Борьба польского народа за национальное освобождение в XIX в.
В период европейских войн конца XVIII- начала XIX в. польские патриоты стремились к восстановлению независимости. На стороне Франции сражались созданные в эмиграции польские легионы. Наполеон, заинтересованный в использовании польского войска для своих целей, создал Княжество Варшавское, в состав которого включил в 1807-1809 гг. часть земель, ранее захваченных Пруссией и Австрией. Наполеон дал Княжеству прогрессивную для того времени Конституцию, ввел там в действие свой Гражданский кодекс (была отменена крепостная зависимость крестьян), создал современную администрацию и армию. Эта армия приняла участие в походе 1812 г. на Россию и оставалась при Наполеоне вплоть до его отречения.
Венский конгресс 1815 г. произвел новый передел польских земель, на целое столетие закрепив их за иноземными монархиями. Пруссия сохранила за собой Великополыпу, Поморье и другие земли; Австрия - Галицию (населенную не только поляками, но и украинцами). Россия к захваченным в 1795 г. территориям с литовским, белорусским и украинским населением присоединила теперь этнографически польские земли, из которых было создано Королевство Польское, связанное династической унией с Россией, со столицей в Варшаве, с конституцией, сеймом, особым управлением и армией.
Расчленение польских земель привело к тому, что их социально-экономическое и политическое развитие определялось не только внутренними причинами, но и ситуацией в поработивших Польшу государствах. Сущность процесса была везде одна: переход от феодального к капиталистическому способу производства, но его темпы и характер были различными. Разрушение экономических связей между регионами, политика иноземной администрации, подавлявшей национальные стремления, противодействовали сохранению и развитию нации. Но вместе с тем усилилась и роль тех факторов, которые помогали народу чувствовать себя единым целым духовно: языковое единство, ширившееся в различных слоях общества национальное самосознание, исповедание большинством населения католической религии, многовековая и богатая историческая традиция; единая национальная культура - литература и искусство Польши дали таких ярчайших художников с мировым именем, как Мицкевич, Шопен и др., которые внесли огромный вклад в интеллектуальный прогресс Европы. Все это обусловило непреходящее значение идеи восстановления национальной независимости. Большая часть XIX в. стала эпохой национальных восстаний, хотя и не принесших удачи, но поддерживавших и обострявших национальные чувства.
Промышленное развитие на польских землях было в первой половине XIX в. медленным. Развивались добывающие отрасли (Силезия, Домбровский округ, соляные копи в Галиции), переработка сельскохозяйственной продукции, текстильное производство в Королевстве Польском. Не претерпели изменений и аграрные отношения: крестьянам была дана личная свобода, но земли они не получили (или на землях, отошедших к Пруссии, они должны были выкупать ее) и несли прежние повинности.
Наибольшие возможности для самостоятельной деятельности в экономике и культуре открылись поначалу перед поляками в конституционном Королевстве Польском. Но даже существовавшие там ограниченные свободы резко противоречили порядкам, характерным для Российской империи в целом. Административный произвол, нарушения Конституции, наступление на права сейма и подавление оппозиции, полицейский сыск, самодурство великого князя Константина, командовавшего армией и фактически обладавшего верховной властью в Королевстве,- все это возбуждало протест в польском обществе. К тому же шляхта надеялась на присоединение к Королевству земель, отторгнутых в результате разделов, где имелось довольно многочисленное (некрестьянское) польское население. В Королевстве стали возникать тайные общества (в их числе было Патриотическое общество, установившее связь с декабристами; оно было разгромлено после 1825 г.). В ноябре 1830 г. под влиянием революций во Франции и Бельгии в Варшаве вспыхнуло восстание.
Однако противоречия внутри польского общества мешали размаху восстания: сановники Королевства надеялись на соглашение с императором, генералы не проявляли решительности, сейм лишь под нажимом снизу принял постановление о детронизации Николая I. Соединить борьбу за национальную свободу с социальными реформами, которые предлагались демократами, не удалось, ибо против них было большинство шляхты; ожидаемой помощи извне не поступило. Война между польской и российской армиями длилась несколько месяцев. В сентябре 1831 г. царские войска штурмом взяли Варшаву; последовали репрессии. В 1832 г. Конституция была заменена Органическим статутом, согласно которому Королевство становилось интегральной частью империи с российской администрацией.
Восстание в Польше нанесло, однако, чувствительный удар по европейской реакции, привлекло внимание к польскому вопросу и выдвинуло идею участия поляков в общеевропейской борьбе за демократию («За нашу и вашу свободу»). На Западе оказалась многочисленная польская эмиграция, ставшая средоточием свободной мысли и культуры, ареной политической борьбы. В ходе ее сложились консервативная партия (во главе с А. Чарторыйским, возлагавшим надежды на дипломатию, противоречия между державами) и демократический лагерь (самая влиятельная организация - Польское демократическое общество), стремившийся вызвать новый революционный подъем на польских землях, проводивший там агитационную и организаторскую деятельность. Этот лагерь выдвигал идею будущей революции, национальной и социальной. С наиболее радикальной программой выступали, например, публицисты «Люда польского».
