440-х годов главным противником Перикла стал Фукидид, сын Мелесия (не путать с историком Фукидидом, сыном Олора), который возглавлял аристократическую группировку. В 444 г. афиняне решали, кто из двух лидеров будет изгнан остракизмом. Афиняне выступили за дальнейшее развитие демократии; изгнанным оказался Фукидид, и афинский демос в течение 14 лет после этого, с 443 по 430 г. до н. э., год за годом доверял Периклу должность первого стратега ("военачальника"). Враги обвиняли Перикла в том, что таким образом он добился единоличной неограниченной власти, но это было не так: ничто не мешало афинским гражданам не избрать Перикла или даже привлечь его к суду за неправильное расходование средств (так и случилось в 430 г. до н. э.). Перикл не имел в своем распоряжении аппарата подавления, он мог только убеждать афинян голосовать за его предложения, поддерживать его политику. Не случайно он готовился к каждому своему выступлению перед демосом, волновался, как будто выступал с речью в первый раз. Но политика Перикла отвечала интересам демоса. В чем же она заключалась?
Прежде всего Перикл стремился к тому, чтобы все граждане могли реально, а не формально занимать ответственные государственные должности. Казалось бы, законы Клисфена уже предоставляли равные права всем гражданам, но исполнение должностей не оплачивалось, и бедные жители Афин не могли бросить свои занятия для исполнения общественных поручений. Перикл такую плату ввел. Больше всего получали те, кто защищал родной город: гоплит (тяжеловооруженный пехотинец) или матрос - по 1 драхме (= 6 оболам) в день. В 457 г. гражданин из класса зевгитов, к которому принадлежало большинство крестьян (вспомни законы Солона), впервые стал архонтом. Член Совета (булевт) получил 5 оболов, другие должностные лица - архонты - 4 обола, заседатели в суде - по 1 (а затем 2) обола в день. Перикл заботился и о культурном досуге сограждан: в праздник Дионисий, когда устраивались театральные представления, бедным гражданам выдавался "теорикон" (по 2 обола), чтобы они могли посетить театр.
Внешняя политика Перикла была направлена на укрепление могущества Афин, расширение сферы влияния Афинского морского союза. Для этого была предпринята морская экспедиция в Понт Эвксинский ("гостеприимное море" - так греки называли Черное море). Перикл сам возглавил ее, и афинские корабли продемонстрировали мощь Афинской державы как жителям греческих городов южного берега Черного моря, так и жившим на северном побережье грекам и скифам. Наверное, афинские корабли посетили и Пантикапей, столицу Боспорского царства, "житницы Афин", откуда, с Керченского и Таманского полуостровов, афиняне вывозили зерно. Недалеко от Пантикапея афиняне основали новый город - Нимфей.
На юге Италии, на месте разрушенного Сибариса, был основан город Фурии, и архитектор Гипподам построил его по новому, геометрическому плану; улицы пересекались под прямым углом - новшество, невиданное для греков V века до н. э. Фурии были основаны в 443 г. до н. э., и среди основателей были и "отец истории" Геродот, и философ Эмпедокл, и софист (учитель мудрости и красноречия) Протагор. Вообще около 10 тысяч безземельных аттических крестьян смогли получить бесплатно землю в разных частях греческого мира. Некоторые союзники были недовольны политикой Афин, поскольку афинские поселения (клерухии) часто располагались на их землях, и даже иногда поднимали восстания (например, остров Самос в 440 г.), но неизменно терпели поражения.
Не были забыты ремесленники и торговцы. В правление Перикла в Афинах было развернуто крупномасштабное строительство, потребовавшее больших затрат и обеспечившее работой ремесленников самых разных специальностей. В 447 - 431 гг. до н. э. на строительные работы в Афинах были истрачены 7 тысяч талантов - огромная сумма, причем большая ее часть была собрана с членов Афинского морского союза. Строительные работы велись не только в Афинах - благоустроен был также порт Пирей, там были воздвигнуты новые причалы, склады. Продолжилось строительство "Длинных стен", связывавших Афины с Пиреем - они сделали невозможной блокаду Афин. "Тем более удивления поэтому заслуживают творения Перикла, - писал древнегреческий биограф Плутарх, - что они созданы в короткое время, но для долговременного существования. По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены: до такой степени они всегда блещут каким-то цветом новизны и сохраняют свой вид не тронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют не стареющую душу!" Великолепные общественные здания и храмы, воздвигнутые при Перикле, сделали Афины прекраснейшим городом Греции.
"Да ты чурбан, когда Афин не видел,
Осел, коль видя их, не восхищался,
Когда с охотою покинул их - то мул", -
писал древний поэт.
