Понятие и основные признаки органов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право

на темуПонятие и правовой статус органов государственного

управления.

Студент Булойчик Андрей

Юрьевич

Курс 2 , группа 121П

Факультет Юридический

Специальность правоведение

Руководитель старший

преподаватель

Герловская Екатерина Евгеньевна

Минск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………6

1.1 Понятие и сущность органов государственного управления ……………...… 6

1.2 Функции органов государственного управления……………………...…..…16

2.СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И

ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ………………………………………..……...... 22

2.1Система органов государственного управления ……………………….……. 22

2.2Принципы построения и деятельности органов государственного

управления …………………………………………………………………….….. 29

3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

(ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)…………………………………….……..……35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..….38

ВЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………...43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..……….... 44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одно из главнейших предназначений Конституции Республики Беларусь состоит в организации системы органов государственного управления, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственного управления — важнейшая часть этого механизма, выполняющая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют потребностям государства в данной сфере общественных взаимоотношений.

Орган государственного управления создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственного управления имеет свою особую (иногда уникальную) структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Правовой статус органа государственного управления характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственного управления не являются. Конституция определяет способ и порядок образования органов государственного управления. В этой связи актуальным является исследование правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления.

Предметом исследования является учебная, научная литература, нормативные правовые акты, имеющих отношения к теме исследования.

Целью работы является исследование правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие и признаки государственных органов;

2. Дать классификацию государственных органов;

3. Проанализировать порядок формирования государственных органов.

Методология и методика исследования основаны на общенаучном (диалектическом) методе познания. При работе также применялись историкоправовой, формально-логический, системно-структурный, фиологический, конкретносоциологический и статистический методы, метод сравнительного правоведения и др.

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 45 страницы.


ГЛАВА 1

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 2

И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Государственного управления

При создании органа необходимо опираться на определённые принципы. Только при соблюдении этого условия можно достичь стройности, единства, слаженности в самом механизме государственного управления, а также более успешной, продуктивной работы этих органов.

Принципами построения органов государственного управления в первую очередь являются:

1) отраслевой;

2) линейный;

3) функциональный;

4) территориальный.

Принципы построения аппарата государственного управления получили определённое нормативное закрепление в Конституции (ст. 106, 108, 122) 1, Законе «О Совете Министров Республики Беларусь» [4], Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [6] и других нормативных правовых актах Республики Беларусь.

Отраслевой принцип построения аппарата управления используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельностью. Этот орган осуществляет управление ими, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведомственных организаций (объектов). При таком построении аппарата существуют нижестоящие и вышестоящие органы. Одинаковые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестоящему органу по всем вопросам.

Построение государственного управления по отраслевому принципу подобно (тождественно) линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчинённых, но подчинённый имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчинёнными могут быть организации, органы управления.

Функциональный принцип предполагает построение аппарата управления таким образом, что образуемому органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Таким образом, имеет место специализация в работе (управлении), выполнение работы определённого вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый – только в части реализуемой им функции.

В практике образования органов государственного управления используется и территориальный принцип. Суть его состоит в том, что создается такой орган, который осуществляет общее управление в отношении всех объектов, расположенных на определенной территории (территории города, района, района в городе, области, всей республики). Основная задача создаваемого органа – обеспечить всестороннее, сбалансированное развитие всех объектов, находящихся в пределах одной административно-территориальной единицы, обеспечить защиту и реализацию интересов и прав граждан, проживающих на данной территории.

По такому принципу построены Совет Министров, местные

исполнительные и распорядительные органы.

Нельзя также не отметить, что ни один из принципов построения органов государственного управления не применяется изолировано. Всегда наблюдается сочетание нескольких принципов с преобладанием одного главного. Тем самым достигается их разумное сочетание и взаимное дополнение, что способствует более рациональной организации всей системы исполнительной власти в Республике Беларусь.

Таким образом, в Республике Беларусь система государственного управления построена по функционально-отраслевому и территориальному принципу.

