Российский Государственный архив древних актов 18 страница

Аристократ — это не только родовитый, знатный, наиболее уважаемый представитель дворянства, но и особый тип личности. Реакция различных слоев общества на государственные и военные церемониалы демонстрировала отношение граждан к представителям власти.

Участие в церемониалах было почетным правом и обязанностью дворянского сословия. Сам факт такого участия укреплял социальный статус личности. В культуре имперских государств символы и символические церемониалы играли важную роль. Они не были условностями, облегчающими тот или иной род деятельности. За деталями этикета вставали вопросы политики государства, его идеологии и престижа верховной власти.

Человек предстает перед другими людьми в совокупности внутренних и внешних свойств. Целый ряд государственных указов XVIII — XIX вв., регламентирующих формы одежды, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных и моральных идей дворянства.

Язык костюма подчеркивал социальный статус человека, говорил о его художественном вкусе. Но прежде всего он уравновешивал этические и эстетические принципы. Для представителей высшего света понятия морали и вкуса были взаимодополняющими. В то же время государственные и военные церемониалы являлись языком культуры правящего класса и в этом качестве являлись неотъемлемой частью культурной жизни общества того времени.

Смена форм правления всегда влечет за собой введение новых церемоний и наполнение новым идеологическим содержанием общепринятых старых форм. Так было в начале XVIII в., когда шел процесс европеизации общества и консолидации дворянского сословия. В начале XX в., накануне крушения монархии, попытки приспособить отжившие церемониальные нормы к новым условиям общественного развития оказались безуспешными.

В России не произошло слияния элит. Представители буржуазных кругов не были допущены в социальные институты светской жизни и соответствующие им пространства, частью которых являлись государственные церемониалы.

Государственные и военные церемониалы поддерживали престиж верховной власти. Попытка же создания на рубеже веков нового для России ритуала — приема народных избранников при царском дворе — оказалась неудачной и вместо укрепления союза властных структур высветила политические и социально-экономические противоречия в обществе.

Таким образом, ритуал подтвердил свое символическое значение. Если традиция культивирует изживший уклад жизни, она становится тормозом на пути развития общества.

XX в. Мученики и безбожники, пошляки и утонченные эстеты, палачи и безвинные жертвы, отверженные таланты и востребованные властью бездари... Писать об этом времени трудно — «большое видится на расстоянии».

В первые годы после революции новые «хозяева России» жили в Кремле весьма непритязательно, но с течением времени «слуги народа» начали существовать в режиме «спецжизни». Подчеркнутая скромность — официальный стиль жизни светских правителей. Хотя в Кремле тоже были хозяева и слуги. Шоферы, повара, уборщицы, охранники, распорядители обеспечивали жизнь, далекую от аскетической. Владислав Ходасевич вспоминал, что советские дамы Кремля одевались у Ламановой, покровительствовали искусствам, ездили в «роллс-ройсах». На прием по случаю второй годовщины Октября Ф. Раскольников и Л. Рейснер привезли из волжского похода захваченные бочки с черной икрой и разложили ее перед гостями. Рейснер и Раскольников нарушили условия проведения церемониалов тех лет, пропагандирующих скромный образ жизни новых правителей государства. Прошли десятилетия, но до сих пор этот прием — пятно на нравственном облике большевиков.

8 марта 1935 г. по инициативе Сталина в Кремле был устроен первый советский банкет для передовых женщин страны. Идеологический отдел и редколлегия журнала «Работница» составляли список приглашенных. Вопрос о костюмах был решен в пользу парадных платьев. Главная часть торжества — застолье с песнями и танцами. Сталин поднял тост за советских женщин и их трудовые подвиги. За столами пели песни и частушки, Буденный наигрывал на гармони. К слову, Сталин запретил мелодию фокстрота. Буржуазным танцам нет места на советских праздниках.

