Молодежные движения России 90 – 2000 – х годов
Молодежные движения в период перестройки
В конце 80 – х – начале 90 – х годов внимание государства к молодежной политике резко снизилось.
Потеря КПСС руководящей роли, возникновение общественных и политических объединений привело к размыванию идеологии.
Политические силы, боровшиеся за власть, критиковали прошлое и настоящее страны, при этом ничего не предлагая взамен.
В этой ситуации официальные детские и молодежные организации пионерия и комсомол потеряли остатки своего влияния. В 1991 году с распадом СССР самоликвидировались.
В этот период времени возникают многочисленные локальные детские и молодежные объединения, предлагавшие молодому поколению определенную сферу деятельности. Но лишенные финансовой поддержки со стороны государства, не имеющие достаточной материальной базы эти объединения, базировались в учебных заведениях или в домах детского творчества.
Несмотря на сохраняющийся принцип бесплатности участия детей в кружках и организациях, все меньший процент детей были вовлечены в их работу. Это объяснялось тем, что у организаторов этих объединений оставалось все меньше возможностей, чтоб придать этой работе активный характер.
С переходом к рыночным реформам, ситуация в молодежном движении еще более ухудшилось. Жизненный уровень населения резко снизился.
Различные виды воспитательной работы стали платными, поэтому процент детей и подростков, участвующих в организациях еще более снизился.
Потребность в самоорганизации, в заполнении досуга сохранилась, стали широко распространяться различные неформальные группировки. Наиболее быстро росло число антисоциальных группировок, вовлеченных в преступную деятельность.
Молодежные организации в начале 2000 – х годов
В начале 2000 – х годов, в связи с изменением экономической ситуации, выхода страны из экономического кризиса, стремлением властей преодолеть дезорганизацию общества, усилением вертикали власти изменилось отношение к молодежной политике. Власть осознала, что от того, как будет воспитана молодежь, зависит будущее страны, поэтому была поставлена двоякая задача:
- уделять больше внимания гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи;
- помочь молодому поколению решить его социальные проблемы.
Создается целый ряд целевых программ, часть из которых была нацелена на решение молодежных проблем.
Программы были федерального, регионального и местного характера.
С целью воспитания молодежи власть активизировала внимание на поддержку молодежных объединений, которые имеют возможность быть включенными в федеральный реестр.
Федеральный реестр создан в 1995 году по закону о государственной поддержке молодежных объединений.
Условия включения в реестр:
- организация должна быть юридическим лицом;
- организация должна существовать не менее года;
- в организации должно состоять не менее 3000 человек или её программы должны охватывать не менее 3000 человек;
- не имеет права быть включенными в реестр религиозные и политические молодежные объединения.
В настоящее время существует большое число разноплановых молодежных организаций: на местном, региональном и федеральном уровне.
На всероссийском уровне существует большое число молодежных организацией, созданных по принципу общности интересов, политической направленности, профессиональной деятельности, общности занятий.
Молодежный парламентаризм
МП является одной из форм молодежного самоуправления. Молодежное самоуправление также включает: участие в молодежных организациях, участие в различных формах деятельности учащейся и студенческой молодежи, организация и участие в различных «переговорных» площадках с властью (дискуссии, ток – шоу, конференции и. т. д.)
Принципы, составляющие основу молодежного самоуправления:
- принцип участия молодежи в процессах, происходящих в обществе;
- принцип самоопределения каждого молодого человека в коллективе;
- принцип неформального лидерства;
- принцип сотрудничества с органами государственной власти, администрацией учебных заведений и бизнес – структурами.
Молодежное самоуправление – многогранное социальное явление.
Молодежный парламент – организационная форма молодежного самоуправления, которая основана на опыте работы государства с молодежью, является выражением представительства прав и интересов молодых граждан в обществе, и способствуют учету мнения молодежи по основным проблемам общественного развития.
В России МП активно развиваются с середины 90 – х годов 20 века и это движение постоянно растет.
Идея МП возникла в Европе, где первоначально при основных политических партиях существовали партийные клубы, предназначенные для молодежи.
МП не превращаются в массовые организации. В разных регионах существуют различные нормы представительства молодежи в этих парламентах. МП служат школой воспитания молодых политиков. МП является дискуссионными площадками, где обсуждаются наиболее острые проблемы, такие как положение молодежи на местах и на государственном уровне.
В рамках МП выдвигаются законодательные инициативы, которые предлагаются для рассмотрения органами государственной власти, но не всегда эти инициативы становятся законами (1 из 10 - 20).
На базе МП создаются общественные приемные, куда может обратиться любой молодой человек. Прием ведут сами молодые парламентарии.
МП проводят мониторинг в молодежной среде, постоянно отслеживая уровень жизни и занятости, а также настроения молодежи.
Во многих регионах на законодательном уровне закреплена необходимость изучения мнения молодежи по тому или иному вопросу, где предлагается принятие каких – либо законодательных решений.
Также молодежные парламенты занимаются проведением социально значимых мероприятий. По отношению к этому виду деятельности мнения разняться. Одни полагают, что МП не должны заниматься проведением массовых мероприятий, так как они якобы теряют свою парламентскую природу. Другие считают, что организация таких мероприятий повышает авторитет МП и их влияние на молодежь.
Еще МП ведут просветительскую деятельность, которая направлена на повышение правовой культуры молодых людей, формирование активной гражданской позиции и т. д.
Молодежные политические организации
Политические молодежные организации создаются почти всеми крупными политическими партиями страны.
1. Провластные молодежные организации:
Молодая гвардия – организация созданная партией Единая Россия, предлагающая карьерный рост своим членам. Организация умеренная в своей деятельности. В данной организации отсутствует принцип вождизма.
В отличии от Молодой Гвардии движение «Наши» создано с целью проведения массовых уличных акций, склонно к демонстрации агрессии, по своей структуре опирается на принцип единоличного руководства.
Для студенчества, как категории молодежи с более высокими требованиями, создана организация «Россия молодая». Функционирует в виде отдельных вузовских организаций, но далеко не все ведут реальную работу.
Для всех провластных организаций характерно:
- общие лозунги: борьба с «оранжевой угрозой», критика бюрократии;
- общность мотивации молодежи к участию в этих организациях: предложение карьерного роста;
- данные организации поддерживаются властью.
2. Молодежные организации, созданные официальной оппозицией:
- молодежная фракция ЛДПР;
- МО «Яблоко»;
- Молодежная фракция «Справедливая Россия»;
- МО КПРФ.
Так как эти партии являются парламентскими, их критика существующей власти имеет ограниченный характер. Они выступают за более решительные шаги, не призывая к полной смене режима.
МО этих партий или существуют виртуально, либо проводят разовые акции, систематически не работая с молодежью.
3. Радикальная оппозиция
Существует несколько МО, многие из них имеют карликовый характер.
Например, «Авангард коммунистической молодежи» и движение «Оборона».
Объединяет эти организации призыв к полной смене власти, радикальный настрой участников. Численность этих организаций незначительна.
Политические МО не должны стать основным видом молодежных объединений, так как они не имеют права на государственную поддержку.
Государства стремится развивать те МО, которые предлагают привитие молодому поколению разнообразных жизненных навыков, способствуют гражданскому воспитанию молодежи.
УСПЕХОВ!!!!!