Принципы деятельности органов государственного управления - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (взаимоотношения) между ними и иными субъектами в процессе государственного управления.

Проблема принципов деятельности органов государственного управления, как и многие другие, является объектом внимания не только ученых-административистов, но и законодателя. В связи с этим можно выделить два основных направления в их развитии. Первое - это мнения и выводы исследователей, второе - правовая практика.

К сожалению, принципы деятельности органов государственного управления в буквальном смысле пока не рассматривались ни в российской, ни в белорусской литературе.

Проанализируем известные мнения по этому поводу. Так, Ю.М. Козлов к принципам, на базе которых строится и функционирует система органов государственного управления, относит самостоятельность органов государственного управления; единство системы органов государственного управления; законность; сочетание централизации и децентрализации [14, с. 109].

По мнению Д.М. Овсянко, к принципам деятельности органов государственного управления необходимо отнести верховенство закона; народовластие; разделение и взаимосдерживание властей; законность; личную (персональную) ответственность; гласность; приоритет и гарантированность прав личности; федеральное устройство (применительно к Российской Федерации); централизацию; плановость [24, с. 126].

Д.Н. Бахрах к основному принципу деятельности государственной администрации относит законную целесообразность [15, с. 37].

А.Н Крамник, рассуждая о принципах государственного управления в качестве основных, выделяет социальную направленность; приоритетность прав и свобод человека; законность; гласность; народность; интернациональность; сочетания централизации и децентрализации; ответственность; профессионализм; научность [21, с. 74].

Швейцарский ученый-правовед Карл Экштайн к основным в деятельности органов публичной администрации относит принципы: исследования, согласно которому чиновник сам должен собрать документы, подтверждающие статус гражданина; запрета бессмысленного применения норм; принцип соразмерности.

Анализ законодательства Республики Беларусь позволяет говорить о следующих, заложенных в основу деятельности республиканских органов публичной администрации, принципах: верховенства права; приоритета прав и свобод человека; социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан; демократии (основывающемся на том, что единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ); разделения властей, их обоюдное сдерживание и уравновешивание; единства и целостности системы государственного управления.

Как видно из предложенного обзора, практически все авторы выделяют общие «основные» принципы, из которых вытекают и все остальные предлагаемые ими принципы.

К общим принципам, по нашему мнению, относятся: принцип правомерности; принцип приоритета интересов человека (гражданина) перед интересами органа; принцип «прозрачности».

Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и, в конечном счете, служат одной цели - человеку (гражданину) и, следуя правилам логики, могут быть сведены к одному принципу, основой которого являются права и свободы человека. Однако подобное обобщение, на наш взгляд, сузит реальную возможность эффективного использования этих принципов, поэтому всякая их дифференциация будет необходимой.

Принцип правомерности в деятельности органов государственного управления .

Если исходить из посылки обязательности правового закрепления всех сторон деятельности органов государственного управления, то принцип правомерности является всеохватывающим, входящим в состав всех остальных принципов. Вместе с тем он имеет и свое специфическое содержание, суть которого отражена в статьях 1, 7, 8 Конституции Республики Беларусь [1]. Так, в статье 7 подтверждается, что в Республике Беларусь действует принцип верховенства права.

Безусловно, в основу этого принципа заложен известный нам принцип законности в деятельности органов государственного управления, составляющий его значительную часть.

Названный принцип деятельности охватывает более широкий спектр возможностей и обязанностей органов государственного управления. Сюда можно отнести действия, хотя и не указанные в нормативных актах, регламентирующих деятельность административных органов, но направленные на полное удовлетворение потребностей лиц, обращающихся в них. Например, связанные с оказанием услуг по предоставлению необходимых для дела документов аналогично принципу, используемому в Швейцарии, либо принятие решений, хотя и не соответствующих установленным нормам права, но и не противоречащих им. Этот принцип включает в себя и оказание помощи в восстановлении ущемленных действиями этих органов прав и свобод граждан. Например, эти органы, участвуя в процессе восстановления ущемленных прав и свобод, могут разъяснять, где и кем может быть оказана необходимая помощь

[23, с. 93].

