Правовое положение вольноотпущенных в Риме

Вольноотпущенными являлись рабы, отпущенные на волю.

Их правовое положение находилось в прямой зависимости от:

• Прав лица, которое отпускало их на волю. Если раб был отпущен на свободу квиритским собственником, то он приобретал права римского гражданина, а если раб был отпущен на свободу лицом, у которого право собственности основывалось на преторском эдикте, то он приобретал латинское гражданство.

• Вольноотпущенник должен быть старше 30 лет, иначе он становился латином (не гражданином Рима).

• Вольноотпущенник мог изменить свое правовое положение: перейти из латина в римское гражданство, для этого следовало выполнить установленные законом условия

• Раб, который воевал против рима, никогда не мог стать римским гражданином

• Вольноотпущенники были ограничены в занятии государственных должностей, т. е. они не могли избираться на должность судей, сенаторов и т. д.

• Вольноотпущенникам было запрещено вступать в брак со свободнорожденными и лицами сенаторского звания.

• Вольноотпущенники находились в зависимости от своего прежнего хозяина. Так, вольноотпущенник не мог вызвать своего хозяина в суд и находился в зависимости от владельца. Причем прежний хозяин имел некоторые наследственные права на имущество, находящееся в собственности вольноотпущенного. Рабовладельцу принадлежало право наследовать по закону имущество вольноотпущенника, если последний не имел

родственников и не составил завещания.

Рабовладельцы могли возложить на вольноотпущенных ряд обязанностей:

1) оказывать своему прежнему хозяину уважение;

2) оказывать прежнему владельцу материальную помощь вплоть до содержания в случае нужды;

3) оказывать бывшему владельцу различные услуги без вознаграждения.

Отношения вольноотпущенника и бывшего хозяина отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил имя и наименование семьи или рода бывшего хозяина, указывая его имя в родительном падеже в качестве имени отца; прежнее имя раба превращалось в прозвище.

Рабовладелец утрачивал в отношении своего бывшего раба все права, если отказывал ему в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение.

Вольноотпущенники обладали ограниченной правоспособностью. Так, они не могли служить в римских легионах. В I в. н. э. им было запрещено принимать участие и голосовать в Народном собрании.

Во времена Римской империи публичные права вольноотпущенников еще больше ограничились. Однако в это время образовался институт присвоения вольноотпущенникам политической правоспособности, что осуществлялось либо постановлением императора, либо путем присвоения императором золотого перстня.

В период правления Юстиниана различия были уничтожены. Политические права вольноотпущенников не были ограничены. Если раб был отпущен на свободу на законных основаниях, то он приобретал статус римского гражданина. Но по своему правовому положению вольноотпущенник не был приравнен к свободнорожденному.

Билет № 17

Культурное неравенство- это такие качества, которые приводили к выражению лидерства:

• Ловкость

• Харизматичность

• Агрессия (служит для замены физических стычек психологическими

• Сильная психологическая энергетика

• В целом волевые качества

Природные причины неравенства:

• Возраст

• Пол

• Принцип чужой и свой

Поэтому разное положение, разные функции, женщины собирательство домашнее хояйство, старики учили детей и т.д.

вера в сверхъестественное:авторитет был основан на вере в способности данного лица общаться с духами и совершать магию

Доступ к полезным ресурсам: на чей территории они находились, тот может выносить из этого определенную выгоду.

• Гай делил вещи на:

• Божественные - вещи со священным значением

• Человеческие - собственность или государства, или частных лиц

• Телесные (физические) – те, которые могут быть осязаемы, земля, раб, платье и т.п.

• Бестелесные (идеальные) – те, которые не мог быть осязаемы, они заключены в праве, например, наследство, обязательства

• Манципируемые (res mancipi)- переходят к другому лицу посредствам манципации – фиксированного перехода права собственности от одного лица к другому. (рабы, быки, ослы, лошади, мулы, земли)

• Неманципируемые (res nec mancipi) – могут быть переданы в результате простой передачи.