С этого времени банкет — норма советских официальных отношений. Для ритуала характерно преобладание визуальных средств общения. Язык движений лежит в основе ритуального поведения. Посредством особых манипуляций вещами, языка жестов, поз передается наиболее значимая информация. Семантика этикетного жеста, в отличие от церемониального, не является жестко фиксированной, он скорее определяет тональность общения, тогда как ритуальный жест наделен жестко определенным смыслом.

Официальные подарки вождям осуществляли парадную репрезентацию власти. Подарки советским вождям — выставочные экспонаты. Так, Сталину от чешского народа были преподнесены фонарь и кирка горнопроходчика из серебра и редких пород дерева. В 1949 г. польские рабочие подарили Сталину весьма символичную композицию — телефонный аппарат, трубка которого лежала на глобусе. Подарки из-за рубежа создавали картину всемирной власти, иллюзию размытости границ.

С начала XX в. костюм перестает быть носителем национальной, социальной, исторической информации. Фрак и бальное платье законсервированы для церемониальных торжеств элиты.

По мнению специалистов, есть два главных события моды XX в. — мини-юбки и джинсы. Эти изобретения перечеркнули все предыдущие стили, словно и не было античности, Средних веков, Возрождения. Офелию и Вертера невозможно себе представить одетыми в джинсы.

В конце XX в. входят в моду игры с вещами, игры желаний и соблазнов. С одной стороны, вещи говорят о социальном положении человека; с другой стороны, семья — адресат вещей.

В России работают, чтобы потреблять, или потребляют, чтобы работать? Можно не говорить о возвращении прежней элитарности? Вещь — часть политики. Концепция «классовой одежды» в мире непопулярна, первенство — за «национальной одеждой».

В период хрущевской «оттепели» глава государства совершает официальный зарубежный визит с супругой. Теперь это не буржуазная роскошь. Нина Петровна проявила выдержку и такт. Во время поездки в Америку пресса отмечала достоинство «первой леди», восхищение вызывало ее умение обходить в разговоре острые политические проблемы и переводить беседы на семейные темы. В конце 50-х гг. ЦК КПСС и советское правительство решили возродить традицию встречи Нового года на официальном уровне. Это была идея объединения руководства страны за столом. Устраивалось застолье в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, с 1961 г. в банкетном зале Кремлевского Дворца съездов (КДС). На торжество приглашались иностранные послы, министры, военачальники, советские дипломаты. Высшее руководство являлось с семьями.

В начале 60-х гг. приемов устраивалось много (по два-три в неделю). В 1958 г. вышло постановление об экономии государственных средств: разрешалось расходовать 4 руб. 50 коп. на человека[454] (с 1 января 1961 г.). Крепкие напитки — водку и коньяк — подавать запрещалось. На Новый год организовывались сказочные пиршества: рыжики, икра красная и черная разных сортов, осетры, фаршированная стерлядь, крабы с клешнями в ладонь, перепела, фазаны, оленьи языки в желе и т.д. Приглашались лучшие артисты.

С 1965 г. елку в КДС наряжали только для детей. Елка в Кремле для руководства страны и дипломатического корпуса покинула Кремль вместе с Никитой Сергеевичем Хрущевым.

В советский период тщательным образом разрабатывалась каждая деталь государственных и военных ритуалов. Церемонии открытия и закрытия партийных съездов, военные парады на Красной площади являлись событиями международного значения. Практически каждый церемониал был своеобразной художественной иллюстрацией этических норм, принятых в социалистическом обществе. Как и в дореволюционный период, большое значение отводилось невербальным средствам общения: жесту, языку костюма, музыкальному сопровождению.

Парад 7 ноября 1941 т. и парад Победы 24 июня 1945 г. — между ними почти четыре года трагической и великой русской истории. Четыре года потерь и страданий, но Советский Союз выстоял, не встал на колени, сохранил свою целостность. Парады на Красной площади еще раз подтвердили, что военные церемониалы способны поднять дух нации, сплотить армию и народ, заставить высшее руководство государства, каких бы политических взглядов оно ни придерживалось, осознать: нация, забывшая уроки военных побед и поражений, теряет честь и благородство.