На наш взгляд, этот принцип отражает уровень развития государства как правового, а поэтому имеет тенденцию дальнейшего совершенствования.

Принцип приоритета прав и законных интересов человека (гражданина).

Суть содержания этого принципа заложена в статье 2 Конституции Республики Беларусь, где заявлено, что «человек, его права и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Следовательно, и органов публичной администрации как составной части государственного аппарата.

Как нам представляется, этот принцип является одной из основных демократических характеристик государства. Он также определяет и степень свободы человека, гражданина от бюрократических проявлений в деятельности органов государственного управления. Он также корреспондируется с аналогичным принципом деятельности государственных служащих, закрепленном в Законе «О государственной службе Республике Беларусь» [3], в соответствии с которым служба в государственном аппарате основывается на принципе приоритета прав и законных интересов граждан перед интересами государства. К сожалению, этот конституционный принцип не всегда учитывается, с одной стороны, органами государственного управления, ее должностными лицами, с другой - используется гражданами и иными лицами, вступающими в правоотношения с этими органами и их представителями.

Принцип «прозрачности». Суть этого принципа заключается в том, что деятельность органов государственного управления должна быть открытой. Основными формами этой открытости можно считать:

• освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с деятельностью органов государственного управления;

• персональное ознакомление этими органами граждан, при их обращении с просьбами и материалами, затрагивающими их законные права и интересы;

• предоставление необходимой, связанной с правами и законными интересами граждан информации соответствующим общественным объединениям и др.

При этом необходимо учитывать такие государственно-правовые аспекты, как интересы других лиц, которые защищены государством и правом. Именно в связи с этими интересами в отдельных случаях могут применяться некоторые ограничения на доступ граждан к отдельным материалам и ознакомление с формами деятельности органов государственного управления. Например, в борьбе специальных государственных органов с преступностью. Но и в этих случаях общественность в итоге должна получать интересующую ее информацию. Безусловно, могут использоваться и другие принципы, в той или иной мере «направляющие» деятельность органов государственного управления, и об этом свидетельствуют приведенные выше классификации, однако, как нам представляется, названные принципы в целом охватывают практически весь спектр основных подходов, предъявляемых к их деятельности.

По итогам данной главы следует сделать следующие выводы:

1. Ученые выделяют различные виды органов государственного управления, однако самыми распространенными классификационные критериями, применяемые к органам государственного управления является: порядок образования; территориальный масштаб деятельности; характер и объем полномочий; порядок (способ) разрешения подведомственных вопросов; источники финансирования.

2. Органы государственного управления функционируют на основании следующих принципов:

- принцип правомерности в деятельности органов государственного управления;

- принцип приоритета прав и законных интересов человека (гражданина);

- принцип «прозрачности».

В Республике Беларусь система государственного управления построена по функционально-отраслевому и территориальному принципу.

ГЛАВА 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования следует сделать следующие выводы:

1. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно- политического строительства.

2. В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности:

1) Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление.

2) Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.

3.Органы государственного управления функционируют на основании следующих принципов:

• принцип правомерности в деятельности органов государственного управления;

• принцип приоритета прав и законных интересов человека

(гражданина);

• принцип «прозрачности».

4.Функции исполнительной власти, а следовательно, и органов государственного управления включают в себя:

• основные — исполнительную и управленческую;

• вспомогательные — нормотворческую, юрисдикционную, контрольную, административно-надзорную.

5.Ученые выделяют различные виды органов государственного управления, однако самыми распространенными классификациями являются следующие:

1) По масштабу деятельности (республиканские (общегосударственные) и местные;

Республиканским органом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004 годах) этот орган назывался Кабинетом Министров по той причине, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находилось при Президенте. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.08 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь.

В систему механизма государственного управления входят также органы местного управления. В настоящее время Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" определяется правовой статус органов местного управления.

