Классификация детских и молодежных организаций. Начало молодежного движения в России.

Типы студенческих организаций.

Студенческие землячества

В условиях, когда любые студенческие объединения запрещались и преследовались, студенческие землячества были самым распространенным видом объединений студентов. Существовали вопреки запретам властей, т. к. помогали решать самые насущные проблемы.

Основная цель – материальная и реальная поддержка студентов – земляков и общественно – просветительская деятельность.

На разных этапах землячества акцентировали свою деятельность или на первую или на вторую цели.

В вузах существовало до нескольких десятков различных землячеств, зависело от размера вуза и количества студентов.

Большинство землячеств имели традиционную организационную структуру.

Центральный орган – общее собрание земляков. На этом собрании избиралось правление. Также при землячествах были библиотеки, кассы взаимопомощи и бюро труда.

По численности студентов землячества были разными: от нескольких человек до нескольких сотен.

Самыми жизнеспособными были землячества, насчитывающие несколько десятков человек.

В своей деятельности землячества были самостоятельны, объединение землячеств на уровне вуза не происходило. Хотя попытки создания объединенных органов землячества были. Несколько раз создавались Союзные Советы, объявлявшие себя руководителями студенческого движения, но решения этих советов не признавались большинством землячеств.

Землячества сыграли большую роль в организации всероссийских студенческих забастовок в 1899 и 1901 годах.

Под влиянием этих забастовок власти вынуждены пойти на некоторые уступки студенчеству.

В 1901 году официально разделены студенческие организации, не носящие политического характера.

Была несколько изменена роль низших чинов университетской администрации.

Большая часть студентов не была заинтересована в политической борьбе с самодержавием, и те студенты, которые считали целью своей жизни политику, после 1905 года стали членами различных политических партий. Землячества вновь вернулись к своей изначальной миссии: материальной и моральной поддержке студентов.

Основной проблемой всех землячеств был поиск материальных средств.

Источники доходов земляческих касс взаимопомощи:

- членские взносы студентов. В среднем взнос составлял около 50 копеек в семестр, но даже эту сумму платили только 50 – 70% членов землячества;

- благотворительные пожертвования состоятельных людей родного города студентов;

- проведение различных благотворительных мероприятий силами своих студентов, средства от которых поступают в земляческую кассу;

- средства от работы читальных залов, созданных землячествами, доходы отработы копировальной техники.

Классификация детских и молодежных организаций. Начало молодежного движения в России.

Причины возникновения различных молодежных общественных организаций:

- конфликт отцов и детей, стремление молодежи противопоставить себя общепринятым общественным ценностям;

- стремление найти единомышленников, ту дружественную среду, в которой молодые люди не чувствуют себя одинокими;

- создание МО часто инициируется государством и обществом, с целью профилактики угрозы ухода молодежи в асоциальные организации, помочь успешной социализации.

МО бывают (классификация):

- просоциальные – ориентированы на социально полезные дела. Цель – становление гармоничной личности. Примером подобных организаций могут служить различные экологические организации, «Зеленые» и.т.д.

- асоциальные – инертно относящиеся к обществу и его ценностям, а именно неформальные молодежные группировки – байкеры, готы, эмои.т.д.

- антисоциальные – противопоставляющие свою систему ценностей общепринятой и ведущая с обществом и властью активную борьбу – скинхеды.

История молодежных организаций

Молодежные организации берут начало от студенческих организаций 2-й половины 19 века – начала 20 века.

В течении 19 века внутреннее состояние университетов определялось университетскими уставами.

В 1804 году – принят первый университетский устав, предоставивший автономию университетам (самостоятельный выбор ректора и.т.д.).

1835 год – второй университетский устав, лишивший университеты автономии.

1863 год – устав, вернувший университетам автономию.

1884 год – ликвидация автономии.

В целом, политика правительства по отношению к университетам характеризовалась стремлением держать вузы под жестким контролем государства. В первую очередь это касалось студенчества, которое царское правительство постоянно подозревало в антиправительственных мыслях и действиях.

Правовой статус студентов практически не менялся:

- студент признавался «посетителем университета», ему запрещены взаимоотношения с другими студентами;

- создание организаций любого характера, общение в стенах университета запрещено;

- за студентами осуществлялся постоянный надзор, существовала специальная должность педели, которые должны были следить за студентами, как в стенах университета, так и за его пределами;

- студенты обязаны были постоянно ходить в форме, что существенно облегчало контроль за ними.

В середине 19 века (60 – 70 – е годы) было введено правило, по которому студенты посещали общественные мероприятия только в парадной форме.

Студентам выдавалось специальное удостоверение, когда они уезжали на каникулы, должны были отметится в полицейском участке, возвращаясь с каникул студент обязан был взять отзыв о своем поведении.

Один раз в год студентам оплачивался проезд домой. Студентам запрещено было жениться. Разрешение на брак давало университетское начальство, а также требовалось согласие жениха и невесты.

Студент за проступки подвергался различным наказаниям. Могли сделать замечание, посадить в карцер, а также отчислить.

Такой правовой статус студенчества создавал атмосферу противостояния студенческого сообщества и властных структур.

Большая часть студентов происходила из разночинской среды (учителя, врачи и.т.д.), процент дворянских детей среди студенчества неизменно сокращался.

Такой социальный состав способствовал формированию демократической среды студенчества.

Большая часть студентов относилась к материально не обеспеченным, обучение в вузах было платным, лишь не значительный процент студентов мог рассчитывать на получение стипендии. Помощь от семьи чаще всего уходила на оплату обучения. Большинство студентов вынуждены были подрабатывать, чтобы обеспечить свое проживание.

Большинство студентов искали для себя работу, чаще всего это было репетиторство.

Все эти факторы – правовое, материальное, социальное положение усиливали политическую активность и недовольство существующим государственными структурами.

Несмотря на создание как государственных и частных учебных заведений численность студентов в России отставала как от потребностей народного хозяйства, так и от численности студенчества ведущих стран западной Европы.

Царское правительство постоянно стояло перед выбором: или решать проблему нехватки квалифицированных кадров, увеличивая количество вузов в стране, или стараться контролировать студенчество, в ущерб росту учебных заведений.

Женщины в высшие учебные заведения были допущены в конце 19 века, их процент в разных вузах составлял 1 – 7%.

Наши рекомендации