Вопрос 5. Управление Италией и провинциями в древнем Риме (II до н.э.-V в н.э.).
С административной точки зрения Римская империя делилась на:
• Рим;
• Италию;
• Систему провинций.
Италия.
Управители: народ и сенат, а в качестве их представителя – принцепс;
Территориальное деление: основной административной единицей Италии были города, имеющие статус муниципия - самоуправляющиеся автономные городские центры с приписанной к ним сельской территорией (подобие полиса).
Провинции.
Совокупность стран за пределами Италии, которые были лишены своей государственности и управлялись присылаемыми из Рима наместниками.
Территория провинций и все их ресурсы считалась по праву завоевания собственностью римского народа, поэтому провинциалы, продолжавшие пользоваться и распоряжаться своей землей, должны были платить за это налог Риму, называвшийся стипендий или трибут, а также и другие прямые и косвенные налоги. Управители:
Устанавливая в провинции свою власть, римляне стремились, так же как и в Италии, использовать в качестве своей опоры города и городскую знать богатых землевладельцев, контролирующих значительную часть местных ресурсов (главным из которых была пахотная земля) и одновременно органы городского самоуправления.
• Некоторое из провинциальных общин были объявилены свободными городами. Их статус был таким же, как у дружественных царств. Они считались суверенными государствами, находящимися за пределами провинции, обладали полной автономией во внутренних делах, не платили Риму податей и налогов, но в военное время обязаны были предоставлять ему воинов и материальную помощь.
Вопрос 6. Какую роль играет институт владения. Как можно было стать добросовестным владельцем и защищать свое владение по Институциям Гая?
Владение (possessio) можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно);
Держание же (detentio) как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.).
В Римском праве различали следующие виды владения:
1) лица, которые свое владение вещью основывали на сделки с собственником, обладали физической власть над вещью;
2)в связи с фактами, предшествующими установления владения со стороны цивильных, или интердиктных держателей, это владение делилось на формально правильное и формально неправильное держание;
3) possessionjusta делилось на добросовестное и недобросовестное владение.
Способы защиты собственности по Институциям Гая:
Виндикационный иск Истец- собственник вещи, утративший владение ею помимо своей воли (например в результате кражи или потери). Ответчик- лицо, во владении которого находится вещь. Истец вправе требовать изъятия вещи из чужого незаконного владения. | Негаторный иск Истец-собственник вещи, не утративший владение ею, но стесненный кем-либо в пользовании своей вещью. Ответчик-лицо, не являющееся собственником вещи, но претендующее на пользование ею. Истец вправе требовать прекращения нарушения его прав. | Прогибиторный иск Истец-собственник вещи, не утративший владение ею, но стесненный кем-либо в пользовании своей вещью. Ответчик-лицо, не являющееся собственником вещи и не претендующее на пользование ею. Истец вправе требовать прекращения нарушения его прав. |
Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью. С другой стороны, может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужою вещью, приобретает собственность по давности, недвижимости приобретались в собственность годичным владением.(«Институций» Гая кн.2, ст. 51-53).
Билет № 13
• Нормативное регулирование поведение людей в первобытном обществе
Нормативное регулирование людей в первобытном обществе осуществлялось с помощью социальных норм, которые делились на:
• Моральные нормы
• Корпоративные (религиозные)
• Правовые нормы
• Этические
Виды социальных норм:
• Ритуалы - это правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной
• Обряды – это правила поведения людей, заключающиеся в символических действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели
• Мифы – предания, сказания, повествование о Богах, духах, обожествляемых героях, первопредках
• Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного поведения
• Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения людей через призму божественных начал.
• Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям.
• Моральные нормы – правила поведения, определяющие, что есть добро, а что есть зло.
По мнению других ученых, социальные нормы были едиными и неделимыми - мононормы