Политика «просвещенного абсолютизма».

Мария Те­ре­зия и ее сын Иосиф II, ее соп­ра­ви­тель и рим­с­кий им­пе­ра­тор с 1765 г., мог­ли це­ли­ком пос­вя­тить се­бя ре­фор­мам, смыс­лом и целью ко­то­рых яв­ля­лось соз­да­ние го­су­дар­с­т­ва «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма». Ре­фор­мы про­во­ди­лись в ос­нов­ном в ав­с­т­ро-чеш­с­ких нас­лед­с­т­вен­ных зем­лях. Они тре­бо­ва­ли мно­го де­нег, а каз­на бы­ла веч­но пус­та. Ре­ши­тель­ной пе­рес­т­рой­ке под­вер­г­лись преж­де все­го во­ен­ная и ад­ми­нис­т­ра­тив­но-фи­нан­со­вая сфе­ры. Вер­бов­ка ус­ту­пи­ла мес­то цен­т­ра­ли­зо­ван­но­му на­бо­ру рек­ру­тов на по­жиз­нен­ную служ­бу; бы­ла ос­но­ва­на вен­с­кая во­ен­ная ака­де­мия. Сос­лов­ные уч­реж­де­ния бы­ли за­ме­не­ны ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти, на­ло­го­вое де­ло так­же пе­ре­да­но в ру­ки го­су­дар­с­т­ва.

Мария Те­ре­зия вве­ла цен­т­ра­ли­зо­ван­ную сис­те­му уче­та и кон­т­ро­ля: она про­ве­ла пер­вую в ис­то­рии стра­ны пе­ре­пись на­се­ле­ния и зе­мель­ных вла­де­ний­; от­ме­ни­ла на­ло­го­вые при­ви­ле­гии дво­рян и ду­хо­вен­с­т­ва. Ря­дом ука­зов бы­ло нес­коль­ко об­лег­че­но по­ло­же­ние кре­пос­т­но­го крес­ть­ян­с­т­ва, умень­ше­на бар­щи­на до трех дней в не­де­лю вмес­то пя­ти - шес­ти; бы­ла ог­ра­ни­че­на су­деб­ная власть по­ме­щи­ка над кре­пос­т­ны­ми. В 1776 г. им­пе­рат­ри­ца зап­ре­ти­ла сред­не­ве­ко­вые пыт­ки и ог­ра­ни­чи­ла при­ме­не­ние смер­т­ной каз­ни в ка­чес­т­ве ме­ры на­ка­за­ния, упо­ря­до­чи­ла уго­лов­ное пра­во.

Огромное прог­рес­сив­ное зна­че­ние име­ла школь­ная ре­фор­ма, за­ло­жив­шая фун­да­мент на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния и строй­ной про­ду­ман­ной сис­те­мы школ раз­лич­ных сту­пе­ней­: от де­ре­вен­с­кой «три­ви­аль­ной­», где де­тей учи­ли чте­нию, пись­му и сче­ту, до го­род­с­ких и «нор­маль­ных» школ для под­го­тов­ки сель­с­ких учи­те­лей и уни­вер­си­те­тов, в ко­то­рых свет­с­кое об­ра­зо­ва­ние и ес­тес­т­вен­но-на­уч­ные дис­цип­ли­ны по­лу­чи­ли пред­поч­те­ние пе­ред те­оло­ги­чес­ки­ми. Еще бо­лее ра­ди­каль­ны­ми, но за­час­тую неп­ро­ду­ман­ны­ми и нас­пех под­го­тов­лен­ны­ми ста­ли ре­фор­мы при Иоси­фе II (1780-1790). Бы­ли ос­во­бож­де­ны крес­ть­яне ав­с­т­ро-чеш­с­ких про­вин­ций­, а так­же Га­ли­ции, зах­ва­чен­ной в 1772 г. по пер­во­му раз­де­лу Поль­ши, и Бу­ко­ви­ны, от­тор­г­ну­той у Ос­ман­с­кой им­пе­рии в 1775 г. Иосиф II от­ме­нил кре­пос­т­ное пра­во; ос­во­бо­див крес­ть­ян от лич­ной за­ви­си­мос­ти, но сох­ра­нив их по­вин­нос­ти.