Власти сурово пресекали конспиративную деятельность в стране, хотя и поддерживали патриотические настроения и общество. Шел поиск и иных форм борьбы за сохранение нации: так, сторонники «органического труда» выступали за оживление экономики, внедрение современных методов хозяйства, развитие просвещения и культуры (наиболее активно они действовали в Великом княжестве Познанском).
На начало 1846 г. демократы планировали организацию восстания во всех частях Польши. Наряду с посланцами эмиграции в его подготовке участвовали и конспираторы нового поколения (среди них выделялся Э. Дембовский), выступавшие за привлечение в это восстание и крестьянства, которое собирались наделить землей и гражданскими правами, о чем говорилось в манифесте созданного в феврале повстанческого правительства в Кракове. Но крестьянство, провоцируемое австрийскими властями, было настроено против шляхты; выступив против повстанцев, оно жгло помещичьи имения и убивало их владельцев. Восстание погибло, не успев разгореться.
Новым стимулом активности патриотов стали революционные события 1848 г. в Европе. В Галиции был организован сбор подписей под петицией к императору; в ответ на нее были освобождены политические заключенные, объявлено об отмене барщины. Однако созданные в Галиции национальные органы были ликвидированы, причем с применением артиллерии против Кракова и Львова. После революции в Пруссии возникли Центральный национальный комитет в Познани и вооруженные польские отряды. Но как только революция в Германии пошла на убыль, было подавлено и польское движение. Польские эмигранты участвовали в революционных событиях во Франции и Италии, польские добровольцы - в венгерской революции.
События 1848 г. не распространились на Королевство Польское. Национальное движение развернулось там (и среди поляков, проживавших в Литве, Белоруссии и на Украине) лишь после поражения царизма в Крымской войне и начала реформ в России. К этому времени в Королевстве существовали различные политические ориентации. Были сторонники сотрудничества с Петербургом с целью достижения автономии (их возглавлял А. Велепольский). Либеральная шляхта и буржуазия (их называли партией «белых») выступали за реформы и стремление к независимости, но мирным путем. В конце 50-х - начале 60-х годов появились сторонники восстания (партия «красных»), призывавшие к восстановлению независимой Польши в границах 1772 г., с осуществлением коренных социальных преобразований. Они были связаны с демократической эмиграцией, а наиболее радикальные из них (Я. Домбровский, 3. Падлевский, 3. Сераковский и др.) - и с демократическим движением в России. Революционные настроения выразились в патриотических манифестациях и создании сети тайных организаций.
Восстание началось в январе 1863 г., когда приготовления к нему еще не были закончены, но предстоящий рекрутский набор, который собирались произвести власти, грозил подорвать силы повстанцев. Восставшие напали на русские гарнизоны. Было создано Национальное правительство и издан манифест с призывом к борьбе за национальное освобождение и провозглашением земельной реформы в пользу крестьян. Несмотря на неравенство сил (у поляков не было регулярной армии и необходимого вооружения), военные действия, вылившиеся в партизанскую борьбу, длились в течение всего 1863 г. и части 1864 г.
Царизм подавил восстание и обрушил на поляков жестокие репрессии: сотни повстанцев были казнены, тысячи отправлены на каторгу и в ссылку. Уничтожались последние остатки административной обособленности Королевства, велось наступление на польский язык и культуру. Но одновременно царское правительство еще до окончательного подавления восстания провозгласило в марте 1864 г. аграрную реформу: крестьянам передавалась в собственность обрабатываемая ими земля.
Тяжелым было положение польского населения и под германским управлением. Онемечивание затронуло школу и другие общественные учреждения, велась скупка земель у поляков с целью передачи их в немецкие руки. Более благоприятные условия сложились в Галиции, где имелся сейм, в обучении допускался польский язык, а власти искали опору в польских имущих классах.
Экономическое развитие на польских землях было неравномерным. Промышленность интенсивнее всего развивалась в Королевстве Польском, имея здесь опору в необъятных возможностях российского рынка. Строились железные дороги, создавались акционерные общества и банки, привлекался иностранный капитал. На территориях под германским и австрийским владычеством промышленность (кроме Силезии) играла меньшую роль. В сельском хозяйстве происходило расслоение деревни, росло число безземельных, становившихся батраками или уходивших в город. В Галиции шла массовая эмиграция малоземельных крестьян. Наиболее высокой культура земледелия была на землях, находившихся под германским господством, где крупные хозяйства могли использовать машины и новую агротехнику, получив доступ на общегерманский рынок.
Менялось в ходе капиталистического развития и соотношение социальных сил. Теряла доминирующее положение шляхта, частично деклассированная, менявшая род занятий; усиливалась буржуазия. Делало первые шаги рабочее движение. Крестьянство переходило к борьбе за свои права.