Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских, 7 / 20 ноября. Приволжское село Исады бывшего Макарьевского уезда Нижегородской епархии в дореволюционный период было известно не только как торговое село
Приволжское село Исады бывшего Макарьевского уезда Нижегородской епархии в дореволюционный период было известно не только как торговое село, но и своими красивыми храмами.
В древние времена здесь находился мужской монастырь в честь святого архидиакона Стефана. В этих местах еще со времен Патриарха Никона проживало большое количество раскольников самых разных толков, поэтому в начале XX столетия в Исадах прихожанами было выстроено два каменных храма. Величественный пятиглавый православный храм в центре села, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», был построен в 1901 году на средства благотворителей и именитого купца, почетного гражданина Александра Ивановича Приезжева, у которого было здесь родовое имение. Вторая, единоверческая Никольская церковь была построена в этом селе в конце XIX столетия, для тех жителей, которые из раскола перешли в единоверие. Но основная часть местных крестьян все-таки молилась в Богородичной церкви, где помимо главного престола было освящено еще несколько приделов, и в том числе придел в честь святого архидиакона Стефана. Именно здесь, в этой церкви последние годы своей жизни служил диакон Иоанн Мошков, который в страшном 1937 году принял мученическую кончину.
Отец Иоанн был родом из простой крестьянской семьи, его отец был сапожником. Родился он 25 сентября / 8 октября 1885 года на юге Нижегородской губернии в селе Богородское Сергачского уезда. Получив в семье своих благочестивых родителей лишь домашнее образование, начиная с 10 / 23 января 1913 года Иоанн Мошков стал исполнять обязанности псаломщика именно в единоверческой церкви в селе Исады.
В 1914 году, так как он не являлся официально священнослужителем по причине своего происхождения, его призвали в армию и отправили на фронт. Во время Первой мировой войны Иоанн Мошков попал в плен, но затем благополучно с помощью Божией вернулся к себе на родину, женился и вновь стал исполнять обязанности псаломщика в исадской единоверческой церкви. Вместе с ним уже в советское время здесь служили священники отец Иоаким Матюшин и отец Василий Пинаев.
Когда именно псаломщик Иоанн Мошков принял сан диакона, точно неизвестно, скорее всего, произошло это уже в конце 1920-х годов, когда его из единоверческой церкви пригласили служить в другой исадский храм, который прихожане прозвали «архидьяконский». Именно после этого в 1930 году местные власти обвинили отца Иоанна в антисоветской агитации и выступлениях против колхозов. Затем последовал его арест, но после вмешательства самих прихожан он был отпущен и продолжил служить в храме.
15 сентября 1937 года диакон Иоанн Мошков был вновь арестован сотрудниками районного Лысковского
отделения НКВД. Спустя некоторое время, 18 ноября, был арестован и последний священник из села Исады иерей Сергий Мигинский. Арестованные сначала находились в лысковской тюрьме, а затем были отправлены в Нижний Новгород.
Во время следствия, длившегося несколько месяцев, отец Иоанн, которого обвинили в участии в церковно-фашистской организации, отказался давать лживые показания против себя и других обвиняемых священнослужителей. Он был допрошен следователем всего один раз, 4 ноября 1937 года, и сам допрос длился только несколько минут.
— Вы арестованы как активный участник церковно-фашистской организации. Признаете ли вы это?
— Виновным себя не признаю, — прозвучал категоричный ответ отца Иоанна, но следователь продолжал настаивать на признании.
— Вы даете неправдивые показания. Материалами следствия известно, что вы занимались антисоветской агитацией под руководством благочинного Белякова и Никольского. Предлагаю прекратить запирательство и дать правдивые показания.
— Я антисоветской деятельностью против советской власти никогда не проводил и в организации не состоял, и виновным себя не признаю, так как священники Никольский и Крылов мне заданий не давали.
Несмотря на позицию отца Иоанна, в обвинительном заключении по данному делу следователь запишет, что диакон Иоанн Мошков «вел активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию в СССР капитализма, проводил антисоветскую агитацию за выход из колхоза, распространял клевету в адрес руководителей коммунистической партии».
По решению Тройки НКВД от 11 ноября 1937 года диакон Иоанн Мошков был приговорен к высшей мере наказания, а уже 20 ноября он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.
Из всех арестованных в 1937 году священнослужителей в Исады уже никто живым не возвратился, а храмы этого некогда именитого и богатого села были закрыты и осквернены. После гибели мужа матушка отца Иоанна, Серафима Петровна Мошкова, осталась одна с тремя детьми. Их старшей дочери Анне тогда было только 14 лет, другой дочке Ефстолии 4 года, а младшему сынишке, которого так же звали Иоанном, исполнилось только два года. Им суждено было пережить нищету, гонения, войну, и долгое время они ничего не знали о судьбе своего отца.
Священномученик Вениамин Владимирский (1892 – 1937)