Земская контрреформа 1889-1892 гг
«Положение о земских участковых начальниках» 1889 года.
12 июня 1889 - издано «Положение о земских участков.начальниках»
Это положение распр.на 40 губерний (главным образом, на губернии с помещич.землевладением) ,созд. 2200 зем.участков (4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками.
Учреждался уездный съезд зем.начальников ,состоявший из админ.и судеб.присутствия. Функции: 1) административные. 2)судебно-полицейские, передавались функции уездного по крестьян.делам присутствия и мирового суда (мир.суд сохран.лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что означало усиление админ.-полиц.власти зем.начальн. Введение института зем.начальников, объясняли, «отсутств.близкой к народу твердой правит.власти».
Их назначал мин.внутр.дел по представлению губернаторов и губерн.предводителей дворянства. Зем.начальник должен был обладать: имущ.цензом (свыше 200 десятин земли или недвижимым имущ.на 7500 рублей), высшее образование, 3 года служить либо в должности мирового посредника, мир.судьи, или членом губернского по крестьян.делам присутствия. Если не хватало кандидатур с таким послужным списком, то земским начальником могли назначить местного потомств.дворянина со средним или начальным образованием, независимо от стажа службы. Но для них имущ.ценз повышался в 2 раза.
Введение института зем.начальников, явл.одной из наиболее реакционных мер во внутр.политике в 80-90-ые гг. Данный акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами (утраченную в 1861) В обязанность земского начальника входило:
1) контроль над деятельностью крестьян.сельских и волостных учреждений
2)опека всего податного населения на его участке. Прерогативы земских начальников были очень широки. Он мог подвергать немыслимым наказаниям лицо податного сословия своего участка, при всем при том действуя произвольно, не считаясь ни с каким законом.
Волостные суды (раньше выбир.крестьянами), теперь назнач.зем. начальником, кандидатов ему предлагали сельское общество. Зем.начальник мог отменить любое постановление волостного суда. Самих судей отстранить от должности, постановления и решения зем.начальника считались окончательными и не подлежащими обжалованию. Зем.начальники выходили далеко за рамки своих полномочий, творили настоящий произвол, прикрываемый местными властями.
Закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Госуд.совета ( из 39 членов, только 13 высказались за). Однако он был положительно встречен реакцион.дворян.кругами. которые требовали расширения и так широких полномочий земских начальников. Крестьяне восприним.этот закон как возврат.к крепостному праву.
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 года
С проведением зем.и город.контрреф.были предприняты шаги к измен.Судебных уставов 1864г. Самодержавие пыталось сохранить роль дворян в земских учреждениях, но позиции дворян ослабевали. Обнаружилась нехватка гласных (члены земских собраний) из дворян из-за сокращен. числа дворян-землевладельцев, в промышл.губерниях, роль дворян в земствах сокращалась в связи с усилением новой торгово-промышленной буржуазии. Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве, ограничить представительство в них недворянских элементов ( особенно крестьян), ограничить компетентность земств и усилить контроль за ними со стороны админ.властей, реакционное дворянство требовало вообще отменить бессословность и выборность земств.
12 июня 1890 – было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально принципы бессословности и выборности сохран., однако они были сильно урезаны ,в чем и заключ.смысл земской контрреформы.
Было раньше три курии, и они были равны в правах, теперь число избирателей в дворянской курии значительно увеличивают, а две остальные курии (сельскую и городскую уменьшают).
Землевладельч.курия (ранее в нее могли балотир.землевлад.всех сословий) теперь курия только дворян землевлад. Ценз для дворян уменьш.вдвое, а число гласных землевладельч.курии еще более увелич. ,а значит уменьшилось кол-во гласных по другим куриям (городской и сельской).
Фактически крестьяне лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал съезд.земских начальн., и по решению съезда губернатор назначал гласных. Духовенство лишалось избирательных прав. Увеличив.избирательный ценз для городской курии, следовательно многие избиратели утрачивали право участв.в выборах. В результате, кол-во дворян по сравнению с 60-ми повыс.в уездных земских собраниях с 42 до 55%, в губернских с 82 до 90 %. Гласные от крестьян теперь: в уездных собраниях 31 (вместо 37), в губернских 2(вместо 7).Вес гласных от буржуазии сократ с 17 до 14% в уездах, а в губерниях с 11 до 8%.
Теперь губернатор фактически полностью контролир.деят.земских учреждений. Ввод.новой администр.звено – губернское по земским делам присутствие ( в его состав входили губернатор (он был председателем), губернский прокурор (управляющ.гос.имущ.), губернский предводитель дворянства и 4 местных дворян-землевлад. Орган рассматривал законность постановлений земств и следил за выборами в земства. Председатели и члены земских органов стали считаться состоявшими на гос.службе. (был введен гос.элемент в земства).