В современном российском обществе происходит образование новой политической элиты. Прежняя, сформировавшаяся в годы перестройки, не оправдала возложенных на нее надежд. Отсутствие национальной идеи в государстве сказалось и на нравственном облике представителей высших эшелонов власти. Они не только не являлись носителями государственной общенациональной идеи, но и, будучи выходцами из криминальных структур, не пользовались уважением ни внутри страны, ни на международной арене. В то же время популярные в народе деятели культуры, перейдя во властные структуры, стали постепенно утрачивать былое расположение своих избирателей не только из-за профессионального несоответствия новым должностям, но и прежде всего из-за отсутствия четких нравственных ориентиров.

Окружение первого Президента СССР и первого Президента РФ постепенно утрачивало признаки социального института власти, о которых говорилось выше. У представителей «двора» не было общих государственных интересов, целей, задач и единства действий, иерархия существовала, но отсутствовала устойчивость положения. В России не произошло сплочение в единое сообщество лучших представителей различных социальных групп; «аристократии духа» не существует. Чтобы попасть в элитарные круги общества, достаточно иметь богатство и любую известность, включая скандальную. Представители российской элиты в большинстве своем не стремятся прославиться благодаряпросвещенности, хорошим манерам, результатам своей профессиональной деятельности. Образ жизни человека — зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Посольские церемониалы обязаны поддерживать иллюзию могущества государства. Я полагаю, что так называемые встречи «без галстука» 90-х гг. XX в. (то есть встречи глав государств без соблюдения правил дипломатического протокола) не прибавили уважения к политике Российского государства. «Всякое общество нуждается в центре; здесь же центра не существует; здесь есть только никак не связанные между собой партии — разрозненные члены тела, искалеченного революциями <...> Каждая из них — листок, вырванный из великой книги национальной истории», — писал 20 января 1843 г. из Парижа секретарь русского посольства Виктор Балабин, который едва ли мог предполагать, что спустя 150 лет его слова будут характеристикой к политической ситуации в России.

Трансляция в 1993 г. из Кремля «Встречи политического Нового года» вызвала неоднозначную реакцию у населения и во многом повлияла на стиль общественного поведения в определенный исторический период. Реакция на несоблюдение этикета следует незамедлительно, реакция на нарушение правил церемониала может последовать спустя десятилетия.

В последней так называемой инаугурации, или, говоря по-русски, посвящении президент шел по залам один, рядом не было никого; создавалось впечатление, что рядом с этим человеком и за ним никто не идет. Сподвижники должны были бы следовать за президентом в строго установленном порядке, согласно их заслугам перед Отечеством. В ходе церемониала граждане России имели право увидеть элиту науки, лучших ее представителей. Но президент один пришел и один ушел.

В организации этого церемониала трудно винить его устроителей; для его достойного проведения следовало определить, какие нравственные принципы объединяют стоящих у власти. В России участники светской жизни «аристократия» денег и власти. В большинстве своем эти люди удостоены привилегий не в силу своих нравственных качеств или таланта, а благодаря материальному положению и политическому влиянию.

В России появилась новая социальная эстетика. Элита убеждена в том, что она по-любому будет править страной. Церемониалы с ее участием зачастую превращаются в циничные действа, которые беззастенчиво разыгрываются на глазах миллионов граждан: «наследники» традиций русского купечества устраивают в период поста благотворительный церемониал, по окончании которого жертвователи демонстрируют народу специально изготовленный для них гигантских размеров торт. Новая элита демонстрирует свое могущество, в то время как граждане невольно задаются вопросом: «На чем основано это могущество? В чем заслуга этих людей перед Отечеством?» Таким образом, современные ритуалы не устанавливают равновесие, а, напротив, обостряют социальную обстановку в обществе. Своей филантропией элита пытается доказать, что способна творить добро, но это лишь отдельные эпизоды на фоне циничной вакханалии чистогана.

