Тема (модуль) 1. Что такое философия?
Функции философии.
Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Структура философского знания.
Этика (греч. ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность.
Логика (греч. logos - слово, рассуждение, понятие, разум) - наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. В широком смысле — это универсалии строения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.
Онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования.
Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности.
Аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;
Праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека
Антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях
Социальная философия - раздел, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Тема (модуль) 5. Философия общества
Типы социальных структур.
Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем (подструктур) социума.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.
Первая подструктура - социально-этническая, связана с биологической природой и включает в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей, и нацию как такую общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.
Вторая подструктура социальной структуры общества - социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
Третья подструктура –социально - пространственная, выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, межпоселенческие и т. п.).
Четвертая подструктура - социально-классовая, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, но роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.
Пятая подструктура –профессионально - образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.
Некоторые исследователи выделяют в качестве подструктуры социальной системы социализирующие институты- семья, школа и др., обеспечивающие сохранение, преемственность и трансляцию культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человечеством знаний через обучение и воспитание.
Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества
Одним из важнейших вопросов философии общества является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них - стадиально-поступательный (или линейный) заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. Второй подход, который обычно называют цивилизационным, исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.
ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ.
Политология— наука о политике. Этимологически этот термин образован из двух греческих слов: politike— «общественные, государственные дела» и logos — «учение, знание».
Политика и ее границы.
Политика обязана своим происхождением государству, появлению в обществе противоречивых интересов. В первобытном обществе не было политики, политических учреждений и организаций, поскольку оно было социально однородным. Власть, социальные институты (род, собрание и др.) в первобытном обществе имели неполитический характер.
Основные причины возникновения политики:
· объективная потребность в регулировании социальных отношений;
· становление государства;
· необходимость реализации общих интересов.
Политика — сфера отношений:
1) индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования государственной власти для удовлетворения общественных интересов;
2) государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества.
Политика обоснованно отождествляется нами с управлением государственными и общественными делами. Например, когда мы говорим о политике в области образования, то это означает, что проблемы образования требуют внимания и поддержки со стороны государства и общества. Если мы замечаем изъяны в молодежной политике, то предполагаем конкретные задачи, средства и методы решения государством и обществом молодежных проблем.
Политика — многомерное, емкое понятие. Она может классифицироваться по разным основаниям: к примеру, по видам(внутренняя, внешняя), направленности(экономическая, социальная, национальная, образовательная, научно-техническая, кредитно-денежная, бюджетно-налоговая, инвестиционная, военная, правовая, экологическая), приоритетности(политика нейтралитета, национального примирения, «открытых дверей», «большого скачка»), характеру(демократическая, тоталитарная, авторитарная, социал-демократическая, либеральная, консервативная).
О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение.
Каковы же функции политики?Назовем наиболее важные из них:
выражение(выявление, согласование, представительство во властных структурах государства) и реализация социальных интересов;
интеграция общества(сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);
управлениеобщественными процессами(посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения); .
политическая социализация личности(усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);
проектирование социально-политического развития;
регулирование отношений и поведения субъектов политики(выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).
Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры. Эта структура придает политике целостность и качественную определенность.
Субъекты политики— участвующие в ней люди (индивиды, социальные общности и группы), общественные и государственные институты.
Объекты политики— общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.
Политическая организация общества — совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными в законах государства.
Политические интересы — побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности.
Важнейший элемент структуры политики — политическое сознание. Это отраженная в сознании людей социально-политическая реальность — их мысли, ценностные установки, убеждения, психология (эмоции, чувства, переживания). Оно является сердцевиной политической культуры людей, воплощается в концепциях, программах, проектах, целях и задачах, оценках, мотивах, стратегии и тактике поведения субъектов политики.
Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности.Ее характер и результаты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества, иных факторов.
Многогранно содержание политики.Оно «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, решениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.
