Гражданская война 1861-1865 гг.
Гражданская война между северными и южными штатами явилась неизбежным следствием нарастания противоречий между двумя общественными системами внутри страны. В основе этих противоречий был вопрос о рабстве, всецело определявший экономические и политические интересы плантаторов. «Программой-максимум» наиболее агрессивных кругов Юга было превращение США в единую рабовладельческую державу, но их вполне устраивало и отделение от союза в качестве самостоятельного государства.
Попытки сецессии (отделения) южных штатов имели место задолго до Гражданской войны. В 1832 г. плантаторы Южной Каролины, взяв на вооружение доктрину суверенитета штатов, объявили недействительными федеральные законы на территории штата и заявили о выходе его из состава США. Президент Джексон решительно пресек эту попытку, послав к его побережью военные корабли. В 1850 г. южане вновь пригрозили сецессией, и президент США Закари Тейлор (бывший главнокомандующим в войне с Мексикой) ответил угрозой на угрозу, заявив, что поведет армию на Юг и расправится с «изменниками». Идея единого союзного государства прочно владела умами федерального правительства, не исключая и администрацию Линкольна (он говорил, что «дом, разделенный надвое, не может стоять»).
Правящие круги Севера не желали отделения Юга еще и потому, что это означало бы появление у оставшихся свободными штатов грозного противника в лице новоявленной «иностранной державы». Раскол и война были неизбежны, но не сторонники Линкольна, а рабовладельцы форсировали ее начало. Победа Линкольна на президентских выборах 1860 г. означала утрату политического завоевания рабовладельцами всей полноты власти и явилась сигналом к самовольному отделению Юга от США.
Зимой - весной 1861 г. сформировалась Конфедерация 11 южных штатов. 13 апреля южане развязали военные действия, начав обстрел федерального форта Самтер в бухте Чарлстона (Южная Каролина), малочисленный гарнизон которого капитулировал и спустил американский флаг. Так началась четырехлетняя Гражданская война - самая кровопролитная и разрушительная из всех, которые велись на территории Соединенных Штатов.
Большая часть промышленного потенциала и людских ресурсов страны была сосредоточена на Севере, однако Юг был более сплочен (там установилась диктатура рабовладельцев) и силен в военном отношении. У южан были большинство кадровых офицеров, значительные запасы вооружения, а главное, они понимали, что успех им может принести только быстрая и решительная победа. Южане-плантаторы вели борьбу не на жизнь, а на смерть за свое выживание и прежнее благополучие и прониклись чувством слепой ненависти к «янки» (северянам), которые казались им не соотечественниками, а чужаками, врагами. Это морально-психологическое состояние белой части южного общества прекрасно показано в романе американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». На Севере же имелось немало сторонников соглашения, «умиротворения» Юга, особенно в тех кругах буржуазии, которые вели дела с плантаторами.
Благодушие и медлительность в начале войны дорого обошлись северянам. 1861 год принес им одни поражения, причем уже первая схватка с наступавшими конфедератами в июне того же года чуть не закончилась потерей столицы. Вашингтон стал прифронтовым городом. К концу 1861 г. армия северян, непрерывно пополнявшаяся добровольцами, превысила 650 тыс. человек, однако один численный перевес не мог решить исход войны, что во многом объяснялось просчетами главного командования. Общий план ведения кампании против Юга сводился к его окружению и постепенному сжатию кольца («анаконда-план») , но растянутый на тысячи миль фронт легко было прорвать, что и произошло в 1862 г.
Федеральные войска начали наступление одновременно на западе (в бассейне р. Миссисипи) и на востоке, в Виргинии. На первом направлении удалось развить успех - талантливый генерал Улисс Грант взял ряд городов и продвигался вдоль Миссисипи к югу, а устье реки с портом Новый Орлеан было захвачено северянами с помощью флота, который блокировал Юг с моря. Конфедерация оказалась разрезанной надвое, но эта удача на слабом участке обороны противника была сведена на нет разгромом армии Севера на основном фронте. Она трижды вторгалась в Виргинию, чтобы взять столицу Конфедерации Ричмонд, но каждый раз ее отбрасывали с большими потерями, а контрнаступление южан под умелым командованием Р. Ли с трудом удалось остановить, перебросив для этого часть войск с Запада.
