Зарождение и развитие цензуры в западной европе.
Вообще-то, некоторые поползни цензуры были видны еще сквозь греческую демократию и римскую республику. В Афинах как-то сожгли книгу Протагора, римлянин Гней Невий был посажен в тюрьму за критику властей в своих произведениях. Но тогда это носило скорее случайный, чем массовый или узаконенный характер, хотя уже в период Империи гонения на неугодных усиливаются.
После развала Римской империи, о котором так долго предупреждали христиане, начались Средние века. Рыцари там всякие, драконы, опять же. Скучно. Телека нет. Только книги. А что за книги? В основном Библия и её толкования, всё по-латыни. Греков не читали, неприлично. Про комара пишут, и то про его задницу. В силу такой специализации книги хранились в основном по монастырям, там же жили и монахи почти единственные тогда грамотные люди. А если серьёзно, то книги были рукописными, делать их было очень сложно и особый разброд в темах не поощрялся. Зато переписывание одной и той же книги Библии считалось богоугодным делом, но делать это надо было так, чтобы всё было по правилам канонам. Каждый, конечно, своего добавлял, но опять же плюсы с минусами не менял.
Но писать только по канонам было скучно. В маленькой Европе существовала масса лоботрясов, просто оттягивающихся на сочинениях небогоугодных книг или толкующих Евангелия не так, как Папа. Папе это ой как не нравилось. Народ чёрт с ним, он неграмотный, а вот другие монахи начитаются, да вдруг поверят? И решил: запрещу-ка я, говорит, эти книги, и всё в порядке.
И Папа Геласий во второй половине V в.н.э издал первый список запрещённых книг Index librorum prohibitum. Первоначально эти сведения носили рекомендательный характер, но затем пожелания стали жёстче. Таким образом, именно от Римских Пап исходили всякие эти закончики.
Папа Григорий IX в 1233 г. учредил Святую инквизицию, особенно злобствовавшую, как известно, в Испании, во главе с печально знаменитым Торквемадой. Зато его девушки любили. Они просто читать не умели.
Папа Урбан VI в 14 веке издал буллу, предписывающую пользоваться только теми книгами, которые верно списаны с оригинала и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Но уже в 16 веке с появлением типографий цензура перешла к светским властям, которые контролировали всю типографскую деятельность. В основном этим занимались университеты, где в то время главным предметом было богословие. Таким образом, цензура из средства контроля церковных канонов превратилась в средство контроля мыслей.
Первоначально цензура была последовательной, т.е. книги просматривались уже после выхода в свет. Это и понятно книги были рукописными. Но старый пердун Гутенберг собрал из чужих деталей машинку, которая будет снится студентам Журфака даже после выхода на пенсию. Таким образом, издание книги разделилось на две фазы: рукопись, изготавливаемая в единственном экземпляре, и собственно печатная книга. Цензоры, люди неглупые, сообразили, что легче проверить рукопись, чем потом ловить весь тираж. Так появилась предварительная цензура проверка книг перед выходом в свет.
Значительную роль в развитии цензуры сыграло появление протестанства. В католических странах, т.е. Франции, Германии, Италии и особенно в Испании протестанты считались еретиками и беспощадно истреблялись. Французские монархи обладали личной властью над церковью, а потому считали протестанство опасным для себя лично. В 1547 г. во Франции была узаконена предварительная цензура, которой занимались всё те же профессора Сорбонны. А в 1551 году была введена и смертная казнь за выпуск, продажу и даже хранение запрещённых или непроверенных книг. Отменили её лишь в 1728 г. Но и этого казалось мало: в 1649 г. Людовик XIV издал указ, регламентирующий всю печать, цензорство и книготорговлю. Были жёстко указаны даже кварталы, где должны жить типографщики, регламентировано количество учеников и помощников, одежда книготорговцев и т.п. За малейшие нарушения можно было отделаться в лучшем случае большим штрафом. В худшем бесплатно, но на всю оставшуюся жизнь. Цензоры к этому времени были уже хорошо образованными профессионалами, каждый со своей специализацией.
Но даже и это не смогло помешать дальнейшему распространению политических памфлетов, не говоря уже об устных выступлениях. Закончились эти тяжёлые времена лишь 21 августа 1789 года, когда статья II Декларации прав чувака и гражданина узаконила полную свободу печати. Но и эта лафа продолжалась недолго: Наполеон, придя к власти и даже не будучи ещё императором, опять жестко ограничил свободу.
В Англии и Германии цензура работала по французскому образцу, но с некоторыми нюансами.
Особенностью Германии была сильная раздробленность, единственными центрами культуры были монастыри. Первый печатный станок был установлен в 1452 году, а уже в 1486 архиепископ Майнский учредил цензурные органы Bьchercensurcomission нечто вроде совета, отбиравшего неугодные книги. В 1501 Папа Александр I буллой подтвердил полномочия Епископа. Роль протестантов в Германии играли лютеране, и проблемы там были те же. Например, Лев X к 4 мая 1515 года адресовал Мартину Лютеру аж три буллы. Но в 1555 году наконец установилось равноправие лютеран и католиков.
В Англии всё началось с большого бабника Генриха VIII, который, чтобы обручиться с новой женой, отделил свою церковь от католической. А всё из-за того, что Папа просто не разрешил ему разводиться и жениться опять. Так вот этот Генрих в 1530 году издал собственный список запрещённых книг, с чего и началась английская цензура. А кончилась она с 9 “Билля о правах”, который оставил право ограничивать свободу прессы в Англии лишь за парламентом.