«Городовое положение» 1892 года
11 июня 1892 – издано «Городовое положение» (еще больше урезались права городского населения) От участия в городском самоуправлении отстран.: трудящиеся массы города ,мелкая буржуазия, путем повышения имущественного ценза.
Преимущество отдавалась дворянам – домовладельцам, крупной буржуазии. В Москве и Петербурге правом участия в выборах в город.самоуправление теперь могло воспольз.не более 0,7% населения. В др.городах число избарат.сократ.в 5-10 раз.
Согласно положению еще больше усиливается система опеки и админ.вмешат-ва в дела городского самоуправления. Губернатор, контролировал и направлял деятельность городских дум и управ (исполнительный орган власти в дореволюционной России). Теперь городские головы и члены город.управ ,считались состоявшими на госуд.службе чиновниками, не избранные представители городского населения. Однако данная городская контрреформа (как и земская 1890), не была полностью реализована ,т.к. соц-экон.процессы в России оказались сильнее стремления самодержавия усилить сословно – дворянский элемент в местном управлении.
4. Экономическая программа Бунге. Этапы реализации.Что за этапы?
80-90-ые – ряд мер, способствовавш.укреплению финансов и экономич.развитию страны.
Апрель 1881 – отставка мин.финансов Абазы и назначение на пост Н.Х.Бунге. Бунге был последним «либеральным министром» в правительственном кабинете. При вступлении Бунге в должность ,финансы страны находились в тяжелом положении. Общая сумма гос.долга на 1 января 1881 – 6 млрд.руб. Бюджет находился в хроническом дефиците ,ценность рубля упала почти наполовину.
Бунге ставит задачу – упорядочить финансы ,но без отягощения трудовых слоев населения. Именно при нем:
- были уменьш.выкупные платежи,
-отменена подушная подать и налог с занятий мещан (они его платили вместо подушной подати).
Бунге искал иные способы увеличения казны:
1) были увеличены другие прямые и косвенные налоги: поземельный (с недвижимости в городах, с золотодобывающ.промышл., с доходов от денежных капиталов)
2) ввел налоги на наследство и загран.паспорта.
3) на 30% увелич.таможенные сборы (мера преследовала и протекционистские цели).
Бунге многое предпринял для поощрения частного предпринимательства. Но все же ликвидировать бюджетный дефицит ему не удалось.
1 января 1887 г – под видом повышения в должности Бунге назначили председателем Комитета министров. ( с поста мин.финансов он был уволен), на его место поставили профес.Петербургского технологич.института И.А.Вышнеградский. Он был круп.предпринимат., руководит.акционер.общ-ва Юго-Зап.желез.дороги и многих акционер.компаний, что позволило ему сколотить миллионное состояние. Изворотливый карьерист Вышнегр.сумел понравится всем: Победоносцеву, Каткову, Александру и многим либералам. Перед назначением на должность Александру предоставили на Вешнегр.досье с большим перечнем экономических проделок ,но император не счел считать это нужным.
После вступления в должность, по существу Вышнегр.вел ту же экономич.политику, что и Бунге, действуя правда иными ,более жесткими методами. (выколачивания с крестьян платежей и недоимок, значит.повышение косвенных налогов на предметы первой необходим.).
Вышнеградский:
1)еще больше увеличил пошлины на импорт.товары
2) изданный 1891 таможенный тариф повышал еще на 1/3
3) увеличение экспорта над импортом за счет вывоза хлеба и другой с/х продукции
При Бунге было заключено 7 иностран.займов, Вышнеградский сумел их превратить их в один займ с понижением учетной ставки ( т.е. проценту по кредиту) с 5 до 4%.
Данными мерами он смог увеличить доходную часть бюджета с 958 млн.до 1167 млн.руб при этом не только ликвид.дефицит ,но и превысить доход над расходом.
Чтобы упорядочить железнодорожн.хоз-во и объединить тарифы происходит выкуп частн.желез.дорог. К 1894 в госуд.управлении наход. уже 52: всех железных дорог. При Вышнегр.был создан золотой запас (360 млн.руб), что позволило Витте (след.мин.финансов), провести денежную реформу (1897).
5. Деятельность Витте. Программа экономической модернизации страны.надо ли последствия реформ ?
С.Ю.Витте – крупн.госуд.деятель России рубежа 19-20 вв, министерство финансов возглавлялось Витте в течение 11 лет (1892 – 1903),.Рубеж 19-20в.характерен государственным вмешательством в экономику страны. В 90-е гг.был принят ряд экономических мер ,направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации.
Витте начал свою карьеру в качестве управляющего юго-западными ж/д ,а в 1899 г стал директором департамента железнодорожных дел. В феврале 1892-министр путей и сообщений , а с августа 1892г становится министром финансов.
