Понятие политического кризиса
Политический кризис– состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции. Кризисы политической системы, уподобляясь болезням организма, могут быть легкими и тяжелыми. Бывают кризисы, которые приводят к разрушению не только политической системы, но и системы всего общества и его институтов управления.
Политические кризисы чаще всего связаны со сменой политической элиты. Такие кризисы не всегда приводят к полному изменению состава элит, правительственных кабинетов, правящих партий и т. д. и. как правило, разрешаются по результатам корректировки прежнего политического курса.
Целостные или тотальные политические кризисыпочти всегда влекут за собой появление новых элит либо кардинальные изменения всей социально-политической жизни, например в случаях осуществления революции, как это было в России в 1917 г. Развитие исторических событий приводит к появлению кризисов, и задача политической элиты состоит в том, чтобы такие кризисы разрешать без каких-либо серьезных последствий для социально-политической структуры государства.
Если политическая элита не справляется с задачами по социально-политическому развитию в условиях преодоления кризиса, она сменяется другой элитой, более подготовленной к действиям в жестких условиях. Чем естественнее, культурнее проходит процесс смены политических элит, тем более развитым можно считать общество и сами элиты.
Неспособность политической элиты дать ответ на вопрос о путях выхода из кризиса, ее нежелание расставаться с властью приводят к появлению тоталитарных форм правления – режимов усиленного идеологического и государственного подавления реакции населения страны на нестабильность и дефектность сложившейся политической ситуации.
55.Международные отношения: понятие, субъекты, современность
Международные отношения —совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне - глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем - различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединённых Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 192 государства, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединённых Наций. Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.
56.Политический экстремизм
Экстремизм опасен не для той или иной политической силы, которая в данный момент находится у власти, а для демократической государственности в целом. Распространение экстремистских идей ведет к коррозии всей общественно-политической жизни, а, значит, к размыванию государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека. В результате:
- существенно понижается уровень дозволенного в политике и, следовательно, развиваются конфронтационные методы в ущерб методам, консолидирующим государственную систему, - компромиссам, консультациям, договоренностям и т.п.;
- в обществе сгущается атмосфера нетерпимости, а, следовательно, все менееустойчивой становится политическая система;
- насилие все более воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный метод достижения целей. Особенно это пагубно сказывается на молодежи для которой естественно стремление шокировать добропорядочных буржуа, тяготение к решительным действиям, их романтизация независимо от идейной подоплеки и конечных целей. И этим прекрасно пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений;
- наконец, доминирующим мотивом гражданской жизни становится страх, а это и есть наилучший фон для завоевания экстремистами власти. В самом таком завоевании не было бы ничего страшного, если бы осуществление власти по-прежнему подчинялось правовым принципам.
Наиболее явные признаки политического экстремизма оскорбление отдельных социальных, этнических и религиозных групп, на которые возлагается вина за все проблемы, подлинные и мнимые, которые встречаются на пути общественного развития, указании на ту или иную группу как на врагов страны и даже человечества в целом. В открытом обществе к политическому экстремизму должна быть отнесена, прежде всего, деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены:
- на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями;
- на установление единственной идеологии в качестве государственной;
- на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам;
- на отрицание прав человека.
Политическая цель экстремистских течений - завоевание власти. В социологическом плане совершенно неважно, мирными или насильственными методами это достигается. Важно то, что власть экстремистскими силами завоевывается для того, чтобы покончить с системой политической конкуренции, ибо экстремизм по определению не признает оппозицию. Поэтому при политическом режиме, основанном на плюрализме, на недопустимости идеологической монополии, государственная власть не только вправе, но и обязана защищать конституционно гарантированную свободу мысли и слова всеми законными методами. В том числе, борясь с теми организованными силами, кто использует политическую и идеологическую свободу для того, чтобы в конечном итоге уничтожить ее.
57.Внешняя политика: цели, функции, средства осуществления. Основные направления внешней политики РБ.
Внеешняя полиитика; внешние сношения государства — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства. Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел. После провозглашения независимости РБ вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности. Сейчас основными направлениями политики на международной арене являются:
V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного
независимого государства;
V активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими,
структурами и организациями;
V способствование строительству новой мировой и европейской систем
безопасности, свободных от «разделительных линий»;
V участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
V энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего
системы ООН. Существовавшие на территории Беларуси Полоцкое, Туровское и другие княжества Древней Беларуси (IХ — ХIII вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII — ХVIII вв.), Белорусская Народная Республика (1918 — 1925 гг.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919 — 1990 гг.) проводили активную внешнюю политику.
Среди ключевых внешнеполитических императивов уместно выделить следующие:
* сохранение суверенитета и независимости Беларуси;
* обеспечение территориальной целостности страны и неприкосновенности ее границ;
* недопущение вмешательства иностранных государств и других внешних сил во внутренние дела белорусского государства;
* сохранение национального согласия по основополагающим вопросам развития государства и общества, обеспечение единства внутренней и внешней политики.
