Прообразы газет в древнем риме.
В годы расцвета греческой демократии и в последующем существовании эллинского мира не было и намёка на периодическую печать. Правда, уже при Исократе, как отмечалось выше, появились энкомий и памфлет - формы письменной публицистики, выполняющие свою идеологическую и агитационную роль. Насколько действенными были подобные политические брошюры (например “Панегирик” Исократа), трудно судить, так как древние сохраняли записи речей как образцы ораторского искусства, несущие в себе прежде всего эстетическое наслаждение, а предпочтение отдавали всегда живому слову. В классической филологии XIX века стало общим рассуждение о “южном типе” эллинской цивилизации, базировавшейся обыкновенно под открытым небом на площади, когда любая информация с лёгкостью передавалась из уст в уста, без посредства письменности.
Главную роль в распространении информации играла, разумеется, Fama - богиня Молва со ста глазами и ста ушами. О ней упоминали греки Гомер и Софокл.
Для того чтобы не отрываться от событий римской жизни, вдыхать воздух римских мостовых, состоятельные люди нередко нанимали подобие репортёров, так называемых operarii (т.е. просто “ремесленников”, людей образованных, но без определённых занятий, деклассированных). Compilatio - похититель, плагиатор - так шутливо называл их Цицерон. В обязанности этих людей входила беготня по городу и собирание любой информации о происшествиях, скандалах, несчастных случаях и тому подобных событиях. Вся эта болтовня была занимательной, но малоинформативной, поскольку “греков” не пускали в знатные дома и они были далеки от людей, осуществляющих управление государством.
Другую группу корреспондентов составляли лица более осведомлённые в глубинных течениях римской политики - друзья и близкие, люди из сенаторского сословия. Они были вхожи к первым лицам государства и часто посвящались в тайны римской политики. Особо ценились письма людей мыслящих, аналитиков, способных представить целостную картину происходящего, обладающих юмором и хорошим литературным стилем. К таким корреспондентам принадлежал и сам Цицерон, чьи частные письма ещё при его жизни стали достоянием публики усилиями друга и издателя Аттика. Поныне эпистолы Цицерона сохраняют значение памятника исторической и поэтической мысли.
В жизни римской республики письма играли достаточно важную роль: с помощью письма можно было не только сообщить важные сведения какому-либо политическому лицу, но и выразить ему свою симпатию.
Эпистолярное творчество римлян во многом заменяло им нашу газету. Письма выдающихся людей, где они высказывали свои чувства и взгляды, читались, комментировались и переписывались. Посредством таких писем государственный человек защищал себя перед людьми, уважением которых он дорожил. Эпистолы, в которых содержалась какая-либо значительная новость, переходил из рук в руки и становились общественным достоянием. Корреспонденцией Цезаря в Германии и Британии пользовались офицеры его штаба, поскольку это помогало восстановить ту атмосферу светской жизни, позабыть которую не властен был никто. Наконец, в зависимости от серьёзности сделанного заявления корреспондент мог отправлять одинаковые письма сразу нескольким важным лицам, что приходилось делать Цезарю в последние месяцы своего проконсульства в Галии при назревающем конфликте с сенатом. Существовал обычай открытых писем - in publico propositae, - текст которых размножали и развешивали на стенах в публичных местах. Когда форум замолк, как во времна последней диктатуры Цезаря, с помощью писем пытались образовать нечто вроде общественного мнения в узком кругу сторонников сената. “Подмётные письма” - практически агитационные листовки заговорщиков - сыграли не последнюю роль в удачном разрешении заговора против Цезаря, о чём упоминают в своих рассказах практически все римские историки.
О значении эпистолярного жанра для римской культуры можно судить и по сохранившимся памятникам античной литературы, так как наиболее прославленные поэты древнего Рима Гораций и Овидий использовали форму послания в своём художественном творчестве. Жанровая форма письма оказалась многофункциональной. Эпистола обладала одной существенной особенностью - субъективностью изложения материала, поскольку письмо было явлением частной жизни граждан и, следовательно, как форма идеологического воздействия не подлежало контролю со стороны государства.
Роль основателя мировой прессы вполне в духе наших представлений о Гае Юлии Цезаре - римском военачальнике и политике. В год своего первого консульства (59г. до н.э.) Юлий Цезарь начал издавать “Acta diurna senatus ac populi”, что дословно можно перевести “Ежедневные протоколы сената и римского народа”. Ежедневный листок содержал протоколы заседаний сената и прений в народных собраниях, краткое изложение громких судебных дел, разбиравшихся на форуме, и, кроме того, описание происходивших общественных церемоний.
Из скудных сведений о существовании первой римской ежедневной газеты мы можем предположить, что её основатель, задумывая издание “Acta diurna”, более всего заботился об объективности информации, доходившей до граждан в различных уголках римской республики. В основе газеты лежал жанр отчёта о постановлениях, принятых в сенате и в комициях, или, как пишет Г. Буассье, “протоколы” заседаний законодательных струткур.
В итоге, хочется отметить, что прилагательное diurnalis (ежедневный) легло в основу французского понятия jurnal, и, следовательно, от него ведёт своё название журналистика.