Методические указания и материалы

1. Изучение первого вопроса начните с анализа курса на «ускорение социально-экономического развития», ставшего первым шагом в концепции «перестройки», предложенной новым лидером ЦК КПСС М. С. Горбачевым. Обратите внимание, что главной целью политики «перестройки» было обновление социализма, т. е. совершенствование существовавшей социалистической системы, а не отказ от нее. Расскажите о дополнительных трудностях, возникших в начале проведения экономической реформы (падение мировых цен на нефть, потеря бюджетных доходов в связи с непродуманным проведением антиалкогольной кампании, расходы на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении и др.). Проанализируйте меры, предложенные в рамках экономической реформы 1987 г.: законы о государственном предприятии, о кооперации, об аренде. Отметьте, что они привели к быстрому повышению доходов работников, росту товарного и бюджетного дефицита. В этих условиях правительство приняло решение о переходе к рыночной экономике. В 1990 г. из двух программ рыночных реформ – правительственной (Рыжкова–Абалкина) и «500дней» (Шаталина–Явлинского) – М. С. Горбачев выбрал первую, менее радикальную. Сравните эти программы и подумайте, насколько реалистичным было их выполнение.

2. Изучая второй вопрос, обратите внимание на то, что политика М. С. Горбачева, в отличие от реформаторской политики, избранной компартией Китая, предполагала, что экономические преобразования должны идти одновременно с политическими реформами. Первым шагом в политической сфере стала гласность, которая привела к резкому ослаблению партийного контроля над СМИ. В 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции был взят курс на проведение реформы высших органов власти: образование съезда народных депутатов СССР и постоянно действующего Верховного Совета СССР, проведение выборов на принципах состязательности. В результате этих мер на I съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989) возникла группа радикально настроенных депутатов (Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак), ставшая оппозицией партийному руководству. Под ее воздействием на III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. было принято решение об упразднении 6-й статьи Конституции. Это способствовало формированию в СССР многопартийной системы. Также на III съезде был учрежден пост Президента СССР.Президентом был избран М. С. Горбачев.

3. При рассмотрении третьего вопроса следует отметить, что кампания гласности привела к публикации массы критических материалов, которые способствовали обострению межнациональных отношений в союзных и автономных республиках. В ряде из них возникли острые межнациональные конфликты (Нагорный Карабах, Грузия, Приднестровье и др.).

На выборах народных депутатов в республиканские и местные Советы весной-летом 1990 г. в ряде республик успеха добились силы, которые преследовали сепаратистские цели (Литва, Латвия, Эстония, Грузия) и принимали различные декларации о своем суверенитете. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР главой парламента России стал Б. Н. Ельцин. Принятая по его инициативе Декларация о суверенитете РСФСРпородила «парад суверенитетов» и «войну законов» союзного центра и республик. Дайте анализ последствий этого события. Стремясь сохранить СССР как единое федеративное государство, М. С. Горбачев добился проведения всесоюзного референдума о сохранении СССР (17 марта 1991). Проанализируйте его итоги. Отметьте, что результаты референдума были ослаблены решимостью Б. Н. Ельцина добиться подписания нового Союзного договора, который бы превращал СССР из федеративного государства в союз государств. 19 августа 1991 г. противники нового договора в руководстве СССР, изолировав М. С. Горбачева, образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Нерешительность действий ГКЧПи активная позиция российских властей во главе с президентом РСФСР Б. Н. Ельциным привели к быстрому подавлению путча. Августовские события стали грубейшей политической ошибкой союзных властей, окончательно подорвавшей их авторитет. 8 декабря 1991 г. главы трех славянских республик (России, Украины и Белоруссии) подписали Беловежские соглашенияо прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились еще восемь республик.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояла причина неудач экономических реформ «перестройки»?

2. Какие политические реформы были проведены М. С. Горбачевым?

3. Расскажите о причинах и последствиях распада СССР?

Список рекомендуемой литературы

Учебники

1. Всемирная история: учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

2. История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001.

3. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н. И. Павленко. – М.: Высшая школа, 2004.

4. История России XIX – начала XX вв.: учебник / Под ред. В. А. Федорова. – М.: МГУ, 2004.

5. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.:Проспект, 2011.

6. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина – М.:Проспект, 2006.

Учебные пособия

1. Андреева О. В., Калашников В. В., Узлова И. В. Россия в 1991–1999 гг.: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

2. История России в первой половине XX века. 1900–1945 гг.: учеб. пособие. / Под ред. В. В. Калашникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.

3. История России во второй половине XX века. 1941–1991 гг.: учеб. пособие. / Под ред. В. В. Калашникова. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005.

4. Калашников В. В., Узлова И. В. История России. ХХ век: учеб. пособие. – СПб.: Технолит, 2009.

5. Калашников В. В., Узлова И. В. История России: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.

Содержание

Семинар 1. История как наука ...………………………………………………. 3

Семинар 2. Киевская Русь и ее соседи: IX–XIII вв. ………………………….. 6

Семинар 3. Московская Русь и ее соседи в XIV–XVI вв. ……………………..9

Семинар 4. Восточная Европа и Московская Русь в XVII в. ………………..12

Семинар 5. Россия и мир в XVIII в. …………………………………………...14

Семинар 6. Россия и мир в первой половине XIX в. …………………………17

Семинар 7. Россия и мир во второй половине XIX в. ………………………..20

Семинар 8. Россия и мир в начале XX в. ……………………………………22

Семинар 9. Революции 1917 г. и Гражданская война в России ……………..24

Семинар 10. Советская Россия и мир в 1920-е гг. ……………………………26

Семинар 11. СССР и мир в 1930-е гг. …………………………….……………28

Семинар 12. СССР и мир в годы Второй мировой войны ……………………..30

Семинар 13. Начало «холодной войны». СССР и мир в 1946–1953 гг. ……..32

Семинар 14. СССР и внешний мир в «эпоху Хрущева» (1953–1964 гг.) ……..33

Семинар 15. Внешний мир и СССР в «эпоху Брежнева» (1965–1985 гг.) …. 35

Семинар 16. Эпоха «перестройки» (1985–1991 гг.) ...………………………...37

Список рекомендуемой литературы …………………………………………...39

  Редактор Т. А. Лунаева __________________________________________________________ Подписано в печать .07.2012 г. Формат 60×84 1/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,5. Гарнитура «Times New Roman». Тираж 310 экз. Заказ . __________________________________________________________ Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова,5

Наши рекомендации