На судьбу белорусского народа во все времена оказывало влияние состояние межгосударственных отношений в Европе. Практически любой конфликт в Восточной части Европы приводил к гибели людей и разрушениям на белорусской земле. В этой связи сегодня Республика Беларусь исходит из того, что формирование прочных партнерских отношений и с восточными, и с западными странами является необходимой предпосылкой последовательного укрепления доверия, взаимопонимания и мира в регионе. Реальное становление белорусской внешней политики, формирование ее основных системных параметров явилось непростым процессом. Необходимо было найти оптимальные формы участия в создании нового механизма взаимодействия на постсоветском пространстве. Восстановить разорванные связи, прагматично используя сохранившиеся. Выстроить политический фундамент контактов со странами Запада. Включиться в создание систем глобальной и региональной безопасности. Обеспечить продвижение собственных нешнеэкономических интересов, отстоять свою нишу в мировой экономической системе. Необходимо было учитывать новые политические императивы современной дипломатии — транспарентность, открытость, демократичность — и соответствовать им. Принимать во внимание расстановку сил на международной арене, ориентироваться на ведущие страны, блоки, центры силы, позицию ключевых международных организаций. Другими словами, продвигать свои национальные интересы в широком контексте формирования нового мироустройства.
Несмотря на всю сложность международной обстановки, Республика Беларусь сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами и принципами.
58.Геополитика и её основные проблемы
Геополитика – стратегическая наука, наука «политической элиты государства», способ проникновения в судьбу государства. Геополитика – скрытая, тайная политика государства, определяющая всю основу развития. Геополитика (греч.— государственные или общественные дела) — искусство, и практика использования международных политических сил. Традиционно, этот термин применяется главным образом для описания воздействия на политику географических факторов, но его употребление в ХХ веке приобрело более широкий характер.В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и пространственными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое (см. геоэкономика) и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов.Термин «геополитика» введен в обращение шведским политологом Рудольфом Челленом (Rudolf Kjellen) под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 г. опубликовал книгу Politische Geographie (Политическая география). Впервые термин употреблён им в 1899 г., но широкую известность он получил после выхода книги «Государство как организм» в 1916 г. Геополитика не признает общечеловеческих ценностей, исходит из интересов данного государства фиксирует как эти интересы реализовать. У истоков геополитики немецкий политгеограф Фридрих Ратцель ни разу не использовал термин геополитики, сформировал основные законы Геополитики и заложил категориальный аппарат. В сфере работ подвергся жесткой критике (ярлык шарлатан).
Именно Ратцель первым попытался обосновать географические среды на поведение Государства. Для этого он распространил «принцип Дарвинизма» на общественное развитие (сторонник Дарвина). Относит на общественное развитие принципы поведение в живой природе. Вводит принцип жизненного пространства для народов. Так же как и в живой природе государство является живым организмом, который переживает цикл рождения, расцвета и старения. В период расцвета черпаются жизненные соки из пространства. В процессе пространственного роста государство неизбежно ограничивает рост соседей (более сильное государство неизбежно поглощали более слабые), рассматривая длительную историю цивилизации делаем вывод – человеческая цивилизация быстрее развивается на побережьях рек и морей и имели морской выход где складывались торговые пути.
Все мировые цивилизации существовали под страхом разгрома народов севера варварами. Великие переселения народов были продиктованы средой. Существует фундаментальный геополитический закон, который определяет взаимоотношения между государствами – закон планетарного дуализма – извечный конфликт двух культовых типов – морскими и сухопутными. Вся история человечества проходила под воздействием этого закона, морские государства контролировали морские коммуникации.
Закон экспансии – признавал морские и сухопутные государства. Необходимо собирание союзников, без дружеской поддержки свои глубинные интересы не может реализовать ни морское, ни сухопутное государство, этот закон основан на создании блоков.
Закон действия двух разнонаправленных противодействий – тенденция глобализации международных отношений и тенденция планетарного уровня.
Предмет геополитики. Геополитика изучает закономерности в развитии государств, народов, культур, цивилизаций и религий. Через призму географии, пространственных факторов геополитика исходит из того, что география народов есть судьба.
Предмет и задачи геополитики. Сущность геополитического метода.
В России с 20 годов по 80-е года геополитика существовала вне закона. «Фашистская геополитика на службе американского капитализма». Григорьев А.А – адепт гонений на геополитику 1930г.
1986-87 гг. – вновь используется термин «геополитика» в российской прессе.
1989-90 гг. – реабилитация геополитики в России.
Нарастание потребности в геополитике в России в 90-х годах.
Либерализация экономики.
Разрушение паритета США и СССР.
Россия потерпела «бескровное» поражение.
Общее использование геополитики в России политическими движениями: «просвещенный консерватизм»:
* неверие в общечеловеческие ценности;
* неверие в разрешение политических проблем силами международной общественности.
Человечество еще не доросло до того, чтобы руководствоваться при достижении национальных интересов методами геополитики. Геополитика заменяет идеологию (геополитические противоречия).
59.Политика и религия
Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия
Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.
Оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из- за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Функции, которые реализует религия по отношению к политике: 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.
2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое
государство, или однородная по составу социальная группа. 4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.
1. Влияние на сознание людей.
Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.
2. Идеологическая поддержка или противоборство.
Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.
3. Политическая деятельность религиозных организаций.
Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами.
Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция
78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.
4. Проблемная интеграция.
В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология,
демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.
5. Политическая интеграция.
Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и
даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.
6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.
Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран
Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничеств
7. Учет религиозного фактора во внешней политике.
Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало
понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.
8. Религиозный экстремизм.
Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии.
Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.
Множество проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии,
Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.
9. Косвенное влияние.
Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика
государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических
интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.
Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей.
60.Возрастание роли политической науки в жизни общества
Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.
Политика существует в различных ипостасях (формах) в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.
Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества. Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности. Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта. Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях. Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса. Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права.