Важное зна­че­ние для куль­тур­но­го и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия зна­чи­тель­ной час­ти мно­го­на­ци­ональ­ной им­пе­рии име­ло про­воз­г­ла­ше­ние де­мок­ра­ти­чес­ко­го прин­ци­па ве­ро­тер­пи­мос­ти. «Па­тент о то­ле­ран­т­нос­ти» (ве­ро­тер­пи­мос­ти) от­ме­нил дис­к­ри­ми­на­цию гре­ко-вос­точ­ной (пра­вос­лав­ной­) и про­тес­тан­т­с­кой цер­к­вей­, поз­во­лил про­тес­тан­там сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию, за­ни­мать об­щес­т­вен­ные и го­су­дар­с­т­вен­ные дол­ж­нос­ти, воз­во­дить шко­лы и хра­мы. Рим­с­ко-ка­то­ли­чес­кая цер­ковь ли­ши­лась мно­гих сво­их прав и при­ви­ле­гий­, в том чис­ле пра­ва про­воз­г­ла­шать пап­с­кие бул­лы без сан­к­ции го­су­да­ря. Иосиф рас­пус­тил ре­ли­ги­оз­ные ор­де­на и мо­нас­ты­ри, не за­ни­мав­ши­еся «по­лез­ной де­ятель­нос­тью» - ле­че­ни­ем боль­ных, обу­че­ни­ем де­тей и т. д. Да­же лич­ное вме­ша­тель­с­т­во «свя­тей­ше­го от­ца», при­быв­ше­го в Ве­ну сми­рен­но про­сить Иоси­фа от­ме­нить цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ные ре­фор­мы или смяг­чить их ан­ти­ва­ти­кан­с­кую нап­рав­лен­ность, не име­ло ус­пе­ха.

Одержимый иде­ей соз­да­ния об­раз­цо­вой мо­де­ли «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», Иосиф II шел нап­ро­лом, не счи­та­ясь с ин­те­ре­са­ми не толь­ко от­дель­ных лиц, но и сос­ло­вий и да­же це­лых на­ро­дов. Он ис­к­рен­не счи­тал, что дей­ст­ву­ет во имя и на бла­го на­ро­да. Но столь же ис­к­рен­не он по­ла­гал, что мо­жет при этом впол­не обой­тись без на­ро­да - по прин­ци­пу «все для на­ро­да, но без его учас­тия». Же­лая до­бить­ся мак­си­маль­но­го еди­но­об­ра­зия и стро­гой цен­т­ра­ли­за­ции в уп­рав­ле­нии лос­кут­ной им­пе­ри­ей­, Иосиф воз­вел не­мец­кий язык в ранг един­с­т­вен­но­го офи­ци­аль­но­го (язы­ка де­лоп­ро­из­вод­с­т­ва), низ­ве­дя тем са­мым все ос­таль­ные язы­ки на­ро­дов им­пе­рии в раз­ряд вто­рос­те­пен­ных. Это выз­ва­ло воз­му­ще­ние уг­не­тен­ных на­ро­дов и по­ро­ди­ло мощ­ное дви­же­ние за раз­ви­тие на­ци­ональ­ной ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры. У не­ко­то­рых сла­вян­с­ких на­ро­дов это дви­же­ние вош­ло в ис­то­рию как дви­же­ние за «на­ци­ональ­ное воз­рож­де­ние». Дес­по­ти­чес­кие ме­то­ды уп­рав­ле­ния вы­зы­ва­ли ос­т­рое не­до­воль­с­т­во в Бель­гии и Вен­г­рии, к кон­цу 80-х го­дов XVI­II в. они ока­за­лись на гра­ни от­к­ры­то­го воз­му­ще­ния.

Политика «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», про­во­ди­мая Иоси­фом Габ­с­бур­гом, не мог­ла ре­шить не­раз­ре­ши­мую за­да­чу - спас­ти фе­ода­лизм, прис­по­со­бив ста­рые, уже от­жив­шие свой век сос­лов­но-фе­одаль­ные эко­но­ми­чес­кие, со­ци­аль­ные и по­ли­ти­чес­кие струк­ту­ры к пот­реб­нос­тям но­вой бур­жу­аз­ной эпо­хи. Об этом сви­де­тель­с­т­во­ва­ло круп­ней­шее ан­ти­фе­одаль­ное вос­ста­ние кре­пос­т­ных крес­ть­ян в Тран­силь­ва­нии (1784), в ко­то­ром учас­т­во­ва­ли око­ло 20-30 тыс. ва­ла­хов и мадь­яр.

Контрреформация в Чехии.

