Вопрос 5. Управление Италией и провинциями в древнем Риме (II до н.э.-V в н.э.).

С административной точки зрения Римская империя делилась на:

• Рим;

• Италию;

• Систему провинций.

Италия.

Управители: народ и сенат, а в качестве их представителя – принцепс;

Территориальное деление: основной административной единицей Италии были города, имеющие статус муниципия - самоуправляющиеся автономные городские центры с приписанной к ним сельской территорией (подобие полиса).

Провинции.

Совокупность стран за пределами Италии, которые были лишены своей государственности и управлялись присылаемыми из Рима наместниками.

Территория провинций и все их ресурсы считалась по праву завоевания собственностью римского народа, поэтому провинциалы, продолжавшие пользоваться и распоряжаться своей землей, должны были платить за это налог Риму, называвшийся стипендий или трибут, а также и другие прямые и косвенные налоги. Управители:

Устанавливая в провинции свою власть, римляне стремились, так же как и в Италии, использовать в качестве своей опоры города и городскую знать богатых землевладельцев, контролирующих значительную часть местных ресурсов (главным из которых была пахотная земля) и одновременно органы городского самоуправления.

• Некоторое из провинциальных общин были объявилены свободными городами. Их статус был таким же, как у дружественных царств. Они считались суверенными государствами, находящимися за пределами провинции, обладали полной автономией во внутренних делах, не платили Риму податей и налогов, но в военное время обязаны были предоставлять ему воинов и материальную помощь.

Вопрос 6. Какую роль играет институт владения. Как можно было стать добросовестным владельцем и защищать свое владение по Институциям Гая?

Владение (possessio) можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно);

Держание же (detentio) как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.).

В Римском праве различали следующие виды владения:

1) лица, которые свое владение вещью основывали на сделки с собственником, обладали физической власть над вещью;

2)в связи с фактами, предшествующими установления владения со стороны цивильных, или интердиктных держателей, это владение делилось на формально правильное и формально неправильное держание;

3) possessionjusta делилось на добросовестное и недобросовестное владение.

Способы защиты собственности по Институциям Гая:

Виндикационный иск Истец- собственник вещи, утративший владение ею помимо своей воли (например в результате кражи или потери). Ответчик- лицо, во владении которого находится вещь. Истец вправе требовать изъятия вещи из чужого незаконного владения. Негаторный иск Истец-собственник вещи, не утративший владение ею, но стесненный кем-либо в пользовании своей вещью. Ответчик-лицо, не являющееся собственником вещи, но претендующее на пользование ею. Истец вправе требовать прекращения нарушения его прав. Прогибиторный иск Истец-собственник вещи, не утративший владение ею, но стесненный кем-либо в пользовании своей вещью. Ответчик-лицо, не являющееся собственником вещи и не претендующее на пользование ею. Истец вправе требовать прекращения нарушения его прав.

Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью. С другой стороны, может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужою вещью, приобретает собственность по давности, недвижимости приобретались в собственность годичным владением.(«Институций» Гая кн.2, ст. 51-53).

Билет № 13

• Нормативное регулирование поведение людей в первобытном обществе

Нормативное регулирование людей в первобытном обществе осуществлялось с помощью социальных норм, которые делились на:

• Моральные нормы

• Корпоративные (религиозные)

• Правовые нормы

• Этические

Виды социальных норм:

• Ритуалы - это правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной

• Обряды – это правила поведения людей, заключающиеся в символических действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели

• Мифы – предания, сказания, повествование о Богах, духах, обожествляемых героях, первопредках

• Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного поведения

• Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения людей через призму божественных начал.

• Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям.

• Моральные нормы – правила поведения, определяющие, что есть добро, а что есть зло.

По мнению других ученых, социальные нормы были едиными и неделимыми - мононормы

Наши рекомендации