Типы политических систем
Существуют различные типы политических систем, имеющие свои особенности. В мире насчитывается около 200 суверенных государств; их политические системы существенно различаются. С помощью выработанных политологией критериев мы классифицируем эти политические системы, познаем их сущность.
Общественная власть.
Власть появилась с возникновением человеческого сообщества как инструмент регулирования совместной жизнедеятельности людей, их взаимоотношений. В первобытном родовом обществе власть осуществлялась наиболее авторитетными его представителями (старейшинами). С появлением государства родовые связи были разрушены, сформировался и стал господствующим авторитет публичной власти.
Власть — это система социальных отношений «господства—подчинения», форма организации индивидуальной и общественной жизни.
Власть проявляет себя во всех сферах общественной жизни. Виды (типы) власти:экономическая, политическая, неполитическая, социальная, культурно-информационная, принудительная. Формы власти— государственная, семейная, партийная, профсоюзная, мафиозная, неформальных лидеров и другие.
Государственная власть.
Привилегированное положение в обществе по сравнению с другими формами власти занимает государственнаявласть. Это верховная власть в обществе, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем:
• Единственный ее источник — народ.
• Действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом.
• Государственная власть суверенна в отношениях с другими формами власти.
• Только государственная власть вправе обеспечивать конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.
Государственная власть — высшая форма политической власти в обществе.
Что такое государство?
Государство — закономерный результат исторического развития общества. Оно появилось как организация, призванная обеспечивать целостность общества, представлять, защищать и удовлетворять его интересы.Государство есть политическая форма организации (устройства) общества. Однако было бы неверно отождествлять государство с обществом или отдавать приоритет государству. Государство призвано обслуживать общество, а не подчинять его своим интересам, создавать условия для его свободного, демократического развития.
Государство — основной институт политической системы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма (системы органов и учреждений).
Государство обладает качественными признаками, которые отличают его от других социальных институтов, образующих политическую организацию общества.
• Государство — единая территориальная организация политической власти (его власть распространяется на всех членов общества).
• Государство — общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.
• Государство обладает специальным механизмом управления обществом (органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями).
Государство — суверенная организация власти. Его суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти от всех других властей (внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами). Государство обладает монополией на издание нормативных правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства
Государство выполняет внутренние и внешние функции (обязанности перед обществом).
Политическая функция — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
Организаторская функция — обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.
Экономическая функция — стимулирование и регулирование экономической деятельности.
Правовая функция — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе.
Социальная функция — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.
Культурно-воспитательная функция — охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.
Внешние функции — обеспечение внешней безопасности, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.
Устройство государства
Термин «устройство государства» подразумевает формы административно-территориального устройства и государственного правления.
Формы административно-территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарное государство не имеет в своем составе административно-территориальных образований, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. Унитарными государствами являются Беларусь, Дания, Франция, Швеция, Турция и др.
Федерация — устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Союзные государства имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: Россия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др.
Конфедерация — временный союз самостоятельных государств. Создается для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Характеризуется неустойчивостью и неэффективностью. Конфедеративные объединения функционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ.
Формы правления
Под формами правления подразумеваются формы организации государственной власти (особенности ее формирования, полномочий и функций). В политологии принято выделять две формы правления — монархию и республику.
Монархия (от греч. manarchia — «единовластие») — форма правления, при которой верховную власть концентрирует глава государства — монарх. Эта власть передается по наследству. Различают монархии — абсолютную (неограниченную), конституционную (власть монарха ограничена конституцией государства), дуалистическую (монарх наделен в основном исполнительными и некоторыми законодательными полномочиями), парламентскую (монарх выполняет представительные функции).
Республика (от лат. respublica — «общественное дело») — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.
Республики бывают парламентскими, президентскими, смешанными (парламентско-президентскими). Они отличаются особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, их полномочиями.
Законодательная власть
Законодательная власть — это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
• Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь;
• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства.
Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.
При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, а также постоянные (временные) комиссии.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 90-105).
