Вопрос 1. Эгалитарное, ранжированное, стратифицированное общества.

Эгалитарное общество - первобытное уравнительное общество. особенно проявлялось в процессе распределения скудных продовольственных и иных ресурсов, а в его основе лежал присущий такому обществу взаимный обмен женщинами, пищей, орудиями труда. В это время уже складывалась власть вожака над остальными. Они воспринимали его волю как норму, которой нужно подчиняться по такому же принципу взаимного обмена. Это общество эпохи первобытной родовой общины.

Ранжированное общество - первобытное, уже затронутое процессами социального расслоения. В ранжированных обществах существует только социальное неравенство.

Стратифицированным обществам присуще все те же процессы, также и имущественное неравенство, это общество эпохи классообразования.

Вопрос 2. Старовавилонское царство. Реформы Хаммурапи.

Старовавилонское царство

Общественный строй Вавилонского государства.


Свободное население
Вавилона делилось на:

• полноправных (авилум), могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности;

• неполноправных (мушкену),жители покоренных городов и областей.


Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

•придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

• различногорода военнослужащие (редум, баирум);

• храмовые служащие;

• чиновничество;

• низшие ступени занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.


Несвободное население
составляли рабы (вардум). Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Государственное устройство Вавилона

Тип государства: Восточная деспотия.

Форма государства: Теократическая монархия.

Государственное устройство: централизованное государство.

1) Царь:

-сосредотачивал законодательную, исполнительную и судебную власть;

-власть носила сакральный характер, глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

2) Главный советник;

3) Наместники царя-управители больших городов. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. Во главе общины назначаемый от царя управитель – рабианум.

4) Регуляраня армия. Во времена воин созывалось общинное ополчение.

Реформы Хаммурапи.

При царе Хаммурапи (1793-1750) частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

• царские (управитель-царь);

• храмовые(управитель царь);

• общинные;

• частные.

Обязательственное право. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов,скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Уголовное право. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело.

Судебные органы по судебной реформе Хаммурапи:

Три типа судов:

• царские,

• общинные,

• храмовые.

Цель: укрепить систему царской юстиции и поставить под государственный контроль нецарские суды.

Наши рекомендации