Понятие международной системы, международных отношений и международного права.
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
Международная система представляет собой целостную совокупность, включающую:
а) суверенные гос.; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования - субъекты международного права (подробнее см. гл. V);
б) отношения между субъектами международного права - международные отношения;
в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, - международное публичное право (далее - международное право).
Составными частями, или компонентами, международной системы являются субъекты международного права, международные отношения между субъектами международного права и само международное право.
Международные отношения - это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, юрисдикции и компетенции отдельных суверенных гос.. Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех гос.; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций, а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государстве-ти.
Междунар. отнош. могут осущ. на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер.
Международное право-это совокупность юридический норм и принципов, создаваемых субъектами МП, в результате договорной или обычной практики, которые регулируют международные отношения, обеспечивающиеся принуждением, характер и пределы которого определяются самими субъектами МП.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МПП, ВНУТРИГОС-НОГО ПРАВА И МЧП
Межд. и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осущ. взаимное влияние друг на друга.
Существуют различные теории относительно соотношения межд. и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении межд. и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения межд. и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -внутригосударственное право или межд., - различают примат внутреннего права государства или межд.
Механизмы воздействия.
Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригос. сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего.
Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.
Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригос. права.
Влияние МП на формирование и развитие внутригосударственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:
прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая- полное заимствование тех или иных норм МП, косвенная-ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ МПП. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность – юр. способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Первичные субъекты МП.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за нац. самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.
Производные субъекты МП.
1.Межд. организации. Существует два вида:
а)межд. межправительственные организации - основаны на межправитель-х соглашениях. Носят всемирный характер (ООН), или региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (Евросоюз);
б)межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негос. организациями и лицами.
2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос обих межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичнаяправосубъектность чрезвычайно ограничена.
ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ МПП
Существуют различные способы образования новых государств - субъектов МП:
-в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
-слияние двух или нескольких гос. в одно государство;
-распад одного гос. на два или несколько государств;
-отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства;
-решением межд. организации.
Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.
Как субъект МП государство обладает следующими правами:
• право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией;
• равноправие с другими государствами;
• право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
К основным обязанностям государства относятся:
• воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
• воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
• уважать права человека;
• устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;
• решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;
• воздерживаться от угрозы силой или ее применения;
• воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения.
Гос.подобные образования - самостоятельное территориально-политическое нейтрализованное и демилитаризованное образование, правовой режим которого устанавливается международными договорами и гарантируется гос. или междунар. организациями. Особый вид субъектов МП, обладающих некоторыми признаками государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле.
В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.
Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.
Формы признания.
Признание де-факто (defacto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.
Признание де-юре (dejure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.
Признание «adhoc» - призвание государства для данного конкретного случая.
Виды признания:
традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.
Предварительные виды признания применяются в ожидании дапьнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.
НАСЕЛЕНИЕ В МПП. МЕЖД.-ПРАВ. ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА.
Население – совокупность физ.лиц, т.е индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства и подчиненных его юрисдикции. Категории:
1)граждане данного государства
2)лица без гражданства (апатриды)
3)иностранные граждане
Гражданство – устойчивая политико-правовая связь индивида с государством, предполагается наличие и у государства, и у гражданина прав и обязанностей.
Связь между государством и гражданином устойчива во времени и пространстве.
Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка закрепляют право на гражданство.
Национальное законодательство государств и МП исходят из 2 возможных способов приобретения гражданства:
1)рождение – существуют 2 принципа:
А)принцип права почвы
Б)принцип права крови
2)натурализация – по желанию лица. Условия в РБ:
А)7 лет проживания
Б)владеть одним из государственных языков
В)иметь легальный источник доходов
Г)соблюдение законов
Самым распространенным видом натурализации является предоставление гражданства по просьбе лица. Существует право оптации (выбора).
3)пожалование гражданства за какие-либо заслуги перед определенным государством
4)реинтеграция – восстановление в гражданстве лица, утратившего его по каким-либо причинам
Утрата гражданства возможна по инициативе лица путем возбуждения перед соответствующим органом своего государства вопроса о выходе из гражданства.
Лица без гражданства обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства, на территории которого находятся апатриды. Как правило это гражданские и политические права, они лишены возможности обратиться за дипломатической защитой.
В РБ закон О гражданстве регулирует вопросы гражданства.
ОБЩАЯ ХАРАКТ. И ВИДЫ МЕЖДУНАР. СУД. УЧРЕЖДЕНИЙ
К настоящему времени сложились и функционируют следующие судебные учреждения:
Междунар. Суд ООН, Междунар. третейский суд*, Междунар. трибунал по морскому праву, Европейский Суд (ЕС), Экономический суд СНГ, Европейский Суд по правам человека (Совет Европы),Межамериканский Суд по правам человека, Междунар. трибунал по бывшей Югославии, Междунар. трибунал по Руанде.
Названные учреждении можно классифицировать по трем основаниям:
1. По субъектно-пространственной сфере — универсальные, охватывающие международное сообщество в целом (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и региональные (Европейский Суд, Эконом.суд СНГ).
2. По предметному содержанию — общей юрисдикции (Междунар.Суд ООН, Европейский Суд) и специальной юрисдикции (Международный трибунал по морскому праву, Европейский Суд по правам человека).
3. По субъектно-юрисдикционным ориентирам — для разрешения межгос-х споров (Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ), для рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений лиц (Европейский Суд по правам человека), для уголовного преследования лиц, совершивших международные преступления (Международный трибунал по бывшей Югославии).
Правовой основой организации и дея-тимеждунар. судебных учреждений являются, как правило, договорные акты в форме конвенций или уставов.
К процедуре судебного разбирательства — в зависимости от компетенции и статуса судебного учреждения —- могут обращаться государства, международные межправительственные организации, юридические лица, международные неправительственные организации, индивиды, группы лиц.
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
Международная система представляет собой целостную совокупность, включающую:
а) суверенные гос.; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования - субъекты международного права (подробнее см. гл. V);
б) отношения между субъектами международного права - международные отношения;
в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, - международное публичное право (далее - международное право).
Составными частями, или компонентами, международной системы являются субъекты международного права, международные отношения между субъектами международного права и само международное право.
Международные отношения - это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, юрисдикции и компетенции отдельных суверенных гос.. Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех гос.; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций, а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государстве-ти.
Междунар. отнош. могут осущ. на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер.
Международное право-это совокупность юридический норм и принципов, создаваемых субъектами МП, в результате договорной или обычной практики, которые регулируют международные отношения, обеспечивающиеся принуждением, характер и пределы которого определяются самими субъектами МП.