Кризис феодальной Речи Посполитой.
В XVII-XVIII вв. Польша оставалась одним из крупных государств Европы. Единая Речь Посполитая с выборным королем и двухпалатным сеймом делилась на Корону и Литву, имевшие свою администрацию, суды и войско. Помимо польских, Корона владела украинскими землями; в Литве, наряду с литовцами, жили белорусы; в городах имелся значительный процент немецкого и еврейского населения. Господствующей была католическая религия, которой придерживалось подавляющее большинство поляков и литовцев; украинцы и белорусы оставались православными или были обращены в униатов; среди горожан имелись протестанты, сохраняло свою веру еврейское население. Некатолики не обладали политическими и иными правами.
Большую часть этого времени польский престол занимали короли-иноземцы. После отречения в 1668 г. последнего из Вазов (другая ветвь этой династии правила в Швеции) Яна II Казимира лишь дважды избирались на трон представители «своих» магнатских родов - Михал Корибут Вишневецкий (1669-1673) и Ян Собеский (1674-1696), а затем стали править саксонские короли Август II (1697-1733) и Август III (1733-1763). Возникали ситуации, когда польские государственные выгоды приносились в жертву династическим интересам.
Международное положение Речи Посполитой было сложным: она находилась в окружении усиливавшихся соседей, стремившихся к территориальным приобретениям. Это обстоятельство в сочетании с глубокими внутренними противоречиями вовлекло страну в ряд кровопролитных войн.
На Украине, население которой переживало рост национального самосознания и не желало мириться с национальным, социальным и религиозным гнетом, крестьянские и казацкие восстания увенчались в середине XVII в. освободительной войной, которую возглавил гетман Богдан Хмельницкий. После ряда сражений он обратился за помощью к России, считавшей себя покровительницей православия и родственных ей восточных славян. После провозглашенного в 1654 г. на Переяславской раде воссоединения двух народов и последовавших за этим польско-российских войн Левобережная Украина и Киев отделились от Польши.
В 1655-1660 гг. польские земли пережили шведское нашествие. Поначалу притязания шведского короля на польский престол поддержала часть магнатов и шляхты, но насилия шведских оккупантов мобилизовали польское население против захватчиков и позволили Яну Казимиру изгнать шведов. Последствия войны были ужасны: потеря 30-40% населения, разрушение ряда городов, невосполнимый ущерб ремеслам, торговле, культуре. Усиливавшееся в ходе этих событий герцогство Бранденбургское, которое стало затем Прусским королевством, выросло в сильного и неприязненного к Польше соседа.
Шведские войска снова пришли в Польшу во время Северной войны. Но Петр I поддержал польского короля Августа II деньгами и войском, помог ему сохранить престол в борьбе со шведским ставленником Станиславом Лещинским (Лещиньским). После Полтавской битвы 1709 г. притязаниям шведов был положен конец. Восточным соседом Польши оказалась превосходившая ее в военном отношении российская держава. На юге продолжались военные столкновения с Турцией. Лишь после блестящей победы Яна Собеского под Веной в 1683 г. турецкую экспансию удалось остановить.
Польша оставалась аграрной страной с фольварочно-барщинной системой хозяйствования, при которой крестьянство выступало в качестве поставщика рабочих рук для помещиков, сбывавших, в том числе на внешний рынок, сельскохозяйственную продукцию. Разорительные войны, низкая продуктивность подневольного труда, истощение почвы приводили к неуклонному снижению экспорта, а возможности внутреннего рынка сужались как из-за тяжелого положения крестьян, так и разорения городов. Обедневшее крестьянство усиливало свой протест, приобретавший формы бегства из деревень, отказа идти на барщину и даже бунтов. Наиболее значительным крестьянским выступлением было восстание 1651 г. на Подгалье под предводительством Станислава Костки Наперского. Среди господствующего сословия углублялось размежевание между богатой магнатерией и шляхетской массой. Формировался слой безземельной шляхетской «голытьбы», шедшей служить на магнатский двор или в войско.
Строй шляхетской демократии, наделившей привилегированные сословия уникальными для того времени гражданскими правами, все более обнаруживал свою противоречивость, постепенно переставал гарантировать функционирование институтов власти, соблюдение законности и превращался в магнатскую олигархию. Попытки усилить ограниченную королевскую власть терпели неудачу: так, например, стремление установить при жизни короля выбор его преемника, учредить действующий между сеймами совет и постоянные налоги вызвали при Яне Казимире междоусобную войну. Магнатские партии, располагавшие войсками, голосами шляхты на провинциальных собраниях («сеймиках») и материальными средствами, верховодили в стране, враждуя между собой и пресекая любые реформы. Работа общепольского сейма могла быть в любой момент парализована, так как для принятия решений требовалось единогласие депутатов (правило «либерум вето»). Для достижения политических целей различных партий использовались вооруженные объединения шляхты (конфедерации).
На общественную мысль и культуру (XVII век отмечен яркими достижениями в русле европейского барокко) сильное влияние оказала восторжествовавшая в Польше контрреформация. Среди шляхты укоренилась идеология «сарматизма», основанная на культе «золотой вольности» и представлениях о Польше как «бастионе христианства», стране, находившейся под особым покровительством Бога. Но в первые десятилетия XVIII в. Польша стала отставать от передовых тенденций европейского интеллектуально-культурного развития.
Необходимость преобразований ради спасения государства становилась очевидной. Станислав Конарский, один из пионеров просвещения, предлагал уничтожить «либерум вето», создать постоянный правительственный совет, подумать об улучшении положения крестьян и мещан, содействовать развитию образования и воспитания. Реформы школьного обучения с целью приблизить его к потребностям века проводились во множестве коллегий, принадлежавших монашеским орденам. В политических программах некоторых магнатских группировок все большее место занимали планы превращения Польши в монархию с сильной властью; за серьезные перемены выступала прежде всего партия Чарторыских - представителей знатного княжеского рода. Но влиятельных защитников имела и доктрина «магнатского республиканизма» - сторонников старой Польши. В консервации существовавшего порядка были заинтересованы и соседние с Польшей монархии.