Перелом в ходе войны в пользу свободных штатов был достигнут благодаря началу ее ведения «по-революционному». Помимо ужесточения порядков в тылу, мер по укреплению дисциплины, повышения налогов решающее значение приобрели закон о гомстедах от 20 мая и акт об освобождении рабов от 22 сентября 1862 г. Первый давал право любому гражданину страны, не участвовавшему в мятеже против Соединенных Штатов и уплатившему пошлину в 10 долл., занять гомстед - участок земли в 160 акров (64 га) под ферму на свободных землях. После пяти лет проживания на участке, его обработки и застройки он отдавался бесплатно в собственность. Это и было то радикальное решение аграрного вопроса, которое обещала в 1860 г. Республиканская партия. Хотя прямого военного значения этот закон не имел, он настраивал широкие народные массы, включая иммигрантов, на достижение победы над Югом, без которой нельзя было рассчитывать на свободное заселение Запада.
Второй закон объявлял рабов свободными с 1 января 1863 г. Хотя на территории Конфедерации действовали свои законы, война янки с плантаторами приобретала для рабов ясный и конкретный смысл, им стало понятно, на чьей стороне быть. Несмотря на развязанный рабовладельцами террор, Конфедерация лишилась прочного тыла, а негры стали массами переходить на сторону северян и служить в федеральной армии.
Юг напоминал огромный осажденный лагерь, в котором уже давала себя знать нехватка самого необходимого. Его небольшая промышленность работала для нужд фронта, а блокада на море препятствовала вывозу хлопка в Европу и получению оттуда продуктов и медикаментов. Хотя людские и материальные ресурсы Юга находились на пределе, его военная сила еще не была сломлена.
Весной 1863 г. южане под командованием Ли вновь нанесли федеральной армии сильнейший удар на виргинском участке, под Чанселорвиллем, но это была последняя крупная победа мятежников. Людские ресурсы Севера были огромны, и на место разбитых частей вставали новые. К числу самых боеспособных относились негритянские полки, которых к концу войны насчитывалось 186 (12% личного состава) . Индустрия Севера, в которой завершился промышленный переворот, работала на полную мощность, фермеры расширяли поставки сельскохозяйственной продукции (хлопок приобретали в Англии или заменяли шерстью), продолжалась морская торговля, в свободные штаты приезжали тысячи иммигрантов. Север ни в чем не испытывал недостатка, и никакое военное поражение не могло поставить его на колени.
Армия Ли была остановлена под Геттисбергом (Пенсильвания) и отброшена обратно в Виргинию в июле 1863 г., а войска Гранта взяли опорный пункт конфедератов на р. Миссисипи г. Виксберг. Это ознаменовало поворот в ходе войны. Весной 1864 г. федеральные войска начали с запада наступление в самое сердце Конфедерации - штат Джорджию. Осенью их командующий генерал Уильям Шерман взял крупнейший промышленный центр Юга Атланту, начав знаменитый «марш к морю». Остатки армии конфедератов продолжали сопротивляться, пока в начале апреля 1865 г. войска Гранта не взяли, после кровопролитного штурма, Ричмонд. 9 апреля 28-тысячная армия Ли капитулировала. Сложили оружие войска других генералов Юга - в общей сложности 175 тыс. человек. Так закончилась Гражданская война, унесшая с обеих сторон свыше 600 тыс. жизней.
Унесла она и жизнь Авраама Линкольна. 14 апреля 1865 г., отправившись в театр, он пал от выстрела актера Буса, фанатика-убийцы, ворвавшегося в его ложу. Это была месть рабовладельцев. Смерть Линкольна погрузила Америку в траур. Он снискал уважение и любовь людей самых разных политических взглядов и убеждений. Неизменно следуя общечеловеческим ценностям в политике и в жизни, чуждый тщеславию, бескорыстный и доброжелательный, великий американец стал одним из тех немногих государственных деятелей своего времени, которые производили впечатление даже на революционеров - сторонников классовой борьбы.
Линкольн стремился не к диктатуре в отношении Юга, а к восстановлению США на прежней, равной для всех штатов конституционной основе, с единственным условием - признание отмены рабства. Великодушие к побежденным, восстановление их в политических правах он считал наиболее правильным курсом, способствующим гражданскому миру. Жизнь показала, однако, что решить проблемы послевоенного переустройства (Реконструкции) Юга не так-то просто, и события пошли в ином направлении, чем полагал Линкольн.