Брачно-семейные отношения по ЗХ

• В законах Хаммурапи появляется письменное оформление брака. Это сделано для того, чтобы превратить брак в форму сделки с вытекающими из этого последствиями для государства, общества и судебного разбирательства в последующем.

• Ни юный возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа.

• Одним из распространенных условий брака была выкупная плата ("тархатум"), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения ("библум"). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя - двойную плату того и другого.

Права жены в семье:

-уйти от мужа с приданым в дом отца в случае измены мужа( если муж клеветал на общину или покидал ее)

-в случае отсутствия мужа женщина могла уйти к другому «из-за пропитания»

-могла владеть имуществом

-могла быть жрицей

-могла быть свидетелем

-могла заниматься торговлей

• Продавать или выдавать в «кабалу» членов своей семьи иначе, как в уплату уже существующего долга, нельзя. Глава семьи имел право распоряжаться (патриархально) членами своей семьи, как своей собственностью.

• Развод существовал как по инициативе мужа, так и жены.

• Была возможность вступления во второй брак.

Сыновья наследство получали в равных долях. Дочь, не получившая приданого, могла вступить в наследство наравне с сыновьями. Так же могла сделать супруга, если муж при жизни ей ничего не оставил.

Имел наличие брачный контракт( между женихом и отцом невесты).При нарушении его жених терял задаток, отданный за невесту и терял выкупную плату(тархатум). Нарушение договора тестем влекло за собой двойную выплату того и другого.

Правовое положение рабов.

• Собственниками рабов были главным образом отдельные лица. Известно, однако, и государственное рабство, имевшее второстепенное значение.

• Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на протяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объектами прав.

• Не несут они публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят.

• Господин имеет права не по отношению к рабу, а на раба - так же, как он имеет права на животное или любую материальную вещь.

• с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком, matrimonium. Это - contubernium, не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствий.

• В сфере имущественных отношений раб может быть объектом права собственности индивидуальной и общей, залога. Он может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма и т.п. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, соответствующий иск предъявляется не рабом, а господином,

• Если хозяин отказывается от раба, то он не становится свободным человеком, а просто ставится «ничейным» рабом и его может взять в рабы любой другой гражданин.

• В период империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов. Закон Petronia (начала н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине Iв. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во IIв. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство своего раба, как за убийство чужого, и пр.

• Рабы не имели имущества. Вещью, находящейся в обладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин.

4. Эклога
726 году Лев3 и Константин5 издали законодательный сборник «Эклога». Систематический и краткий свод. Первая попытка пересмотреть законодательство после Юстиниана.

В неё включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и уголовно-процессуального права.
Эклога состоит и предисловий и 18 титулов, посвящённых в основном вопросам гражданского права (займы, завещания, купля-продажа, арендные отношения и другие). Большое место уделено вопросам брака. XVII титул являет собой перечень наказаний за различного рода преступления.

На протяжении 8 века Эклога дополнилась особыми Морским и Военным законами, которые регулировали правила морской и военной службы, а также вообще использование флота в империи. Составной частью Эклоги стал и «Земледельческий закон».

Тирания

(от греч. tyrannos - властитель, повелитель)

- форма государственной власти в Греции, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Раннегреческая тирания способствовала сокрушению аристократических родов, расчищая этим путь к установлению демократического устройства. Примером ранней т. является правление Писистрата в Афинах. Позднегреческая, или младшая, т. возникла в период кризиса полиса в условиях острой борьбы олигархии с разоренными слоями демоса в конце V - II вв. до н.э. Само название «тирания» изменяло свое содержание на протяжении всей истории: первоначально, в VII - VI вв. до н.э., это понятие не имело негативного смысла, приобретенного в классическую и эллинистическую эпохи.

Важнейшим событием афинской истории в последующие вслед за реформами Солона десятилетия явился политический переворот, утвердивший единоличную власть — тиранию Писистрата.

Писистрат.

Аристократия по понятным причинам не смогла спокойно отнестись к росту политического влияния Писистрата. На жизнь Писистрата было организовано покушение, окончившееся, впрочем, неудачно для его политических врагов. Писистрату удалось спастись, народное же собрание афинян по предложению Аристиона вынесло специальное постановление, разрешавшее Писистрату организовать особый отряд для охраны своей жизни от опасности новых покушений.

По свидетельству античной традиции, Писистрат составил этот отряд из так называемых дубинщиков, т. е. людей, вооруженных дубинами — характерным оружием беднейших крестьян, которые не были в состоянии приобрести себе более дорогостоящее вооружение. С помощью отряда дубинщиков Писистрат в 560 г. до н. э. овладел афинским акрополем и утвердил за собой единоличную власть. В Афинах установилась таким путем тираническая форма правления.

• Псистрат отобрал земли у аристократии и надил крестьян этой землей

• Одновременно он организовал для крестьян дешевый кредит для приобретения семян, скота и сельскохозяйственного инвентаря.

• «Бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием», — говорит Аристотель.

• После третьего, уже вооруженного, захвата власти Писистрат удержал ее, как известно, до самой своей смерти. Афинская аристократия, ослабленная длительным действием Солоновых законов, не могла долее оказывать активного сопротивления Писистрату. Внешнеполитические его успехи заставили примириться с тираническим режимом и многих паралиев.

Наши рекомендации