• Движимые

• Недвижимые

• Древний Шумер. Государственный и общественный строй.

Тип: древневосточный

Форма государства:

Форма правления: теократическая монархия (глава религиозной концессии)

Тер. устройство: города- государства (в центре города храм)

Режим: деспотический, харизматическая власть

Гос срой

Во главе городов-государств стоял царь, имя «энси» (возглавляющий род), лугаль (большой человек). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти общинные органы не только избирали и в некоторых случаях низвергали правителей , но и определяли объём их полномочий, наделяя большими или меньшими правами в военной и законодательной областях. Лугаль и отличался от энси большими военными полномочиями. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые , судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка. Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством , предводительствовал войском , председательствовал в совете старейшин лил в народном собрании

Общественный строй

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества.

Более половины населения составляли родовые общинники.

Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

• Брачно-семейные отношения по Законам Ману

• Существовало 8 форм брака:

• Первые четыре формы сводились к выдаче отцом замуж дочери с приданным

• Покупка невесты

• Прак по любви, без согласия отца и матери

• Похищение невесты

• Насилие над ней

• Приниженное и подчиненное положение жены

• Глава семьи обладал огромной властью: он распоряжался судьбой домочадцев, решал семейные дела, мог отдать в залог младших членов семья

• Главное назначение женщины это рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.

• В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека

• Обязанность жены – послушание и уважение мужа

• Условия вступления в брак поощряли супружество несовершеннолетних

• Запрещены браки, когда жена являлась из более высокой варны

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

• Магистраты в Древнем Риме

Магистратуры - государственные должности в Риме.

Принципы деятельности:

• Выборность

• Иерархичность

• Срочность (на определенный срок)

• Коллегиальность

• Безвозмездность

• Ответственность

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую(potestas). Imperium включал в себя высшую военную власть и право заключать перемирия, право созывать сенат и народные собрания, права издавать приказы и принуждать к их исполнению, эта власть принадлежала диктаторам, консулам, преторам.

• Диктатор имел «высочайший империум», включавший право приговаривать к смерти и приговор не подлежал обжалованию

• Консулу принадлежал «большой империум»- право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатной комиции

• У претора был «ограниченный империум» без права приговаривать к смертной казни

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право давать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнения.

Магистратуры на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные)

Ординарные:

• Консул (в Риме избиралось два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Полномочия: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие.

• Претор (помощник консула). Полномочия: управление городом, руководство судопроизводством.

• Два цензора (избирались раз в 5 лет) занимались составлением списков римских граждан, распределением их по трибам и разрядам.

• Два эдила - надлюдали за общественным порядком, торговлей на рынке, организовывали зрелища.

• Плебейские трибуны

Экстраординарные:

• Диктатор - обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен превышать 6 месяцев

• Децемвир

• Триумвир

• Афинское право. Уголовный процесс и общ хар

• Истец сам начинал судебный процесс и поддерживал обвинение (убийство рассматривалось как дело, интересующее только родственников убитого)

• Возможно примирение сторон (сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении)

• Различалось две формы уголовного обвинения: dike и graphe

• Иск gike носил характер частного обвинения, обвинитель искал возмещения ущерба или штрафа.

• К числу dikai (как это не странно) относились весьма серьезные преступления: убийство, похищение девушки, поджог, отравление.

• Иск graphe затрагивал интересы государства, возбуждался в том случае, если истец просил о наказании виновного

• В ряде случаев потерпевший получает возможность выбирать между dike и graphe. Он может остановиться на той или иной форме жалобы, в зависимости от того, предпочитает ли он искать возмещения ущерба или наказания виновного

Виды преступлений:

• Государственные преступления (гос измена, обман народа, оскорбление Богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание, ложный донос)

• Против семьи (дурное обращение детей с родителями, измена жены)

• Против личности (убийство, нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление)

• Против имущества (кражи, поджоги)

Виды наказаний:

• Смертная казнь (принятие яда)

• Телесные наказания (только для рабов)

• Штрафы

• Конфискация имущества

• Изгнание

• Атимия (лишение некоторых политических прав)

Билет №18
1. Изгнание как вид уголовного наказания. Источники. Правовой статус изгоев(переев).

