Тема (модуль) 4. Философия человека
Человек как предмет философского анализа.
В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.
Соответственно этим началам сформировались следующие основные интерпретации (концепции) понимания человека: натурализаторская, рационалистическая, социологизаторская, экзистенциально-персоналистская. В рамках натурализаторской концепциичеловек понимается как элемент природы, подобный животным, а значит, подчиняется одним тем же законам функционирования.
Рационалистическая концепциясущностные особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей, в отличие от животного, деятельности. Причем разум рассматривается как основание не только человеческого, но и природно-космического существа.
Социологизаторская концепциярассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генетически унаследованные качества. Так, в марксистской концепции сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В структурализме человек предстает как элемент и производная функция от обусловливающих его различных социальных структур и политических факторов.
Экзистенциально-персоналистская интерпретацияпонимания человека, характерная для неклассической философии, рассматривает его как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др.
Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личность
Для описания различных ипостасей или характеристик изучения человека с точки зрения его родовой принадлежности, социальных отношений и собственной уникальности используются понятия индивид(от лат. individuum- неделимый), индивидуальность(неповторимое своеобразие отдельного существа), личность(от лат. persona - маска, роль актера).
В понятии «индивид» воплощается родовая принадлежность человека. Таким образом, когда мы говорим о конкретном человеке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально является человеком и, появляясь на свет как индивид, человек постепенно становится личностью, обретая свое особое измерение и качество.
С логической точки зрения, индивид является последним звеном в цепи род - вид - индивид, где род и вид (соответственно, человечество - человек) - общие понятия, а индивид, отличаясь от других индивидов, представляет собой самостоятельную конкретную сущность.
Многомерность личности, выражающаяся в различных подходах к ее изучению, и составляет сущность личности. Человек с такой точки зрения предстает:
•как результат и участник историко-эволюционного процесса, носитель и творец социальных программ поведения, общения и деятельности, в ходе которого осуществляется как становление личности, так и преобразование природы, общества и самого себя;
•как субъект свободного, ответственного и целенаправленного выбора своего жизненного пути и поведения, как целостная, автономная, устойчивая система уникальных и неповторимых индивидуальных качеств.
Индивидуальность проявляется в специфических характерных для индивида признаках и чертах темперамента, особенностях познавательного процесса (ощущения, воображения, мышления, памяти), личностных интересах и привычках в индивидуальном стиле общения, поведения и деятельности и т. д.
Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность может быть выражено следующей формулой: «Индивидом рождаются (поскольку он продукт антропогенеза). Личностью становятся (учитывая, что это индивид, усвоивший общественно-исторический опыт и активно представляющий себя в соответствующих видах деятельности конкретного общества). Индивидуальность отстаивают (ибо индивид преобразует мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности)». Каждый человек на свой лад выражает человечество через своеобразное смешение его элементов.
Триединая модель человека: тело, душа, дух
Каждый конкретный человек представляет собой уникальную ценность. Многомерные измерения человеческой личности высвечивают самые разные его характеристики через описание его типологических особенностей. В рамках двуединой моделичеловек понимается как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное эволюционным развитием природы и общества.
В философии сложилась и более объемная, так называемая триединая модель человека,рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Рассматривая человека с точки зрения в большей степени философских, чем научных ипостасей, следует иметь в виду, что реальный человек представляет собой неразделимое единство телесного, психического и духовного начал, каждое из которых дополняет и конкретизирует друг друга.
Антропосоциогенез. Концепции антропогенеза
Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез(от греч. antrdpos- человек, genesis - происхождение) - учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская(от лат. creatio- творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.
Наибольшую известность во второй половине XIX в. получила эволюционная теория Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и других Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.Ответить на этот вопрос попытался Энгельс в своей трудовой теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда. Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания
Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека. Это действительно самый поразительный и загадочный феномен жизни, возникающий на определенном уровне развития материи. С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически.
Важнейшей характеристикой сознания в его философском осмыслении является способность сознания к мысленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Функция сознания есть самооценка, саморефлексия в ее уникальности, неповторимости, непосредственном переживании человеком системы своих отношений к миру и самому себе.
К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики животных, можно отнести:
•изготовление орудия труда и использование их как средства производства материальных благ;
•целеполагание - функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образы продуктов деятельности как специфически человеческой формы активного отношения к природному, сознательному и духовному миру;
•абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышления. Формы опосредованного и обобщенного отражения, зачатки которого имеются у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения - язык и мышление;
•самосознание - способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания. Становление самосознания обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми. Образ своего самосознания включает такие компоненты, как когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальный значимости (самопознание); эмоциональный (самоуважение, себялюбие и т. п.); оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение и т. д.).