Исполнительная власть
Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Высший орган исполнительной власти — правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры, председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Компетенция Правительства:
• разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
• проведение единой государственной политики;
• разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
• принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• организация управления государственной собственностью.
Судебная власть
Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Структура судебных органов: Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).
Задачи судебных органов:
• защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
• правовое, гражданское воспитание граждан. Основные принципы правосудия:
• независимость судей и их подчинение только закону;
• коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
• гласность судебного разбирательства;
• обеспечение обвиняемому права на защиту;
• обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
• неприкосновенность судей.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Типы избирательных систем
В современной общественной практике применяются три основных типа избирательных систем.
Пропорциональная избирательная система —регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов избирателей.
Особенности пропорциональной системы:
• выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;
• избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;
• каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся депутатами);
• законодательное установление «заградительного барьера» (минимального числа голосов избирателей, необходимого для представительства в парламенте).
Мажоритарная избирательная система — такой правовой порядок, при котором победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) большинство голосов в избирательном округе.
Особенности мажоритарной системы:
• выборы проводятся по одномандатным округам; действует принцип «один мандат в одном округе»;
• избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список;
• избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно большее число голосов избирателей);
• депутатский мандат получает кандидат, набравший относительно большее, чем соперники, число голосов избирателей.
Политический процесс.
Политический процесс — это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Все, что происходит в политической жизни общества, — явления, события, поведенческие акции субъектов власти, изменения их статусов и влияний, деятельность и трансформация политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды — подпадает под категорию «политический процесс».
Структураполитического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, средства и методы политической деятельности.
Содержание политического процесса:
• изучение общественных проблем и определение политических приоритетов;
• выявление, согласование и представление властным институтам интересов социальных групп;
• разработка концепций (моделей, программ) общественного развития;
• принятие политических решений, организация и контроль их исполнения;
• урегулирование политических конфликтов;
• совершенствование избирательной системы и проведение выборов;
• обмен информацией между субъектами политики, формирование и учет общественного мнения;
• создание или реорганизация органов государственного управления, корректировка их полномочий;
• политический маркетинг — проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций;
• оценка субъектами политики эффективности своих действий.
Политическая культура.
Политическая культура — это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура — органическая часть духовной культуры общества, совокупность ценностных ориентации субъектов политики относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы. Она включает познавательные, эмоционально-чувственные, оценочные, поведенческие компоненты и воплощается в культуре политического сознания и поступков людей, функционирования политических институтов.
Тема (модуль) 1. Что такое философия?
Мировоззрение - это самые общие представления о мире: его возникновении, закономерностях развития, а также соотнесенность своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.
Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию.
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.
Мировоззрение - система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений.
Содержание мировоззрения:
Знания – информация о свойствах объекта, выраженная с помощью знаков, символов, формул, графиков, схем и т.п.
Ценности - то, что человек считает наиболее важным, необходимым, полезным для себя.
Предметные ценности - все многообразие предметов человеческой деятельности, а также общественные отношения и включенные в этот круг природные явления, которые оцениваются в плане добра или зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т. д.
Субъектными ценностями называются способы и критерии, на основании которых производится оценивание соответствующих явлений. Это установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, закрепляемые в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности человека.
Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям.
В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в правоту знаний, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент - способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности.
Воля - способность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в жизни.
Исторические типы мировоззрения:
1. Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение. Мифы- древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев - многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется.
2. Религия, согласно современным научным данным, возникла в эпоху каменного века 40 - 50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Религии первоначально существуют как племенные,а в дальнейшем национально-государственные (конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в. н. э.) и ислам (VII в. н. э.). Сущность религиозного мировоззрения в том, что ядром данного духовного феномена являются религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений.
3. Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает "любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Философия - теоретически осмысленное мировоззрение. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
4. Наука– система объективно истинных знаний о какой – либо сфере реальности.
Функции философии.
Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.