Изгнание - постоянное или временное исключение человека из своей среды или из пределов родной страны, обычно считалось наказанием Божьим.

Как вид уголовного наказания заключался в том, что лицо, совершившее преступление (убийство, идолопоклонство, разврат и др.) должен быть изгнан из города. (Изгнание относилось к одному из видов позорящего наказания наряду). Источниками изгнания являлись:

• Законы Ману

• ЗХ

• Институции Гая

• салическая правда

Так, при господстве родового и общинного быта, изгнание обозначало исключение из родового или общинного союза и представлялось крайне суровым наказанием: оно было равносильно поставлению преступника в бесправное, беззащитное положение. Изгнанный лишался покровительства Богов, исключался из родового культа, лишался всех политических или общегражданских прав. В древности именно изгои становились рабами в других деревнях, семьях.

В Риме существовало так называемое «лишение огня и воды» применявшееся к преступлениям сакрального характера. Лишенный воды и огня не признавался более членом данного общежития, вынуждался к удалению из данной местности, становился чужеземцем, не пользующимся никакими правами. Его имущество подлежало конфискации. С течением времени форма принудительного изгнания сменилась добровольной, при которой совершивший преступление сам подвергал себя изгнанию во избежание наказания или мести обиженных. При императорах изгнание заменяется ссылкой, которая отличалось тем, что удаляемый принудительно поселялся в другом месте и подвергался надзору со стороны органов власти. Аналогичное римскому изгнанию было в Греции, особенно в Афинах (в Греции изгнание назначалось путем голосования (остракизм); в Риме право на изгнание имел Сенат)


2.Древняя Месопотамия в III тыс до. н. э. Держава Саргона.

Месопотамия является одним из крупнейших культурных очагов древнего востока, создавшимся на базе искусственного орошения в нижнем течении рек Тигр и Евфрат.

• Первые города-государства (Урук, Киш, Лагаш, Ур) стали возникать здесь в конце 4-начале 3 тысячелетия на месте поселений землевладельцев, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству.

• В 3 тысячелетии складывается царско-храмовое хозяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. Общинные земледельцы не участвуют в обработке храмовых земель, а уплачивают ренту-налог в храмовую казну. Земли же храмов обрабатываются различными категориями зависимого населения.

• Растет административный аппарат, который состоял из лиц, занимающихся учетом земель, храмовым хозяйством, общественными работами.

Возникновение городов-государств затронули прежде всего 2 племенные группы. К концу 3 тысячелетия населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились (в шумер и Аккад).

Самым древним из городов был Аккад, основателем которого стал Саргон.

Саргон проводил завоевательную политику:

• Создал постоянное войско

• Подчинив северные города новый царь принял все высшие титулы новой столицы («лугаль киш» «лугаль Аккада»).

• Покорил Шумер

Итогом правления - объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание единого централизованного государства.

• Создание крупной ирригационной системы, строительство дорог и гавань, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию товарно-денежных отношений, морской, речной, сухопутной торговли.

• Утверждение единовластия царя проходило в борьбе с родовой аристократией. С другой стороны формировалась социальная опора царской власти-служилая знать, чиновничество.

• Храмовое хозяйство переходит в руки правителя,

• община переживает период имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками появляются неимущие и безземельные, которые работают по найму.

• В начале завоевания Саргон опирался на ополчение общинников, то позднее создает постоянное войско, давая воинам за службу наделы.

Итогом политического развития Аккада явилось возникновение деспотии, представлением могущественной власти царя (шаррум).

Однако созданная саргоном держава и деспотическая власть столкнулись с рядом проблем: началось брожение среди родовой аристократии, вспыхнули мятежи в войске, отпали некоторый области и города.

Наши рекомендации