Промышленная революция
Среди историков идут споры о том, когда же началась промышленная рев. В России. Федоров считает ,что с 30-х гг., другие историки отодвигают срок до 50-хгг. Период 90-х гг. по праву можно назвать завершающим периодом. Витте объявил последнее 10-тетие периодом ускоренного развития Р. ( развитие тяжелой промышленности). У предст.власти этот курс вызвал дискуссии т.к.страна была аграрной и для осущ.развития необходимы средства реализации данной политики- крестьяне. Виттте полагал,что временно ухудшится положение крестьян ,но вскоре улучшится т.к. и с/х поднимется на новый уровень. Ему удалось убедить имп.принять этот курс ,что привело к известному эк.подъему 90-х гг.
-датируется 1893-1899гг.
-ускоренные темпы роста
-изменение соотношения групп пром. А-тяж. В-легкая
-энерговооруженность промышленности
-производительность
1) Увеличилась добыча нефти (почти в 3 раза) к 1900г Р.вышла на 1 место в мире
2) Развивалось строительство ж/д по 3направлениям: расшир.сети ж/д дорог, сосредоточение важнейшей ее части в руках казны, подчинение частных ж/д дорог государству. протяжен.желез.дорог увлич.с 8т.км до 22,940т км. Начало строительства Транссиба
3) Выплавка чугуна выросла на 10% с 1895-1900гг.
4) Начало формирования новых эконом.районов -металлургия Юга -нефтедобыча Юга (Бакинский бассейн)
5) Выросла добыча угля (рост за 10 лет -131%)
6) Увеличились масштабы предприятий ,производ.труда
Можно сказать , что количественные показатели приводят к качественным изменениям
Итоги:
-Пром.росла в 8 раз быстрее с/х
-мощность парового дв. На 300%
-энерговоор.пром на 178 %
-Произв. Труда в тяж,промышл. выросла на 83%,а в легкой на 30%
В рамках 10 лет произошел рост тяж. пром.,завершилась пром.,рев. Источником ускоренной индустриализации стали средства пол.от перетока средств из с/х в пром. и при участии иностранных инвестиций.К концу 19в.Р. выходит на 4-5 место в Ев.и мире. Затем следует мировой эк.кризис.1900-1903.До 1909г.в Р.период стагнации,вызванный революцией,русско-яп.войной.и мир.кризисом.
Сельское хозяйство. В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения
. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К. Плеве, К.П. Победоносцевым и П.Н. Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, во общем, несправедливо. Главная причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и политика
Экономические преобразования
Витте были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: --
-введение казенной винной монополии (1894 г.), питейный сбор(11%бюджета)
-строительство Транссибирской железнодорожной магистрали
- заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г.),
- развитие сети технических и профессиональных училищ.
Узловым же пунктом экономической программы Витте стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, подготовка которой началась в 80-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Вхождение Р. В мировой рынок вызвало потребность в созд.денежной системы того же типа, что и в пром.развитых странах. Реформа по 3-м направлениям:
-ликвидация дефицита бюджета
-стабилизация валютного рубля
-стимулирование инвестиций в экономику, обеспечение гарантий иностанным вкладчикам.
Реф.проводилась поэтапно и вкл.ряд мероприятий:
Первый шаг – (при Бунге) Указ 1 января 1881, запрет выпуска бумажных рублей, ликвидация в теч.8 лет долга Госуд.казначейства на сумму 400 млн.рублей.
Цель зз– обеспечить равенство бумажных и золотых рублей.
Второй шаг – (Вышнеградский): уменьшение колебания рубля на европейских биржах, накопление золотого запаса (360 млн), рост курса бумажного рубля ( с 52 до 73 коп)
Третий шаг – (Витте): устойчивость курса рубля в пределах 62,3 коп.золотом, получены 2 займа, сформирована база реформы ( на 1123 млн.кредитного рубля – 660 млн.рублей золотом)
Закон 8 мая 1895 – все сделки могут заключаться на российскую золотую монету, оплата по сделкам либо золотом, либо кредитными билетами по курсу
Закон «Об исправлении денежного обращения» (март 1895) – установлено соотношение: 1 кредит.рубль = 66 2/3 коп.золотом
Результат : на монете империал 10 рублей печатается 15 рублей, а на полуимпериал 5 рублей – 7,5 рублей.
Золотая валюта осталась и кредитный рубли, но изменилось их соотношение.
Серия именных указов 1897 закрепляют основные решения. 1 рубли = 1/15 империала.
Итоги реформы: Рубль стал устойчивой валютой, рубль стоил 50 амер.центов, рост иностранных инвестиций, до 1916 – рубль был самой устойчивой валютой.