Тяжелые ис­пы­та­ния вы­па­ли на до­лю двух сла­вян­с­ких на­ро­дов им­пе­рии - че­хов и сло­ва­ков. В хо­де Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны (1618-1648) че­хи окон­ча­тель­но (1620) ли­ши­лись сво­ей са­мос­то­ятель­нос­ти, на­дол­го по­те­ряв пер­с­пек­ти­ву на воз­рож­де­ние не­за­ви­си­мос­ти. При­со­еди­нив чеш­с­кие зем­ли к сво­им нас­лед­с­т­вен­ным вла­де­ни­ям, Габ­с­бур­ги не пош­ли на лик­ви­да­цию Чеш­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва, так как но­си­те­ли чеш­с­кой ко­ро­ны яв­ля­лись кур­фюр­с­та­ми Гер­ман­с­кой им­пе­рии, а Габ­с­бур­ги как ав­с­т­рий­ские эр­ц­гер­цо­ги не име­ли пра­ва го­ло­са при вы­бо­рах ко­ро­лей и им­пе­ра­то­ров Свя­щен­ной Рим­с­кой им­пе­рии гер­ман­с­кой на­ции. Они мог­ли учас­т­во­вать в этих вы­бо­рах лишь в ка­чес­т­ве ко­ро­лей Че­хии. Сос­ре­до­то­чив уп­рав­ле­ние чеш­с­ки­ми зем­ля­ми в на­ча­ле XVII в. в вен­с­ких прид­вор­ных кан­це­ля­ри­ях, Габ­с­бур­ги од­нов­ре­мен­но сох­ра­ни­ли сос­лов­ные лан­д­та­ги (сей­мы) Че­хии и Мо­ра­вии, прав­да, с силь­но уре­зан­ны­ми пра­ва­ми. Каж­дое их ре­ше­ние под­ле­жа­ло одоб­ре­нию вен­с­кой кан­це­ля­рии. Сей­мам бы­ло ве­ли­ко­душ­но пре­дос­тав­ле­но пра­во одоб­рять за­ко­ноп­ро­ек­ты о раз­ме­ре и фор­мах вып­ла­ты на­ло­гов, вно­си­мые пра­ви­тель­с­т­вом в Ве­не, и ре­шать не­ко­то­рые воп­ро­сы мес­т­но­го зна­че­ния.

Феодалы Че­хии, Мо­ра­вии, Си­ле­зии сох­ра­ни­ли свои сос­лов­ные при­ви­ле­гии. В ре­зуль­та­те ре­ли­ги­оз­ных войн и про­дол­жав­ших­ся прес­ле­до­ва­ний про­тес­тан­тов силь­но из­ме­нил­ся эт­ни­чес­кий сос­тав дво­рян­с­т­ва Чеш­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва: пре­об­ла­да­ющим в нем стал не­мец­кий эле­мент. Пос­лед­с­т­вия ев­ро­пей­ских ре­ли­ги­оз­ных войн ока­за­лись для чеш­с­ких зе­мель не ме­нее гу­би­тель­ны­ми и опус­то­ши­тель­ны­ми, чем ре­зуль­та­ты ос­ман­с­ко­го на­шес­т­вия для зе­мель вен­гер­с­ких. Поч­ти на чет­верть сок­ра­ти­лось на­се­ле­ние ко­ро­лев­с­т­ва Св. Вац­ла­ва, нас­чи­ты­вав­ше­го в на­ча­ле XVII в. 3,3 млн. жи­те­лей. Бо­лее од­ной ты­ся­чи де­ре­вень, 102 го­ро­да и 278 зам­ков бы­ло ра­зо­ре­но. Ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­чес­кие го­не­ния, про­во­див­ши­еся в рам­ках кон­т­р­ре­фор­ма­ции, про­дол­жа­лись с не­ос­ла­бе­ва­ющей си­лой в пер­вые де­ся­ти­ле­тия и да­же в се­ре­ди­не XVI­II в., ког­да Ав­с­т­рия всту­пи­ла в эпо­ху «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма».

Осуществляя кон­т­р­ре­фор­ма­цию, Габ­с­бур­ги от­п­рав­ля­ли на веч­ное по­се­ле­ние в от­да­лен­ные угол­ки им­пе­рии че­хов и нем­цев про­тес­тан­т­с­кой ве­ры, ог­ню и ра­зо­ре­нию пре­да­ва­лись биб­ли­оте­ки, не­мец­кие и чеш­с­кие кни­ги ан­ти­ка­то­ли­чес­ко­го, ан­ти­фе­одаль­но­го, ан­ти­габ­с­бур­г­с­ко­го со­дер­жа­ния. Не слу­чай­но XVII век в чеш­с­ком на­ци­ональ­ном соз­на­нии вос­п­ри­ни­ма­ет­ся как «эпо­ха тьмы». Нав­сег­да вы­нуж­ден был рас­п­ро­щать­ся с ро­ди­ной вы­да­ющий­ся мыс­ли­тель, пе­да­гог и фи­ло­соф Ян Амос Ко­мен­с­кий (1592-1670). С осе­ни 1650 г. в те­че­ние пя­ти лет он ра­бо­тал в кол­ле­ги­уме (выс­шей шко­ле) в вен­гер­с­ком го­ро­де Ша­рош­па­так, вне­ся важ­ный вклад в под­го­тов­ку кад­ров и раз­ви­тие прос­ве­ще­ния в Вен­г­рии.

Наши рекомендации