Наиболее величественным сооружением был Парфенон - храм Афины Девы (Парфенос), покровительницы города. Архитекторы Иктин и Калликрат построили его таким образом, что ни время, ни землетрясения не были властны над ним. Однако самый страшный враг творений рук людских - сам человек. В 1687 г., во время войны между Венецией и Турцией, венецианский снаряд попал в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Раздался страшный взрыв... Но даже и теперь, полуразрушенный, Парфенон прекрасен, и десятки тысяч людей каждый год приезжают в Афины, чтобы полюбоваться этим неповторимым памятником. Мы привыкли к тому, что каждое здание обязательно должно иметь фасад, но греки были другого мнения. Храмом в форме периптера, окруженным колоннами со всех сторон, можно было любоваться с любой точки. Архитекторы поставили Парфенон так, что, когда человек через Пропилеи входил на акрополь, он видел Парфенон с угла. В Парфеноне нет ни одной строго горизонтальной или вертикальной линии - все они немного изогнуты с учетом оптического эффекта. Благодаря этому зрителю все линии представляются абсолютно правильными.
В Парфеноне много скульптурных изображений, фризов. Наиболее интересен, пожалуй, западный фриз, на котором Фидий изобразил спор богини Афины и бога морей Посейдона о том, кому из них быть покровителем города. Посейдон ударил трезубцем по скале, и забил источник целебной солоноватой воды. Афина ударила копьем - выросло оливковое дерево. Дар Афины показался афинянам более ценным - она стала покровительницей Афин, и именно в ее честь был воздвигнут Парфенон. Внутри Парфенона находилась огромная скульптура Афины, покрытая Фидием тысячами пластинок из слоновой кости; шлем и одеяние богини были сделаны из золота. Именно этот драгоценный наряд богини и сыграл роковую роль в судьбе Фидия - он был обвинен в хищении золота.
Перикл не был, конечно же, идеальным правителем, и он ошибался, и у него оставались политические враги, которые пытались скомпрометировать его в глазах народа. Тем не менее авторитет "первого стратега" у афинского демоса был непоколебим. Тогда его противники попытались атаковать близких ему людей. Первой жертвой стала его вторая жена милетянка Аспасия. В обычных афинских семьях того времени женщина занимала подчиненное положение и практически не покидала пределы женской половины дома ("гинекея"). Другие мужчины (кроме мужа) не имели права появляться там. В афинской судебной практике известен случай, когда афинянин, услышав, что воры грабят дом его соседа, побоялся помешать им, потому что для этого нужно было зайти в чужой гинекей. Совсем по-другому относился к своей жене Перикл: Аспасия присутствовала при разговорах Перикла и его друзей, участвовала в них и вообще была весьма образованной для своего времени. Недоброжелатели стали обвинять ее в сводничестве, и Периклу с большим трудом удалось добиться ее оправдания в афинском суде. Затем был обвинен в непочтительном отношении к богам друг Перикла философ Анаксагор: особенно возмутило многих жителей Афин то, что звезды и Солнце он считал горячими материальными телами и полагал, что Солнце величиной с полуостров Пелопоннес. Анаксагор был вынужден бежать из Афин. И, наконец, ближайший соратник Перикла скульптор Фидий был заключен в тюрьму по обвинению в присвоении части средств, направленных на украшение храмов. Все в Афинах знали, что Перикл неподкупен, что он никогда не принимает участия в пирушках, что единственная дорога, которой он ходил каждый день, - дорога на агору, на народное собрание или в Совет. И тем настойчивее становились обвинения в адрес его друзей и близких.
Обострялась и внешнеполитическая обстановка. В Спарте с подозрением смотрели на постоянное усиление Афинского морского союза. Афины и Спарта стали принимать участие в конфликтах, происходящих в различных частях греческого мира. Наиболее значительный разгорелся за обладание островом Керкирой - важным стратегическим пунктом на пути в Италию и на Сицилию. Союзник Спарты Коринф поддерживал керкирских аристократов, а Афины - демократов. Афины взяли верх, и Керкира вошла в Афинский морской союз, еще более усилив его мощь. Затем в 433 г. Афины предприняли торговую блокаду Мегар - другого союзника Спарты. И, наконец, в 432 г. до н. э. спартанское народное собрание в присутствии представителей государств Пелопоннесского союза приняло решение о начале войны с Афинами, обвинив афинян в нарушении условий мирного договора.
Вначале Перикл пытался остановить надвигающуюся войну, даже путем подкупа должностных лиц в Спарте, но в конце концов смирился с ее неизбежностью. К тому же он опасался обвинений в антипатриотизме со стороны политических противников.
