Августа 1905 – Портсмутский мирный договор

Николай говорил, что никаких территор.утсупок и выплат контрибуций.

Положение договора:

Ст.2: Рос.признавала за Японией контроль над Кореей

Ст.3: 1) эвакуация Рос.и Япон.войск из Маньчжурии. 2)передача Маньчжурии Китаю.

Ст.5: Россия уступает Японии Порт-Артур

Ст.4: Россия уступает ответвление ж/д дороги к Порт-Артуру

Ст.9: Россия уступает Юж.часть Сахалина

Ст.11: право рыбной ловли вдоль берегов русских владений.

Ст.13: Россия и Япония договариваются не о выплате контрибуции, а о выплатах на медицинское содержание военнопленных).

Т.о. С.Ю.Витте обернул результат договора в свою пользу. Он получил титул графа, активно включился в развитие политического процесса в России.

28. Попытка модернизации полит.системы России в конце 70-х-нач.80-х гг 19 века. Проект Лорис – Меликова.

К концу 70-х г заметно ухудш.положение рос.крестьянства.

Причины: 1)выявились грабительские последствия крестьян.реформы 1861: малоземелье крестьян, высокие выкупные платежи за крестьян.наделы, гнет кабальных отработок. Малоземелье еще более усугублял естественный прирост крестьян.населения. Росли недоимки выкупных платежей. При их взыскании применялись самые суровые меры. Тяжелое было положение и еще не пришедших на выкуп временнообязанных крестьян. Они продолжали отрабатывать барщину и оброк.

2)последствия русско-турец.войны 1877-1878, неурожай и голод – 1879-1880, мировой экономич.кризис 70-х годов, коснувшийся и Россию

Заметно возрост.числ.крестьян.волнений. Но государство не так волновали крестьянские шабашки, как слухи о «черном переделе» земель – якобы вся земля будет отбрана от помещиков и роздана крестьянам. У крестьян возникла надежда на освобождение от подушной подати и вообще от всех платежей. В ответ на это Александр 2 опублик.в офиц.прессе спец. «Объявление» о необоснованности надежд крестьян на передел земли. Приход к власти нового императора породил у крестьян новые надежды ,но Александр 3 заявил, что не стоит верить слухам о переделе земли

Волна рабочих стачек и забастовок, охвативших 1878-1880 ( в Петербурге. Иваново-Вознесенске , Москве, Перми, Харькове), рост либерально – оппозиц.движения и активиз.террорист.деятельности народовольцев ,направленная против царя оказала воздействие на правящие верхи и явились фактором ,обусловивший кризис политики самодержавия на рубеже 70-80-х гг

После покушения на Алекс.2 созывалось спец.совещание по выработки мер подавления терроризма в стране.

1880 – «Верховная распорядительная комиссия по охране гос.порядка и обществ.спокойствия» - во главе харьковский генерал – губернатор М.Т.Лорис – Меликов.

Также он возглавил Чрезвыч.следств.комиссию по делу о взрыве в Зимнем дворце. Вскоре им был занят пост мин.внутр.дел.

Задача распоряд.комиссии: секретно – розыскная служба, касательно постоянных покушений, которые стремились поколебать госуд.и обществ.порядок. Назначая Лорис – Меликова Александр 2 дал ему широкие полномочия ,и он стал вторым лицом в государстве после императора. Лорис – Меликов считал, что вывести Россию из переживаемого ею кризиса может только твердая самодержавная власть, но действовать надо не только карательными методами.

Была определена задача «Введения народного представительства», но в строго ограничен.пределах.

Комиссия Лорис – Меликова проработала до 1 мая 1880 ,проведя всего 5 заседаний.

6 августа 1880 – упразднение III отделения, но учреждение с теми же функциями Департамента госуд.полиции при Министерстве внутр.дел ,т.е. III отделение было переименовано.

Август 1880 – ревизия состояния местных органов самоуправления. В губернии были посланы 4 сенатора.

Лорис – Меликов настоял на отмене косвенного налога на соль, заставил хлеботорговцев снизить цены на хлеб.

22 января 1881 – доклад Александру, где были подведены итоги Верх.распор.комиссии и изложен план «умиротворения страны».

Предлагалось создать 2 временные комиссии (финансовую и административную) из представителей земств и назначенных чиновников для выработки преобразований относительно губернского управления, пересмотра земского и городового положения ,а также законы по отдельным финанс.и хозяйственным вопросам.

Предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения к законодательству выборных представителей. (от 10 до 15 представителей земского и городского управления)

Особое совещание 5 февраля 1881 – одобрило эти меры.

4 марта 1881 – обсуждение плана Лорис – Меликова о создании при Гос.совете комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов.

План в обиходе получил название «конституция Лорис – Меликова», хотя сам разработчик представлял эти меры как направленные против конституционного строя.

Наши рекомендации