Эпоха «Национального возрождения» славянских народов Австрийской империи.
Угнетенные народы империи все настойчивее добивались буржуазных свобод и национального равноправия. В конце XVIII - первой половине XIX в., в особенности в 30-40-е годы, переход к капиталистическим отношениям, разрушавшим локальную обособленность, ускорил консолидацию отдельных народностей в современные нации, чему особенно способствовало повышение уровня образованности. В истории югославян, чехов, румын, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха так называемого Национального возрождения. Начался подъем национальных движений, по сути, носивших антифеодальный характер. Выросшее на национальной почве Возрождение испытало на себе влияние европейского Просвещения, «просвещенного абсолютизма» и австрийской его разновидности - йозефинизма.
На первом этапе Национального возрождения (последние десятилетия XVIII в.-20-е годы XIX в.) и чехи, и словаки пробуждались к национальной жизни, развивался и распространялся национальный литературный язык, начинался расцвет национальной литературы, театра и т. д., т. е. национальной культуры. Большая заслуга в этом принадлежала целой плеяде просветителей - «будителям» Йозефу Добровскому (1753-1829), автору трудов по истории языка и культуры чехов и других славян; Йозефу Юнгману (1773-1847), ученому-философу, автору чешско-немецкого словаря, учебника чешской литературы.
Важное место в деятельности «будителей» играла пропаганда идеи общеславянской солидарности. Они искренне верили в силу и могущество славянства, питали надежды на помощь России в борьбе со своими угнетателями. Крупнейший деятель словацкой культуры Ян Коллар (1793-1852), писавший на чешском языке (поскольку литературного словацкого тогда еще не было), в знаменитой своей поэме «Дочь Славы» (1824) воспевал славное прошлое славян и их героев - Гуса, Жижку, Костюшко, Минина и Пожарского. Он отстаивал идею единого «славянского народа», рассматривал словаков как часть «чехословацкого племени», отказывая им в праве на самостоятельное национально-культурное развитие, как и другим малым славянским народам. Коллар не понимал, что в век капитализма из народностей формируются современные нации, он не видел, что на этот путь вступили уже и его соплеменники - словаки. Между тем в 40-е годы произошли некоторые сдвиги в деле создания самостоятельного литературного языка словаков, наметилось сотрудничество между католиками и протестантами. Национальное движение стало обретать политические черты.
В лице Людовита Штура (1815-1856) выдвинулся способный национальный лидер, вместе со своими единомышленниками он начал движение за создание словацкого литературного языка. На народном среднесловацком языке Штур и его сподвижники стали печатать книги, а с 1845 г. выпускали «Словацкую национальную газету», в которой впервые была сформулирована национальная программа нарождавшейся словацкой буржуазии. На национальное движение словаков, как и других угнетенных народов Австрийской империи, огромное воздействие оказали успехи борьбы мадьяр против навязывания им немецкого языка, в особенности в замене средневековой латыни венгерским в качестве официального языка королевства. Однако при этом мадьяры не учитывали законные интересы других народов, озабоченных судьбами родного языка. Намечавшаяся угроза мадьяризации подстегивала национальные устремления, расширяла и сплачивала национальное движение славян и влахов, но, с другой стороны, вела к противопоставлению этих движений мадьярскому. В конечном счете это помешало созданию единого фронта борьбы против главного врага всех народов Австрийской империи - габсбургского феодального абсолютизма.
Сходная в целом ситуация в канун революции 1848-1849 гг. сложилась и в чешских землях, где чехи достигли больших успехов в развитии национальной культуры, углублении и укреплении национального самосознания, в консолидации национальной торгово-промышленной буржуазии, бросавшей вызов буржуазии немецкой. Однако в Чехии и Моравии проживало значительное немецкое население, национальные интересы которого пришли в столкновение с чешскими в сфере экономики, языка и культуры, что помешало сплочению либерально-демократических сил обоих народов в борьбе против феодально-абсолютистского режима.