В 431 г. до н. э. войска Пелопоннесского союза под предводительством царя Архидама впервые вторглись в Аттику. Афиняне, особенно молодежь, рвались в бой, но Перикл настаивал на том, что сражение на суше губительно. Аттические крестьяне вынуждены были покинуть свои дома и эвакуироваться в Афины под защиту неприступных "Длинных стен", соединявших город с портом Пиреем. С горечью они наблюдали за разрушением своих домов неприятелем, уничтожением оливковых рощ и виноградников. Царь Архидам был ксеном Перикла, т. е. был связан с ним узами гостеприимства, и поэтому мог приказать не уничтожать имение "первого стратега" вблизи Афин. Тогда Перикл публично заявил, что, если такое случится, он передаст свое имени афинскому народу.
Афинский флот в это время курсировал вокруг Пелопоннеса, высаживал отряды гоплитов, наносивших немалый ущерб спартанцам. Афиняне также несли потери, и во время похорон павших воинов Перикл выступил с речью, в которой, отдавая дань памяти погибшим, восхвалял афинскую демократию, обеспечивавшую свободу гражданам. Историк Фукидид так передает речь Перикла: "Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется демократией ("народоправством"). В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должности, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений... Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Признание в бедности у нас ни для кого не является позором, но больший позор мы видим в том, что человек сам не стремится избавиться от нее трудом... Мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел".
Так прошел первый год войны, но внезапно на Афины обрушилось ужасное бедствие, поломавшее все первоначальные планы ведения военных действий. Афинский порт Пирей принимал торговые корабли практически из всего Средиземноморья, и, скорее всего, из Эфиопии через Египет в Афины была занесена заразная болезнь; одни ученые считают, что это была чума, другие - сыпной тиф. Предпосылкой для возникновения эпидемии была страшная скученность жителей - переселенцы из сельских районов Аттики вынуждены были жить даже в укреплениях. Болезнь косила людей - по приблизительным подсчетам, умерло около четверти населения Афин, в том числе 4400 гоплитов и 300 всадников. И военные, и политические, и моральные последствия были очень тяжелыми. Правда, царь Архидам спешно отвел свои войска в Пелопоннес, опасаясь распространения заразы, но и афиняне прекратили активные боевые действия. Гнев демоса испытал на себе и Перикл: впервые за долгие годы он не был избран стратегом; не удовлетворенные отчетом Перикла о своей деятельности, афиняне приговорили его к большому штрафу - по одним сведениям, 15, по другим, - 60 талантов.
"Народное волнение, однако, продолжалось недолго, - писал Плутарх. - Народ, нанеся Периклу удар, оставил свой гнев, как оставляет жало пчела". При других стратегах положение Афин еще более ухудшилось, и снова народ стал призывать его возглавить государство. Но Перикл был убит горем: безжалостная болезнь унесла жизни его сестры и двоих сыновей. Когда Перикл хоронил младшего из своих законных сыновей, Парала, он не смог сдержать горя и разразился рыданиями; ничего подобного не случалось за всю его жизнь. "Народ просил простить ему его несправедливость, и Перикл опять принял на себя управление делами и был выбран в стратеги. Тотчас после этого он потребовал отмены закона о незаконнорожденных детях, который он сам прежде внес, - для того, чтобы за отсутствием наследников не прекратились совершенно его род и имя", - отмечал Плутарх. Ирония судьбы заключалась в том, что именно по предложению Перикла был еще в 451 г. до н. э. принят закон, согласно которому афинским гражданином мог стать лишь тот, чьи отец и мать также были афинскими гражданами. Мог ли Перикл тогда предвидеть, что его второй женой станет жительница Милета, а сыновей от первого брака унесет болезнь... Но политик всегда должен задумываться о правильности своих поступков, о справедливости законов, за принятие которых он борется. Афиняне пожалели Перикла, и Перикл Младший, сын Перикла и Аспасии, был внесен в списки граждан.
Перикл вновь приступил к исполнению привычных государственных обязанностей, но вскоре болезнь настигла и его. Умирающий Перикл сказал о своей самой главной заслуге: "Ни один афинский гражданин из-за меня не надел черного плаща" (т. е. не погрузился в траур). В 429 г. до н.э. Перикл умер, и последующие события заставили афинян горько пожалеть о потере опытного, справедливого и неподкупного государственного деятеля.
Политическая деятельность Перикла протекала в период расцвета демократических Афин, и сам он в немалой степени способствовал такому расцвету. Этот период не был ни легким, ни спокойным: Афины воевали и с персами, и со спартанцами, но никто не мог оспаривать славу Афин как культурной и интеллектуальной столицы Эллады. Был построен Парфенон, в Афинах писал историю греко-персидских войн "отец истории" Геродот, в Афинах жили замечательные философы и "софисты" - учителя мудрости и красноречия. Несравненным был и афинский театр: в нем ставились пьесы великих драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида.