Основные модели, формы и стороны социального партнерства.

До 1991 не было введено понятие в НА. 60-70 г 20-ого века – пик становления развития института социального партнерства. Это механизм урегулирования соц конфликтов, противоречий между работником и работодателем.

Направления: 1. Марксисткое: уничтожение частной собственности, построение бесклассвого общества. 2. Реформаторское: идея сохранения и классовой собственности и класса рабочих, но при доситжении баланса.

Соц партнерство- это своеобразный механизм урегулирования отношений между работником, гос органами, представителем работников, который регулирует отношения между группами, которые имебт общие корпоративные интересы и противоположные интересы + этот механизм позволяет установить обоюдновыгодные взаимодействия, в которых эффективно заинтересован каждый из сторон.

Модели социального партнерства.

1. Американская. Основана на общем правосознании и доброй воли сторон, где система заключений 3-х сторонних соглашений, но развит институт тритейского разбирательства трудовых споров.

2. Скандинавская. Обширное законодательство в области регулирования соц-трудовых отношений + существует постоянные органы соц партнерства

3. Европейская. Существуют органы соц партнерства разного уровня, цель которых организация профилактической работы, котрая позволяет не доводить до серьезных конфликтов.

Формы (по ТК):

1. коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров и по их заключению.

2. участие работников и их представителей в управлении организаций.

3. участие представителей работодателей и работников в досудебном разрешении трудовых споров.

4. взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений.

5. + другие формы, которые определены сторонами соц партнерства

Результатом явл договора или соглашения.

Принципы соц партнерства:(холостова)

1. законность

2. демократичность

3. равноправие сторон

4. уважение

5. согласованность

6. защита интересов сторон

7. умение договариваться

8. обязательность исполнения

9. толерантности

10. компромисса

11. + по ТК : заинтересованности, реальности обязательств, сожействия и укрепления соц партнерства.

Стороны соц партнерства:

· работники

· работодатели

Органы гос власти

Модели соц. партнерства.

Модели социального партнерства (по уровню переговорных процессов).

1. Американская(Канада, США, Япония, ряд стран Латинской Америки). Основана на общем правосознании и доброй воли сторон, где система заключений 3-х сторонних соглашений, но развит институт тритейского разбирательства трудовых споров. Модель ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.

2. Скандинавская(север Европы – Швеция, Финляндия, Норвегия, Бельгия). Обширное законодательство в области регулирования соц-трудовых отношений + существует постоянные органы соц партнерства. активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия.

3. Европейская(Центральная Европа – Германия, Австрия, Голландия, Швейцария). Существуют органы соц партнерства разного уровня, цель которых организация профилактической работы, которая позволяет не доводить до серьезных конфликтов. Модель может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. Здесь главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им. Одной из форм реализации такой модели является так называемое "образцовое" соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других.

Модели соц. партнерства (по участию работников в представительстве их интересов).

1. Модель профсоюзного представительства(США, Канада, Япония, Великобритания, Ирландия). Характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда: а) профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью; б) профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.

2. Модель чистого представительства работников(Испания, Греция, Португалия). Отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении.

3. Модель смешанного представительства(Франция, Бельгия, Дания, Ирландия). выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением.

21. Возможности соц.партнерства в гос. соц. политике. понятие трипартизма.

Социальное партнерство является важнейшим инст­рументарием социального государства при согласовании про­тиворечивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще соци­альному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», вего теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип об­щественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального госу­дарства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфичес­кий социально-политический механизм регулирования соци­альных отношений в целом, социально-трудовых и связан­ных с ними экономических отношений, основанный на прин­ципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важней­шую, характерную черту идеологии, соответствующей це­лям и общественной востребованности социального госуда Основные модели, формы и стороны социального партнерства. - student2.ru Основные модели, формы и стороны социального партнерства. - student2.ru рства, идеологии, составляющей важный фактор его разви­тия и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнер­ство — это социальный мир и сплоченность общества, усло­вие его политической стабильности, экономического прогресса

В-четвертых, социальное партнерство – во всех фор­мах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников в управлении орга­низацией, представителях работников и работодателей в до­судебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фак­тором совершенствования социального государства, повыше­ния уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие служат важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества вцелом. В свою очередь, социальное государство является важ­нейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.

Социальное государство выступает обязательным и равноправным субъектом социального партнерства в целом, аорганы исполнительной власти – обязательной и равноправной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых соглашений с целью регулирования социально-трудовых отношений. Именно социальное государство, его законодательные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее постоянное совершенствование.

Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества. Необходимым условием эффективного функционирова­ния социального государства является реализация социаль­ной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конк­ретной сферы перед обществом.

ТРИПАРТИЗМ - регулирование трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений на основе равноправного взаимодействия, сотрудничества представителей наемных работников, работодателей и государства. Обязательными условиями взаимодействия трех сторон являются: добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров в рамках существующих законов и согласованных правил.

Наши рекомендации