В XX в. за поведением первых лиц государства имеет возможность наблюдать любой гражданин. Доверие общественности к политическому деятелю складывается в том числе и во время репортажей о проведении государственных и военных церемониалов, которые, как и государственная символика, призваны способствовать сплочению народа, укреплению его самосознания.

В 90-е гг. XX в. властные структуры отказались от советских церемониалов. При этом не были созданы новые формы их проведения. Нельзя в одночасье отменить церемониал или изменить его структуру. За сто лет существования ритуала награждения Нобелевских лауреатов в нем произошло лишь одно изменение — король Швеции пересел из зала на сцену. Соблюдение традиции — дань уважения предыдущим поколениям, их мыслям и делам.

В настоящее время единственный ритуал, который сохранил все признаки этого понятия, — Минута Молчания. Впервые призыв к ней прозвучал в 1965 г. по радио. В этом церемониале тщательно продуманы все составляющие — от тембра голоса диктора до музыкального сопровождения. Другие так называемые современные церемониалы не выдерживают никакой критики, так как не имеют под собой ни духовной, ни нравственной идеи.

Пока в России существует диктатура пошлости, никакие указы не заставят граждан стоя исполнять российский гимн, относиться с искренним почтением к государственным регалиям, гордиться военным мундиром.

Корни патриотизма — не в экономическом богатстве государства. Патриотизм — это прежде всего духовное состояние нации, это желание ее граждан честно служить Отечеству, это ответственность перед ушедшими и будущими поколениями за свои мысли и поступки.

В здоровом государстве властители дум не щеголяют туго набитыми кошельками. Властители дум — представители духовенства, армии, науки, образования. Аристократ духа может жить в далеком сибирском селе или недалеко от Кремля, трудиться в поле или служить в армии. Аристократия духа — это соль нации.

ВЛАСТЬ ЦЕРЕМОНИАЛОВ И

ЦЕРЕМОНИАЛЫ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

Использованные источники

и литература

Архивные источники

Российский Государственный архив древних актов

Ф. 1261. Оп. 1:

Ед. хр. 2160. Благодарственное письмо от мэрии Мобежа М.С. Воронцову (на фр. языке).

Ед. хр. 2337. Ведомость о количестве государственных доходов в трех новых российских губерниях.

Ед. хр. 2386. Секретное письмо М.С. Воронцова А.И. Красовецкому с указаниями по административной работе в связи с передачей ему временного управления Новороссийскими губерниями и Бессарабской областью.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. 553. Оп. 1. Ед. хр. 61. Сочинения камердинера Императрицы Марии Федоровны А. Степанова о Павле I и о придворных балах во времена Александра III,присланные П.К. Бенкендорфу. 1908 г.

Ф. 568. Он. 1. Д. 7. Л. 60. Инструкция для особ, приглашенных на Большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца. 17 января 1879 г.

Ф. 601. Он. 1. Д. 1624. Л. 86об., 87, 87об., 88. Гардеробная книга с записями формы одежды императора Николая II за 1897 — 1900 гг.

Ф. 642. Д. 581. Л. 62. «Высочайше утвержденный список балов» на 1888 г.

Ф. 678. Оп. 1. Д. 910. Л. 18-18об. Распоряжение обер-церемониймейстера Императорского Двора барона В.К. Ливена Н.Е. Давыдову об устройстве «Обычного каре» во время высочайшего бала в Зимнем дворце. 27 января 1877 г.

Ф. 678. Оп. 1. Д. 910. Л. 16. Список лиц, имеющих «счастье представиться ея величеству» императрице Марии Александровне во время бала в Зимнем дворце. 27 января [1877 г.].

Ф. 678. Оп. 1. Д. 911. Л. 23. Схема рассадки гостей за «высочайшим столом» во время Большого бала в Николаевском зале Зимнего дворца. 17 января 1879 г.

Ф. 973. Оп. 1. Д. 83. Рапорты на имя Николая I черниговского, полтавского и харьковского генерал-губернатора графа Левашова В.В. о результатах обследования состояния Черниговской, Полтавской и Харьковской губерний. 1836 г.

Наши рекомендации