2) По характеру компетенции (общей, специальной, отраслевой, межотраслевой (функциональной), внутриотраслевой, хозяйственной, внутренней);

Например, к органам общей компетенции следует отнести Правительство Республики Беларусь, так как оно осуществляет руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23.07.08 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров обладает широкими полномочиями в экономической сфере, в финансовой сфере, в области науки, образования, в области культуры, в сфере архивного дела, в области здравоохранения и т.д.

Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально созданные и уполномоченные выполнять определенные функции.

Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния» к органам, регистрирующим акты гражданского состояния, относятся отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковые и сельские исполнительные и распорядительные органы, консульские учреждения, а также дипломатические представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.

Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов производят регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака в соответствии состатьей 351Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, изменяют, дополняют, исправляют записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, аннулируют и восстанавливают на основании решения суда записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, хранят записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, выдают повторные свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Министерство культуры).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360» основными задачами Минздрава являются: проведение единой государственной политики в области здравоохранения; организация оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь; организация обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и т.д.

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов, Министерство экономики Республики Беларусь и др.).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» основными задачами Минфина являются: проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления; эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики; участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов, формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; государственное регулирование страховой деятельности, проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор и контроль за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь; государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности и т.д.

Органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции - это органы исполнительной власти, являющиеся структурными подразделениями соответствующих республиканских органов исполнительной власти, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри соответствующей отрасли государственного управления. Такие органы обычно именуются как департамент, главное правление, управление или отдел.

Например, Департамент охраны Министерства внутренних дел, Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, действующие в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь».

К органам хозяйственной компетенции следует отнести Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство архитектуры и строительства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности.

3) По порядку образования (образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, местными исполкомами);

Например, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.

Также, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010

г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов, местных администраций, а также численность работников исполнительных и распорядительных органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) по областям и городу Минску, в том числе численность работников структурных подразделений исполнительных и распорядительных органов, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

4) По порядку решения вопросов (коллегиальные, единоначальные). Так, например, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь. К единоначальным органам относятся министерства.

5) По источнику финансирования (финансируемые из гос. бюджета, местного бюджета, иных источников). Из средств республиканского бюджета финансируются республиканские органы власти. Например, Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь финансируется из средств республиканского бюджета и т.д.

6.По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа.

Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.

Вложение А

понятие и основные признаки органов - student2.ru

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Административное право

на темуПонятие и правовой статус органов государственного

управления.

Студент Булойчик Андрей

Юрьевич

Курс 2 , группа 121П

Факультет Юридический

Специальность правоведение

Руководитель старший

преподаватель

Герловская Екатерина Евгеньевна

Минск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3

1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………6

1.1 Понятие и сущность органов государственного управления ……………...… 6

1.2 Функции органов государственного управления……………………...…..…16

2.СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И

ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ………………………………………..……...... 22

2.1Система органов государственного управления ……………………….……. 22

2.2Принципы построения и деятельности органов государственного

управления …………………………………………………………………….….. 29

3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

(ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)…………………………………….……..……35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……..….38

ВЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………...43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…..……….... 44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одно из главнейших предназначений Конституции Республики Беларусь состоит в организации системы органов государственного управления, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственного управления — важнейшая часть этого механизма, выполняющая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют потребностям государства в данной сфере общественных взаимоотношений.

Орган государственного управления создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственного управления имеет свою особую (иногда уникальную) структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Правовой статус органа государственного управления характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственного управления не являются. Конституция определяет способ и порядок образования органов государственного управления. В этой связи актуальным является исследование правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления.

Предметом исследования является учебная, научная литература, нормативные правовые акты, имеющих отношения к теме исследования.

Целью работы является исследование правового регулирования организации и деятельности органов государственного управления в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие и признаки государственных органов;

2. Дать классификацию государственных органов;

3. Проанализировать порядок формирования государственных органов.

Методология и методика исследования основаны на общенаучном (диалектическом) методе познания. При работе также применялись историкоправовой, формально-логический, системно-структурный, фиологический, конкретносоциологический и статистический методы, метод сравнительного правоведения и др.

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, последовательно раскрывающих тему исследования, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 45 страницы.


ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации