Кадисская конституция 1812 г.
Одновременно с войной за независимость в Испании развернулась первая в ее истории революция. Все члены королевской семьи находились во французском плену, а возглавлявшая страну Центральная хунта действовала нерешительно, была не способна добиться победы над врагом и осуществить прогрессивные преобразования. Это вызывало недовольство народа. Представители прогрессивных кругов, стремившиеся заменить абсолютную монархию конституционной, провели в 1810 г. выборы в парламент (кортесы), который выработал конституцию, принятую в марте 1812 г. и получившую название Кадисской, так как кортесы работали в городе Кадисе, на юго-западе Испании (Мадрид в то время находился в руках французов).
Кадисская конституция объявляла носителем верховной власти народ. Она предусматривала разделение властей - законодательной (парламент), исполнительной (король и правительство) и судебной, независимой от других. Законодательная власть принадлежала однопалатным кортесам, избираемым на два года мужчинами старше 25 лет. Правительство формировал король, но оно должно было получить вотум доверия от большинства депутатов. Кортесы должны были заседать не менее трех месяцев в году, король не имел права распускать их до истечения срока полномочий, но все принятые ими законы подлежали утверждению королем. Объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами - все это относилось к прерогативам короля, но только с согласия кортесов. Принятая конституция носила прогрессивный характер и долгие годы служила примером для революционеров многих стран, в том числе и России.
Кроме Конституции, кадисские кортесы издали ряд декретов, ликвидировали инквизицию, церковную десятину, передали королевские земли безземельным крестьянам и героям войны за независимость, отменили работорговлю. Правда, большинство этих декретов оставались на бумаге, так как значительная часть испанской территории находилась еще под контролем французов.
Когда Наполеон напал на Россию, Испания стала ее союзницей. В июля 1812 г. в Великих Луках был подписан договор о дружбе и союзе в войне против Наполеона. Этот союз оказался победоносным: осенью 1813 г. французские войска были разбиты испанцами и их союзниками - англичанами. Испанская земля была очищена от неприятеля. Героическая война за независимость закончилась. В Испанию из французского плена вернулся король Фердинанд VII, которого испанцы считали народным защитником. Однако их ждало глубокое разочарование.
Феодально-абсолютистская реакция.
Фердинанд VII оказался жестоким диктатором. Он ненавидел революционеров и сделал попытку повернуть историю вспять. Он разогнал кадисские кортесы, объявил недействительными Конституцию и все законы, принятые в Испании с 1808 по 1813 гг., провозгласил себя абсолютным монархом, восстановил инквизицию и все монастыри, вернул в страну иезуитов, казнил и бросил в тюрьмы революционеров, создал разветвленную сеть тайных агентов и доносчиков. Установленный им режим вызвал всеобщую ненависть. Была создана либеральная партия (от слога libertad - свобода), к которой примкнули все слои населения - часть буржуазии, интеллигенция, офицеры, студенты, возникли тайные общества для борьбы за восстановление Конституции. Крестьяне, у которых отобрали землю, образовали «армию обиженных» - она расправлялась с помещиками.
Главной антиправительственной силой стала армия, ее возглавляли участники войны за независимость. Не проходило ни одного года без вооруженных выступлений в Мадриде и других городах за восстановление Конституции 1812 г. В это время впервые появились тайные организации, осмелившиеся выступить за замену монархии республикой. Однако вплоть до 1820 г. ни одно подобное выступление успеха не имело, а их руководителей верные королю солдаты и жандармы хватали и подвергали мучительным пыткам и казни.
Вторая революция (1820-1823).
В то время, когда Испания была оккупирована французами, в ее колониях в Южной Америке началось освободительное движение. Народы латиноамериканских стран воспользовались ослаблением метрополии и стали провозглашать себя независимыми государствами. Таким образом, за независимость одновременно вели борьбу и сама Испания, и ее колонии.
Фердинанд VII ни за что не хотел лишиться богатых американских владений и готовил интервенцию против освободительного движения. В 1819 г. близ южных портов Севильи и Кадиса была сосредоточена 30 тысячная армия, которой предстояло погрузиться на корабли и направиться в Америку. Однако в этой армии возник заговор, его участники считали, что нужно бороться не против свободы бывших колоний, а за свободу самой Испании.
1 января 1820 г. подполковник Рафаэль Риего перед строем своих солдат провозгласил задачу восстановить Конституцию 1812 г. Солдату присягнули Конституции и дали клятву вести борьбу до победы. К Риего присоединились другие части, повстанцы объявили себя Национальной армией, которую возглавил полковник Кирога.
Известие о восстании солдат и создании Национальной армии распространилось по всей стране. Один за другим города на севере поднимались на борьбу, гарнизоны и население провозглашали кадисскую Конституцию и прославляли Кирогу и Риего. 7 марта 1820 г. народ Мадрида включился в борьбу. И здесь воинские части поддержали восставших. Королю не оставалось ничего иного, как подписать декрет о восстановлении Конституции. Ликующая толпа освободила томившихся в здании инквизиционного трибунала заключенных и заставила Фердинанда VII подписать ряд прогрессивных декретов.
В Испании развернулась острая политическая борьба. В кортесах образовались три партии: сервили («раболепные») модерадос («умеренные») и эксальтадос («пылкие»). Наиболее многочисленной оказалась партия «умеренных», которая и составила правительство страны. Стремясь ослабить партию эксальтадос, правительство распустило Национальную армию, которая была главным оплотом «пылких». Результаты революции не улучшили положения крестьян и ремесленников, составлявших большинство населения. Поэтому возникали организации, выражавшие интересы городской бедноты. Крестьяне же восставали и захватывали помещичьи земли. На очередных выборах кортесов победу одержали эксальтадос, а председателем кортесов был избран Риего, который заявил: «Чтобы довести до конца начатые реформы, необходимо твердой рукой ломать все препятствия».
В июле 1822 г. по приказу короля была совершена неудачная попытка захватить власть в Мадриде с целью восстановить абсолютизм. После провала июльского мятежа Фердинанду VII стало ясно, что без вмешательства извне революцию подавить не удастся.
Правители европейских держав тоже были заинтересованы в подавлении испанской революции, вызывавшей сочувствие народов их стран. Вот почему в конце 1822 г. на конгрессе Священного союза было принято решение поручить французскому правительству военной силой задушить революцию в Испании.
Правительства стран Священного союза предъявили Испании оскорбительный ультиматум: изменить политическую систему и вернуть королю власть во всей ее полноте. Правительство Испании отвергло это грубое вмешательство во внутренние дела страны. В ответ в апреле 1823 г. стотысячная французская армия вторглась на испанскую территорию.
По требованию французской стороны 1 октября король и его семья были переданы французскому командованию. Перед отъездом король подписал обязательство не восстанавливать абсолютизм и не преследовать участников революции. Однако, оказавшись по ту сторону фронта, лживый и вероломный король издал манифест, отменявший все законы и декреты, изданные за 3,5 года революции.
Риего пытался во главе одной из армий продолжать борьбу, но его войска были разбиты, а сам он выдан предателем; его судили и приговорили к смертной казни через повешение с последующим четвертованием. Риего мужественно встретил смерть. «Я умираю с радостью,- сказал он,- так как знаю, что кровь патриотов создает благоприятную почву для новых героических подвигов».
Черное десятилетие.
После поражения второй революции положение Испании осложнилось. Она потеряла почти все свои колонии в Америке, ставшие независимыми государствами. Промышленность по-прежнему была отсталой, и только с 30-х годов стали создаваться машиностроительные, металлургические и текстильные предприятия.
Фердинанд восстановил абсолютистский режим и сурово расправился с деятелями революции. Однако брат короля, дон Карлос, считал, что Фердинанд недостаточно решителен, не простил ему вынужденных, хотя и временных уступок, кадисской Конституции и создал партию карлистов, в которую входили многие священники и монахи, реакционные помещики и офицеры. Эта партия стремилась отстранить Фердинанда от власти и возвести на престол дона Карлоса. Они надеялись на скорую смерть болезненного Фердинанда, а так как у него не было детей, то престол займет дон Карлос Старший. Однако в 1830 г. четвертая жена Фердинанда VII родила дочь Изабеллу. В Испании существовал закон о престолонаследии, согласно которому королевская власть передавалась только наследникам мужского пола. Стремясь лишить дона Карлоса права на престол, Фердинанд отменил этот закон и провозгласил наследницей Изабеллу. В ответ карлисты заявили, что они не признают прав Изабеллы.
В 1833 г. Фердинанд VII умер и регентшей при трехлетней Изабелле стала ее мать Мария Кристина. Карлисты решили захватить престол силой. Началась война, которая вошла в историю Испании названием первой карлистской войны и продолжалась семь лет. На стороне дона Карлоса воевали крайние реакционеры, сторонники сохранения феодальных отношений, господства католической церкви и ничем не ограниченной власти короля. Мария Кристина опиралась на либеральную буржуазию, армию и жителей городов. Обе воюющие стороны пользовались и поддержкой извне: на стороне карлистов выступали Австрия, Пруссия и Россия; Марию Кристину поддерживали Англия, Франция и Португалия.
Третья революция (1834-1843).
Во время карлистской войны в Испании усилились антицерковные настроения, вызванные ведущей ролью реакционной части католического духовенства и монахов в лагере карлистов. Толпы людей громили и поджигали монастыри, убивали монахов. Наряду с этим и среди сторонников Изабеллы, которых называли «изабелинос», тоже росло недовольство народа недемократической политикой Марии Кристины. Вновь приобрело широкое распространение требование восстановить Конституцию 1812 г. и провести глубокие социальные преобразования. Марии Кристине пришлось пойти на уступки и поручить в 1835 г. формирование правительства бывшему сподвижнику Риего Хуану Мендисабалю. Он . провел целый ряд прогрессивных реформ: создал органы местного самоуправления в провинциях и городах, укрепил армию для борьбы с карлистами, ликвидировал все мужские монастыри, считая, что мужчины обязаны заниматься общественно полезным трудом. Самым важным мероприятием правительства была конфискация монастырских земель и распродажа их с аукциона. Монастыри владели обширными землями, значительная их часть не обрабатывалась или обрабатывалась плохо. Теперь же эти земли попали в частные руки, что способствовало подъему сельского хозяйства страны, ослабило экономическое могущество церкви и привело к образованию новой прослойки - сельской буржуазии, которая вела капиталистическое хозяйство и оказывала активную поддержку антикарлистским силам, понимая, что в случае своей победы карлисты вернут земли монастырям.
Мария Кристина с тревогой следила за действиями Мендисабаля, считая их чересчур революционными. Но как только она уволила его, гарнизон правительственной летней резиденции восстал и заставил регентшу провозгласить Конституцию 1812 г. Вскоре, однако, эта Конституция была заменена менее прогрессивной.
Война с карлистами протекала с переменным успехом: на севере успех имели карлисты, а на юго-востоке победы одерживали изабелинос. Осенью 1837 г. карлистам удалось прорваться к окраинам Мадрида, но в последний момент правительственным войскам, которые возглавлял способный полководец генерал Эспартеро, удалось нанести противнику тяжелые потери и отбросить его от столицы.
Первая карлистская война затянулась, ни одной из воюющих сторон не удалось добиться решающей победы. Она закончилась компромиссом: в 1839 г. близ города Вергара командовавшие обеими армиями генералы Эспартеро и Марото обнялись перед строем своих войск и заключили мир. Карлисты согласились прекратить сопротивление, а правительство объявило амнистию всем карлистам и обещало сохранить старинные вольности (фуэрос) главных оплотов карл истов - северных провинций басков и Наварры. Хотя мирный договор был подписан, борьба между сторонниками двух ветвей династии Бурбонов - старшей (изабелинос) и младшей (карлисты) - продолжалась и привела к новым карлистским войнам.
После окончания первой карлистской войны Мария Кристина призвала к власти модерадос («умеренных»), чья политика вызывала всеобщие протесты. Регентша приказала генералу Эспартеро военной силой подавить народное движение, но получила отказ. Популярность Эспартеро возросла и по требованию тех сил, которые обеспечили Марии Кристине победу в первой карлистской войне, она назначила прогрессиста (так называли теперь себя бывшие «пылкие» или (эксальтадос) Эспартеро главой правительства. Но вся страна требовала немедленного отречения регентши, и ей в 1840 г. пришлось покинуть Испанию. Регентом стал Эспартеро.
Однако хороший полководец, Бальдомеро Эспартеро оказался плохим политиком: он перессорился с большинством собственной Партии прогрессистов (в нее входили либералы, демократически настроенные офицеры и др.) и проводил непоследовательную политику. Когда население наиболее развитой промышленной провинции, Каталонии, потребовало автономии, регент ответил решительным отказом. В 1842 г. жители столицы Каталонии Барселоны восстали, требуя автономии и отказа Эспартеро от подписанного им торгового договора с Англией, открывавшего рынок Испании для английских товаров, успешно конкурировавших с каталонскими. В ответ Эспартеро возглавил карательную экспедицию и подверг каталонскую столицу жестокому артиллерийскому обстрелу. Поступок регента привел к тому, что силы, ранее оказывавшие ему поддержку, отвернулись от него. Это позволило ненавидевшим регента реакционерам организовать в июле 1843 г. военный переворот, возглавленный генералом Нарваэсом. Эспартеро, всеми покинутый, был вынужден бежать в Англию. Многолетняя третья революция закончилась. Испанией продолжал править блок помещиков и крупной буржуазии, в котором первую скрипку играли феодальные элементы, что создавало почву для новых революционных выступлений.
Нарваэс установил режим военной диктатуры. Его девизом было «применять палку и бить крепко». Для борьбы с революционным движением он создал особый жандармский корпус - так называемую гражданскую гвардию, сыгравшую мрачную роль в последующей истории Испании.